Субъективный род литературы(по Гегелю)
Предметом лирики является духовная жизнь человека: нюансы чувств, оттенки настроений,варианты мыслей.
Если в эпосе ведущую роль играет объект изображения(а автор как субъект старается уйти на задний план),то в лирике,наоборот ведущая роль принадлежит не объекту изображения, а субъекту высказывания.
Для того,чтобы произведение написанное стихом,стало поэзией у него должно быть общечеловеческое содержание.
Формы лирических высказывании бывают разные:
-Чаще всего от первго лица(я вас любил)
- изображается внешний мир(однако его таким видит субъект)(Буря мглою небо кроет)
-создаются условные диалоги(сжала руки под темной вуалью, отчего..)
-условная сценичность(Твардовский)
Особняком стоит группа сюжетных стихов(в лирике сюжета нет и быть не может) функцию сюжета берет на себя тема.
По своей природе лирика носит размышляющий характер
Среди лирических произведений есть особый круг произведений –суттестивные(носят внушающие характер) Симонов Жди меня.
|
|
Категорически не следует отождествлять поэта как историческую личность и его героя-между ними иногда бывает очень большая дистанция. Минимальная дистанция как принято считать у Есенина.
Типология лирики
1) Я и социальный(гражданская лирика)
2) Я и мир природы, мир космоса., вселенной мои размышления о смысле жизни и бытия. Философская тема к ней примыкает пейзажная тема.
3) Я и мир моих интимных чувств лирика люви и дружбы
4) Тема поэта и поэзии я и моя миссия поэта.
Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.
Понятие о лирическом герое, не тождественном автору текста как таковому, возникло в трудах Юрия Тынянова и получило развитие у таких исследователей, как Лидия Гинзбург, Григорий Гуковский, Дмитрий Максимов. Некоторые исследователи отличают от лирического героя понятие лирического Я поэта.
Как отмечает в связи с лирическим героем ЛермонтоваИрина Роднянская, лирический герой — это своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста обширных лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) в качестве лица, наделённого жизненной определённостью личной судьбы, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости (облик, «повадка», «осанка»). Понимаемый таким образом лирический герой явился открытием великих романтических поэтов — Дж. Байрона, Г. Гейне, М. Ю. Лермонтова, — открытием, широко унаследованным поэзией последующих десятилетий и иных направлений. Лирический герой европейского романтизма находится в предельном совпадении с личностью автора-поэта (как «задушевная» и концептуальная правда авторского самообраза) и в то же время — в ощутимом несовпадении с нею (поскольку из бытия героя исключается все постороннее его «судьбе»). Другими словами, этот лирический образ сознательно строится не в соответствии с полным объемом авторского сознания, а в соответствии с предзаданной «участью». <...> Лирический герой, как правило, досоздаётся аудиторией, особым складом читательского восприятия, тоже возникшим в рамках романтического движения <...>. Для читательского сознания лирический герой — это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру [1] .
|
|
Лирический герой — это, согласно Лидии Гинзбург, «не только субъект, но и объект произведения», то есть изображаемое и изображающее совпадают, лирическое стихотворение замыкается на самом себе. В таком случае естественным образом происходит сосредоточенность лирического героя прежде всего на своих чувствах, переживаниях, что и является, сутью самой категории лирического. Заметим, что в соответствии со сложившейся в литературоведении традицией можно говорить о лирическом герое лишь тогда, когда рассматривается весь корпус произведений конкретного автора в соотнесении с его авторской ипостасью. По определению Бориса Кормана, «лирический герой — один из субъектов сознания <…> он является и субъектом, и объектом в прямо-оценочной точке зрения. Лирический герой — это и носитель сознания, и предмет изображения.