Цель и содержание модуля

Цель: 1) раскрыть регулятивную сущность эмоциональных явлений, рассмотреть основные характеристики эмоциональной регуляции поведения; 2) определить эмоции как переживания и как форму существования личностного смысла; 3) рассмотреть с позиций различных психологических и психофизиологических теорий взгляды на детерминанты эмоций; 4) продемонстрировать многообразие эмоциональных явлений посредством раскрытия их классификаций.

Содержание модуля 1. Значение эмоций для жизнедеятельности организма и удовлетворения потребностей субъекта. Связь эмоций с потребностно-мотивационной сферой. Регуляторная сущность эмоций. Характеристики эмоциональной регуляции. Эмоции как ведущая форма существования смысла явлений. Эмоции как специфическое отражение отношений человека к действительности. Переживания; субъективный и непосредственный характер переживания. Сложная структура эмоций. Характеристики эмоционального явления: пространственно-временные, модальностные, интенсивностные, двузначность, двукомпонентность, обобщенность, взаимодействие, идеаторность, контагиозность.

Теории эмоций. Интеллектуалистическая теория о согласованности и рассогласованности представлений как о причине эмоций (Н. Гербарт). Современный когнитивный подход к анализу эмоций как к следствию когнитивной интерпретации человеком явлений действительности. Понятие об эмоциональном интеллекте. Сенсуалистический подход к эмоциям как к особой модальности ощущений; трехмерная теория чувств (В. Вундт). Эволюционно-биологическая теория эмоций Ч. Дарвина. Идея связи эмоций с инстинктами и инволюции эмоций у человека; противопоставление рудиментарным эмоциям высших человеческих чувств. Поведенческие концепции эмоций как функций подкрепления-неподкрепления. Условные эмоции и угашение эмоций. Теория глубинной психологии, связывающая эмоции с проявлением заложенных в человеке инстинктивных влечений и стремлений.

Психофизиологические механизмы эмоций. Периферическая теория эмоций У. Джемса и Г. Ланге. Парадокс Джемса о последовательности эмоциональных переживаний и их висцеральных и двигательных компонентов. Критика периферической теории в психологии и физиологии. Опыты Ч. Шеррингтона для доказательства центрально-нервного механизма эмоций. Аргументы У. Кеннона против теории Джемса-Ланге и его концепция о роли взаимодействия кортикальных и субкортикальных (таламических) центров. Активационная теория эмоций Д. Линдсли: функции гипоталамуса и ретикулярной формации в эмоциональном поведении. Гипоталамическая теория эмоций Э. Гельгорна. Лимбическая теория Пейпса-Мак-Лина (круг “Пейпса”). Данные электрофизиологических исследований эмоциональных состояний (опыты Олдса, Дельгадо). Значение центральных теорий для психологического исследования эмоций. Учение И.П. Павлова о физиологическом субстрате эмоций и чувств. Теория эмоций П.К. Анохина. Информационная теория эмоций П.В. Симонова. Объяснения индивидуальных различий эмоциональных реакций (Э. Гельгорн, В.Д.. Небылицын).

Классификации эмоций. Возможные основания научной классификации эмоций. Описательные, функциональные и генетические классификации. Эмоциональные процессы и эмоциональные состояния. Стенические и астенические эмоции. Классификация эмоций по характеру порождающих их отношений, которые реализуются деятельностью, ее мотивами и условиями ее протекания (А.Н. Леонтьев). Уровни эмоциональных явлений (С.Л. Рубинштейн). Функциональная классификация эмоций (В.К. Вилюнас). Ведущие и производные эмоциональные переживания. Ценность эмоций; классификация эмоций в зависимости от типа эмоциональной направленности (Б.И. Додонов). Классификация эмоций П.В. Симонова. Классификация эмоций по критериям их ситуативности-внеситуативности и отношения "фигуры-фона" в регуляции жизнедеятельности (Г. Бреслав).

Понятие о фундаментальных эмоциях (К. Изард). Влияние различных по знаку эмоций на поведение в связи с особенностями их строения.

Планы семинарских занятий к Модулю 1

Семинар №1. Специфика психического отражения на уровне эмоций и чувств

1. Определения эмоций и чувств.

2. Связь эмоций с познавательными процессами и относительная самостоятельность их функционирования.

3. Эмоции и потребности; эмоции и мотивы.

4. Эмоции как переживания.

5. Функции эмоций.

Литература

1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. С.31, 32, 34, 35, 38-39, 41-44, 46-49, 53-56.

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: МГУ, 1986. С.78-93.

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. С.219-220, 225-230, 234-240.

4. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987. С.7-11, 37-41.

5. Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984. С.8-13, 178-185.

6. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. С.63-87.

7. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. Вып.5. С.125-128, 162-175.

8. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971. С.3-5, 73, 77-83, 89-94, 99-108, 148-159.

Дополнительная литература

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т.1. С.13-15, 17-19. Т.2. С.140-143, 164-165.

2. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития//Вопросы психол. 1997. №4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: