1978
Перед нами поэтическое описание белой ночи в Ленинграде (учитывая дату написания). Налицо метафорическое видение поэтом действительности, тонкое лирическое переживание ночного летнего пейзажа.
Каковы средства создания художественного эффекта?
Фонетические: белеет – болеет (ассонанс)
Сад – услад (аллитерация)
Морфемные: нет.
Лексические: нега (устар.), услады (устар.)
Сравнения: нет.
Метафоры: ночь раскалена, луч разобьётся о купол, просить у жизни;
Оксюморон: добела раскалена;
Олицетворение: лето входит в Летний сад; ум болеет;
Эпитеты метафорические: нет
Эпитеты изобразительные: тоской и негой молодой (изобразительно-метафорические, ср. молодой человек, молодой задор), купол золотой, луч предрассветный;
Эпитеты лирические – нет
Поэтический синтаксис: повторы и градация - каких наград, каких услад, инверсия:просить у жизни этой.
Метонимия: ум болеет, каких наград, каких услад иных просить.
Риторические приёмы: риторический вопрос: каких наград, каких услад иных просить у жизни этой?
|
|
Короткое стихотворение исполнено метафорической иносказательности: два олицетворения, три метафоры. Оригинален поэтический синтаксис, он создаёт неповторимую интонацию стихов Беллы Ахмадулиной.
Роды, жанры и виды литературы.
Понятие рода – одно из основополагающих в литературоведении. Упоминание о нем мы встречаем еще в трудах Аристотеля. Именно он делил всех творцов на «серьезных» и «легкомысленных» по отношению их к предмету изображения.
К «серьезным» относил эпиков в силу того, что они создают объективную картину мира. Таков великий Гомер. К «легкомысленным» древнегреческий ученый причислял поэтов- лириков за то, что те субъективны и говорят только о своих переживаниях.
В настоящее время споры о литературном роде несколько поутихли. Почему? Скорее всего, потому, что нынче наблюдается полное смешение стилей и жанров, а при этом писателю весьма трудно сохранить и чистоту родовых признаков в своих произведениях.
Профессиональному филологу важно представлять себе иерархию родов, жанров, и видов в литературе (и в других видах искусства).
Понятие рода – наиболее общая категория. Она предполагает деление произведений литературы по способу изображения того или иного предмета или явления.Важно то, какую позицию по отношению к изображаемому человеку и миру в целом занимает художник слова. Видит ли он действительность как бы со стороны или пропускает мир через свои чувства, пытается постигнуть законы бытия с помощью изображения конфликтных ситуаций и отношений или создает медитационные картины лирического восприятия жизни.
|
|
Род указывает на природу отношения писателя к миру и способ постижения этого мира средствами литературного творчества. Жанр -это способ реализации замысла художника с учетом избранного родовой принадлежности. Вид в литературе скорее всего может быть отнесен к так называемой содержательной форме. В виде воплощается задуманное писателем,находит свое единственное конечное завершение.
Предлагаем Вашему вниманию таблицу, помогающую разобраться в содержательном аспекте изучаемых категорий и понятий.
Эпос как род | Лирика как род | Драма как род | |
Способ изображения | Объективность внешнего мира | Субъективность лирического героя | Конфликт: сочетание объективного и субъективного |
Главное в сюжетосложении | Событие и проявляющиеся в нем характеры (судьбы) | Внутреннее переживание событий внешнего мира | Конфликт как проявление закономерности жизни |
Композиц. особенности | Тома,главы,части,эпизоды… | Циклы стихов | Действия,сцены явления, ремарки. |
Классические примеры литературных произведений | Л. Толстой “Война и мир” Н.Гоголь “Тарас Бульба” | А. Блок “Кармен” А.Пушкин “Я вас любил…” | А.Островский “Гроза”, А.Чехов Чайка”. |
Жанры и виды литературы.
Эпические жанры (идейно-тематический принцип деления) | Лирические жанры (деление по характеру медитации) | Драматические жанры (в основе деления – эстетическое содержание) |
Национально- исторический(“Судьба человека” М..Шолохова) | Гражданская(или патриотическая) лирика А.Пушкин “Чаадаеву”. | Трагедия как невосполнимая утрата ценностей. В.Шекспир “Гамлет”. |
Нравственно- бытовой(“Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” Н.Гоголя) | Интимная лирика (лирика любви и дружбы) С.Есенин “Письмо к женщине”. | Комедия как временное торжество несовершенства. Мольер " |
Романический(“Анна Каренина) | Природная лирика С..Есенин “Белая береза” | Драма как не угрожающий основам бытия конфликт. |
----------- | Философская лирика Ф.Тютчев “Природа –сфинкс…” |