Артикуляционная классификация гласных звуков
Метод проведения лабораторной работы: закрепление изученного материала, аудиторная работа.
Форма контроля:
План:
1. Исторические и фонетические чередования.
2. Артикуляционная классификация гласных звуков.
Задание. Какая разновидность чередований гласных и согласных звуков – фонетических(1) или исторических (2) – представлена в каждом из приведённых слов? Запишите эти чередования (пример: несу – ноша – 2 е//о, с//ш; воск – вощеный – 1 [о] // [а], 2 ск//щ).
NB! Фонетические чередования являются результатом действия фонетических законов: оглушения, озвончения и т.п. Эти чередования отражаются лишь в произношении слов.
Исторические чередования не объясняются современными фонетическими законами, эти чередования традиционны в языке, поэтому и называются историческими. Они закреплены в графическом облике слова (в его орфографической записи). Все типы чередований происходят в рамках одной морфемы.
Запрягать – пряжка, известие – известный, вести – водить, косточка – кости, плоский – площадь, турист – туристический, книжечка – книжка, клевать – клюв, понять – понимать, известие – извещать, жечь – жгу – жжёшь, час – часы, вдох – воздух – вдыхать, мести – мету, орех – орешник, кормить – кормление.
|
|
Затранскрибируйте приведённые выше слова, сделайте частичный фонетический разбор, характеризуя только согласные звуки.
Домашнее задание.
Задание 1. Сделайте транскрипцию следующих отрывков.
1. Однажды вы мне сами в том признались,
Что видели меня в тот самый миг,
Как я устами к зеркалу приник,
В котором вы недавно улыбались. (А.А. Фет).
2. Из слез моих много родится
Роскошных и пестрых цветов.
И вздохи мои обратятся
В полуночный хор соловьев (А.А. Фет).
Задание 2. Подготовьтесь к контрольной работе по орфоэпии. Повторите основные акцентологические тенденции [1].
Литература.
1. Гусар Е.Г. От автора (вступительная статья) // Нормы произношения в эфире: орфоэпия и акцентология: методическое пособие / Е.Г. Гусар, Т.Ю. Кулинкина. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. – С. 11 – 20.
Лабораторное занятие № 7
Контрольная работа по орфоэпии
Метод проведения: аудиозапись с последующим анализом допущенных ошибок.
Домашнее задание.
Задание 1. Ответьте на вопросы, используя литературу [1].
Вопросы:
1. Что такое норма?
2. Какие теории нормы вам известны?
3. Охарактеризуйте современную теорию нормы.
4. Что такое вариативность?
5. Чем отличаются старомосковское и ленинградско-петербургское произношения?
Литература.
1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – С.23 – 35, 110 – 132.
Лабораторное занятие № 8