Автономная некоммерческая организация
Высшего профессионального образования
«Московский областной гуманитарный институт»
_________________________________________________________________________________________________________________
Кафедра психологии, педагогики и профессионального образования
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Особенности развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи»
Выполнил:
студент 1 курса,
группы Пс-11
Иванов Иван Иванович
Руководитель:
доцент кафедры психологии, педагогики и профессионального образования, к.п.н.
Сидоров С.С.
Подольск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 7
1.1. Исследование подходов к сущности понятия «память», ее видам и основным закономерностям развития в психологической науке. 7
1.2. Психологическая характеристика детей 6 лет с общим недоразвитием речи 7
1.3. Особенности развития памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи 9
|
|
Выводы по Главе 1. 9
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 11
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи. 11
2.2. Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи. 16
2.3. Рекомендации по коррекции и развитию слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи. 18
Выводы по Главе 2. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 21
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время проблема развития памяти у детей привлекает внимание многих психологов и педагогов. Так, согласно Д.Б.Эльконину в дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память [1, с. 211]. С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать, как «индикатор» состояния психического развития ребенка в целом. Наибольший интерес у детей дошкольного возраста представляет процесс формирования и развития слухоречевой памяти. Это обусловлено тем, что именно в дошкольном возрасте наблюдается быстрый темп развития всех органов и функций организма, развивается речь, формируются сознание и чувства ребенка, совершенствуются такие психические процессы как внимание, восприятие, мышление и память, что так необходимо для успешного обучения в школе. Анализируя психологические исследования по данной проблеме, мы видим, что число неуспевающих школьников на сегодняшний момент составляет более 30% от общего числа учащихся [2, с. 27]. Пытаясь выяснить причины школьной неуспеваемости, специалисты все чаще обращают внимание на детей дошкольного возраста, которым предстоит начать обучение в школе. К числу детей, представляющих группу риска в начале обучения можно отнести детей с общим недоразвитием речи. Большинство этих детей после окончания дошкольных образовательных учреждений обучается по массовой школьной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к усложнению и интенсификации школьных программ, особенно в начальном звене, ставит таких детей в неравные «стартовые» условия по сравнению с детьми, не имевшими проблем в речевом развитии. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста сопровождаются несформированностью других психических функций.
|
|
Анализ психологической литературы по данной проблеме выявил, что на современном этапе состояния вопроса об успешном школьном обучении сложились неразрешенные противоречия между особенностями развития слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста и не готовностью педагогами начального школьного образования учитывать это на практике. Необходимость решения данных противоречий определяет актуальность нашего исследования, заключающегося в теоретическом обобщении и концепций и теорий по исследованию особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи, разработкой рекомендаций по коррекции и развитию слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – память у детей 6 лет.
Предмет исследования –особенности развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.
Цель исследования –выявить и экспериментально исследовать особенности развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленной целисформированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических подходов к сущности понятия «память», ее видам и основным закономерностям развития в психологической науке.
2. Раскрыть психологическую характеристику детей 6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Определить особенности развития памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.
5. Разработать рекомендации по коррекции и развитию слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическо-методологической основой исследования явились исследования в отечественной и зарубежной психологии и нейропсихологии: концепция о генезисе и структуре высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); теория о прижизненном формировании высших психических функций, их социогенезе (А.Р. Лурия); концепция деятельности (А.Н. Леонтьева); теория о локализации высших психических функций, как их хроногенность (П.К. Анохин, А.А. Ухтомский и др.); теория о концептуальном аппарате нейропсихологии детского возраста (Л.С. Цветкова); концепция временной организации памяти (Г. Мюллер, А. Пильцекер и др.); концепция распределенности памяти (Х. Коннер); концепция памяти по видам информации (Л. Сквайр).
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психологической литературы, сравнение, обобщение, конкретизация, экспериментальные – опрос, тестирование, сравнительный анализ качественных характеристик, количественная обработка данных, психодиагностические методики: «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия) [4], «Запоминание двух групп слов» [1], «Запомни пару» [3], анализ результатов экспериментального исследования.
|
|
База экспериментального исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детский сад №15 «Медвежонок» г. Подольска. В исследовании приняло участие 10 человек: 5 девочек и 5 мальчиков в возрасте 6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе исследованы особенности развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи, проведено экспериментальное исследование особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи и разработаны рекомендации по коррекции и развитию слухоречевой памяти. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы Муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) центра развития ребенка – детского сада №15 «Медвежонок» города Подольска для изучения, коррекции и развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.
Структура и объем работы. Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 7 наименований, и 4 приложений.