Художественный образ (эйдос от гр. «образ, идея, зеркало»)

Формы человеческого мышления: образное(пробуждает представление о даже несуществующем предмете), абстрактное(слово и в роли образа и в роли понятия; более молодое мышление), понятийное (слово в значение максимального обобщения)

«Искусство мыслит образами»

Внутренняя форма слова, как основа мышления и творчества.

Потыбня «Мысли и язык» рассматривал образ, как средство создания мысли, как творческий акт речи.

Мысли ассоциируются, мысли ведут себя, как люди в социуме.

Социум «идти вместе в одном направлении»

Слово — внешняя форма или материальная оболочка; знак значения (внутренняя форма, наводящая нас на лексическое значение); лексическое значение.

Эта же структура присуща всем видам ис-ва

Лексическое значение = идее произведения

Внутренне значение = сюжету, значению

Некоторые слова теряют знак значения, слова, которые долго находятся в обиходе, заимствованные слова

Термины обычно заимствуются, поскольку теряют знак значения и не наталкивают человека на неправильные мысли.

4 типа мышления:

2 старших типа мышления: мифологическое и метафорическое/поэтическое(по Потыбне)

2 младших: прозаическое, научное

Мифологическое — воспринимали буквально все мифические образы.

Метафорическое — образность условна(между реальностью и образным представлением есть определенный разрыв)

Прозаическое — мысль со временем выражается в понятиях, нежели в образах. Отсутствие образности мышления, относится не только к прозе.

Научное — умозрительность достигает наибольшей выразительности. Понятийность исключает образность. Не терпит инверсий.

Общие сво-ва художественного образа

Основные функции и отличительные черты

Функции: отражение реальности; преображение реальности

Мимесис (подражание) реальности. Основоположник Гомер в Гимне Аполлону.

Экфаза — поэтический жанр, задачей которого было точное описание предмета(ныне мертв).

В древности высшими видами ис-ва являются живопись и скульптура, потому что могли точно копировать реальность.

Литература — это техника, а не искусство в древности

Далее образ принимает функцию выразительности.

В эпоху романтизма творец пытается показать свою индивидуальность. Позволяет себе от античных сюжетов

Индивидуальность разделяет литературные течения на авангардизм и фантастику, возникших из-за того, что писатель пытался самовыразиться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: