Вечерня и утреня

Прежде всего, о празднике Преполовения Пятидесятницы. Он не является особо торжественным, однако, имеет свое предпразднество и попразднество, которое длится где-то 8 дней и в этом году заканчивается 13 мая. В целом, служба не отличается от будничных служб периода попразднества Пасхи, начиная со второй седмицы, когда восстанавливается обычный богослужебный чин с пасхальными поправками) – однократное пение «Воскресение Христово видевшее» на утрене. Правда, на каноне «Песнь Богородице» не поется. Однако, вместо обычной вечерни положено совершение Великой вечерни[11] с паремиями. Привожу Паремии праздника. Паремия 1: Тако глаголет Господь: от Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима, и судит посреди людей многих и обличит языки крепкия даже на долзе, яко вси людие пойдут кийждо своим путем: мы же пойдем именем Господа Бога нашего во век. Тако глаголет Господь Вседержитель: услышите холми суд Господень, и дебри основания земли, яко суд Господень к людем его, и со Израилем сопрится, глаголя: людие мои, что сотворих вам или чим опечалих вас; отвещайте им, зане изведох вы от земли Египетския и из дому работы избавих вас, и послах пред лицем вашим Моисеа и Аарона и Мариам. Людие мои [помяните убо], что совеща на вас сопротивнии; кто возвести тебе; возвести бо тебе, человече, что добро или что Господь ищет от тебе, разве творити суд и любити милость и готову бытии, еже ходити с Господем, Богом твоим: зане в крепости возвеличится Господь и упасет стадо свое в мире, даже до конец земли.

Паремия 2: Тако глаголет Господь: жаждущии на воду идите, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пийте, без сребра и цены, вино и тук. Яко тако глаголет Господь Вседержитель вам: людие мои, почерпите воду с веселием от источник спасения. И речеши в день он: исповедайтеся Господеви, и призовите имя Его, возвестите во языцех славу Его: помяните, яко вознесеся имя Его. Людие мои, услышите мене и снесет благая, и насладится во благих душа ваша. Внушите ушима вашима, и последуйте путем моим. услышите мене и жива будет во благих душа ваша и завещаю вам завет вечный и призовите. Егда же аще приближится вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконный советы своя: и обратитеся ко Господу Богу вашему, и помиловани будете, яко помногу оставит грехи ваша. Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши: ниже якоже путие ваши, путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и размышления ваша от мысли Моея. Якоже бо аще снидет дождь, или снег с небесе, и не возвратится оттуду, дондеже упоит землю, и родит и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь: Тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, и не обратится ко Мне тощь, дондеже аще скончает вся, елика восхотех, и поспешу пути Моя, и повеления Моя. Веселием бо изыдите, и радостию научитеся: горы бо и холми скочат ждуще вас в радости, и вся древеса сельная восплещут ветвьми. И вместо драчия взыдет кипарис, вместо же кропивы взыдет мирсина. И будет Господь во имя, и в знамение вечное, и не оскудеет.

Следующая паремия приводит отрывок из книги притчей Соломоновых [Глава 9.]. То что в ней говорится, уже явно относится к Новому Завету, особенно «Послала рабов своих, …. говоря: тот, который безумен, да уклонится ко мне и требующим ума говорит: придите, ешьте хлеб и пейте вино: Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь. Закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие, и живи будите, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя, приимет себе безчестие: обличаяй же нечестиваго, опорочит себе, обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет: сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости, страх Господень, и совет святых, разум. Разумети бо закон, помысла есть благаго: сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.

Итак, день памяти Великомученика и Победоносца Георгия. В былые годы этот день был связан с днем тезоименитства протоиерея Георгия Федоренко. Теперь, когда последний покинул епархию, все изменилось и этот праздник связан уже с нарождающимся Свято-Георгиевским приходом, появления которого мы все ждали еще с 1999 года. Для нас, вероятно, полезно вспомнить Великомученика самого по себе. Мужество христианское – то, что требуется от нас и он явил ее, не побоявшись страданий и потери того, что имел в миру, занимая, надо сказать, довольно высокое положение. Господь говорил грозные слова: «Если кто исповедует Меня в роде сем прелюбодейном и грешном, того и я исповедую пред Отцом Моим, а если кто устыдится Меня…. того и Я устыжусь пред Отцом Моим…». Эти слова напоминают нам о том, что отрекающийся словами, даже не будучи отрекаясь умом, все равно приравнивается к подлинно отрекшемуся ввиду своего малодушия, не явив верности Богу до конца. Вместе с тем, человеку свойственно бояться смерти и такое мужество – выше человеческих сил, ибо человек преодолевает инстинкт самосохранения и без Бога этот подвиг невозможен, но все возможно Богу и мученики, укрепляемые Богом, исполняли заповедь Христа, охраняя верность ему даже до смерти, а потому память мучеников и чтится особо и поэтому, нам, слабым и малодушным подобает прибегать к помощи их и молитве об укреплении в находящих на нас скорбях, а без них не бывает, ибо человек очень много согрешает, так что скорбь - даже не расплата за грехи, а следствие того, что грехом сам человек отдает себя во власть врага и мы молим Бога и святых Его избавить нас от этой власти и это невозможно без усилий самого человека, до которого начинается борьба, которая тоже приравнивается к мученичеству.

Накануне я был в Свято-Успенском соборе, где почти всегда бываю. Здесь службу вел о.Андрей Пашин. Вместо великой вечерни служилась обычная, вседневная, правда со входом, подобно вечерни в воскресные дни Великого поста. На утрени совершался полиелей.

Евангелие на утрени: 1Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

2Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

3Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях.

4Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; 5но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

6Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

7А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

8Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; 9а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

10И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

11Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить, 12ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.

Снова нам напоминаются те же слова об ответственности за неверность Богу и говорится о том, что страшнее не страдание и даже смерть от мучителей, но вечные страдания человека, отверженного от Бога. Но что писать – эти слова говорят лучше всяких комментариев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: