Формы человеческого мышления: образное(пробуждает представление о даже несуществующем предмете), абстрактное(слово и в роли образа и в роли понятия; более молодое мышление), понятийное (слово в значение максимального обобщения)
«Искусство мыслит образами»
Внутренняя форма слова, как основа мышления и творчества.
Потыбня «Мысли и язык» рассматривал образ, как средство создания мысли, как творческий акт речи.
Мысли ассоциируются, мысли ведут себя, как люди в социуме.
Социум «идти вместе в одном направлении»
Слово — внешняя форма или материальная оболочка; знак значения (внутренняя форма, наводящая нас на лексическое значение); лексическое значение.
Эта же структура присуща всем видам ис-ва
Лексическое значение = идее произведения
Внутренне значение = сюжету, значению
Некоторые слова теряют знак значения, слова, которые долго находятся в обиходе, заимствованные слова
Термины обычно заимствуются, поскольку теряют знак значения и не наталкивают человека на неправильные мысли.
|
|
4 типа мышления:
2 старших типа мышления: мифологическое и метафорическое/поэтическое(по Потыбне)
2 младших: прозаическое, научное
Мифологическое — воспринимали буквально все мифические образы.
Метафорическое — образность условна(между реальностью и образным представлением есть определенный разрыв)
Прозаическое — мысль со временем выражается в понятиях, нежели в образах. Отсутствие образности мышления, относится не только к прозе.
Научное — умозрительность достигает наибольшей выразительности. Понятийность исключает образность. Не терпит инверсий.
Общие сво-ва художественного образа
Основные функции и отличительные черты
Функции: отражение реальности; преображение реальности
Мимесис (подражание) реальности. Основоположник Гомер в Гимне Аполлону.
Экфаза — поэтический жанр, задачей которого было точное описание предмета(ныне мертв).
В древности высшими видами ис-ва являются живопись и скульптура, потому что могли точно копировать реальность.
Литература — это техника, а не искусство в древности
Далее образ принимает функцию выразительности.
В эпоху романтизма творец пытается показать свою индивидуальность. Позволяет себе от античных сюжетов
Индивидуальность разделяет литературные течения на авангардизм и фантастику, возникших из-за того, что писатель пытался самовыразиться.