Ein Wetterbericht

Anfangs heiter, am Nachmittag Aufzug von Wolkenfeldern und nachfolgend Niederschläge, in den Mittelgebirgen Schneefall, im Flachland Eisregen, mäßige teilweise starke Winde aus Südwest. Tageshöchsttemperaturen um 5 Grad. Nachttemperaturen unter dem Gefrierpunkt. Weitere Aussichten bis zum Wochenende: Temperaturrückgang, Naсhfrost. Für die Jahreszeit zu kühl.

Фразовое ударение

Слова в зависимости от выполняемой ими в предложении функции имеют ударение различной силы. Принято различать четыре степени ударенности – главное ударение , второстепенное ударение , усиленное ударение и неударность, которая не имеет специального обозначения.

Разная сила ударения используется для разграничения знаменательных и служебных слов во фразе. Знаменательные части речи – существительные, прилагательные, глаголы, наречия – всегда имеют ударение. Служебные слова – артикли, предлоги, союзы, связки, вспомогательные глаголы, а также местоимения, отрицания nicht, kein и частицы – являются в предложении неударными. Слова, стоящие на грани служебного и знаменательного слова, например, модальные глаголы, несут второстепенное ударение.

Неударные слова примыкают к ударному слову и образуют с ним фонетическое единство, объединяемое одним ударением.

Правила фразового ударения в немецком языке:

0. В простом нераспространненом повествовательном предложении усиленное ударение чаще стоит на сказуемом, если сказуемое сложное – на его смысловой неизменяемой части. Связки и вспомогательные глаголы ударения не имеют, например:

Helga stu´´diert. Sie ´ist Stu´´dentin. Sie hat die Hausaufgabe ge´´macht.

Модальный глагол в составе сказуемого отмечается второстепенным ударением, усиленное ударение лежит на инфинитиве, например:

Sie,soll die Hausaufgabe ´´machen.

1. В простом распространенном повествовательном предложении с прямым порядком слов усиленное ударение чаще стоит на второстепенном члене предложения –дополнении или обстоятельстве, например:

Helga studiert ´´Fremdsprachen.

2. Если простое распространенное предложение содержит ряд второстепенных членов, то усиленное ударение обычно падает на член предложения, занимающий последнее место в предложении:

Sie studiert Fremdsprachen ´´gern.

Sie studiert gern ´´Fremdsprachen.

Если при обратном порядке слов на последнем месте предложения стоит подлежащее, то оно также имеет усиленное ударение, например:

Fremdsprachen studert ´´Helga.

3. Изложенные правила фразового ударения относятся также к вопросительным и побудительным предложениям. В нераспространенном предложении ударение падает на сказуемое, в распространенном – на второстепенный член предложения, например:

Stu´´diert Helga? Lesen sie ´´richtig!

Мелодика

Мелодика' представляет собой изменение высоты тона, его повышение и понижение на протяжении пред­ложения или синтагмы. Мелодика является важнейшим интонационным средством, она имеет различные функ­ции в языке. Одна из важнейших функций мелодики состоит в оформлении различных типов предложений определенным мелодическим рисунком.

Основные мелодические типы простого предложения в немецком языке:

I. Повествовательное предложение характеризуется понижением тона в конце предложения. Ко­нец повествовательного предложения по тону всегда ниже его начала. Движение тона внутри предложения зависит от соотношения ударных и неударных элементов, а также от положения усиленного ударения во фразе.

П. Побудительное предложение по своей мелодике
принципиально не отличается от повествовательного
предложения. Побудительное предложение также имеет понижение тона в конце.

Ш. Вопросительные предложения получают различ­ное интонационное оформление в зависимости от их грам­матической структуры.

а) Вопросительное предложение без вопросительно­го слова характеризуется повышением тона в конце предложения. Резкий ска­чок тона вверх создается благодаря низкому тону, с кото­рым произносится ударный слог слова наиболее важно­го по смыслу.

б) Мелодика вопросительного предложения с воп­росительным словом в основных чертах совпадает с ме­лодикой повествовательного предложения.

Интонационная характеристика этого типа вопроси­тельных предложений изменится при переспросе. При по­вторении вопроса самим спрашивающим предложение оформляется вопросительной мелодикой, усиленное уда­рение со сказуемого перемещается при этом на вопро­сительное слово. Ср.:

Распространенное предложение делится обычно на части, называемые синтагмами. В отличие от простого предложения, которое мо­жет состоять как из нескольких синтагм, так и из одной синтагмы, сложное предложение состоит не менее чем из двух синтагм, так как каждое элементарное предложе­ние в составе сложного выделяется в отдельную синтагму. Граница между частями сложного предложения, обозна­чаемая на письме знаками препинания, интонационно передается паузой, а также мелодическим оформлением синтагм. Длительность паузы и мелодический тип син­тагмы определяется главным образом характером син­таксического отношения между частями сложного пред­ложения.

а) Наиболее типичным для интонационного оформ­ления сложноподчиненного предложения является мело­дика незавершенности начальной синтагмы независимо от расположения его частей.

б) Разновидностью сложносочиненного предложе­ния является альтернативный вопрос, представляющий собой соединенные союзом oder два или более вопро­сительных предложения без вопросительного слова. Чаще интонация такого альтернативного вопроса ха­рактеризуется сочетанием незавершенной и завершен­ной мелодики.

в) Обращение в начале предложения всегда выде­ляется в отдельную синтагму, оформляемую восходяще-нисходящей мелодией.

Обращение в середине и в конце предложения либо выделяется в отдельную синтагму, либо входит в одну син­тагму с предшествующей частью предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: