Славное море, священный Байкал

В 1965 года я работал во ВНИИ метрологии им. Д.И. Менделеева, учился в аспирантуре, занимался спортом: лыжи, плаванье, туристские походы выходного дня. Мне очень повезло. Через инструктора туризма ДСО «Спартак» Анну Михайловну Смирнову меня включили в состав группы для участия во Всесоюзном слете туристов «Спартака», который намечалось провести у озера Байкал. Вот, где можно многому научиться по технике туризма и по настоящему проверить себя! Нас ленинградских участников было 10 человек. Из них запомнились Боря Брудно и несколько девочек студенток 1-го медицинского института: Валя, Люда, Тоня. Суета, сборы, добыча снаряжения, провианта. 15 июля, наконец, мы уезжаем. Шумное, трогательное прощанье с близкими людьми на вокзале, и наш поезд отправляется в Красноярск. Было очень жарко. А в открытые окна от паровоза летело столько сажи, что мы были похожи на негроидов. И только после Свердловска нас повез электровоз. Стало легче дышать. Но дорожные тяготы переносим легко. У нас же коллектив! Через три дня мы в Красноярске. В местном «Спартаке» познакомились с Красноярской командой, с которой мы поедем дальше. Там я подружился с очень дружелюбным парнем Толей Уклеиным. Здесь мы будем два дня: совершим экскурсию на знаменитые Столбы и на строящуюся Красноярскую ГЭС. Столбы оставили неизгладимое впечатление. Высоченные крутые исполины, достигающие до сотни метров в высоту. 5,6 Гранит, базальт, диорит. На них местные скалолазы поднимаются, как правило, без страховки. Мы наблюдали, как взбирались на скалы «Перья». Между этими отвесами вертикальная щель. И они забираются наверх, двигаясь враспор, удерживая себя только трением. На ногах у скалолазов обыкновенные калоши. Их цепкость просто потрясала нас. Там же в заповеднике биостанция. В ней живут подобранные совсем ручные животные. Но рысь на всякий случай в вольере!

На другой день были на строительстве Красноярской ГЭС. Масштабы стройки потрясают. Гигантская плотина высотой 124 м и длиной более километра образует огромное водохранилище. Но это будет потом. А тогда там кипела работа. Строила ГЭС вся страна.

А теперь и её и все электростанции в стране, по сути, подарили богачам. За что такая щедрость!

Наше пребывание в гостеприимном Красноярске закончилось. Едем дальше! В Иркутске нас на автобусах доставили в бухту Песчаную, место сбора участников слета. Впервые мы увидели дивный Байкал. Вода в нем голубая, очень прозрачная. Какой-то свежий, чистый простор! Берег оправдывает название: желтый крупный песочек. Отдыхаем от дороги, осваиваемся, знакомимся.

Формируются группы для горно-таёжных походов по Прибайкалью. Подбор их состава ведут инструкторы с учетом уровня подготовки участников. В нашей группе 28 человек, и мы должны пройти 250 км. Нас поведут два инструктора, мастера спорта: Гена из Москвы и Саша из Днепропетровска. Маршрут простирается на Север до истоков Лены, затем спуск к Байкалу у острова Ольхон, а оттуда пароходом возвращаемся в бухту Песчаная.

Поход нашей группы начался в поселке Булунчук, куда мы добрались автобусом. А дальше перед нами только таежные тропы»! Первая ночевка. Я попал в палатку с москвичами: Даней и Алей. Симпатичные ребята! Комаров относительно немного. И вообще тайга в этом отношении оказалась не такой и страшной. Наутро двинулись к пос. Куртун. Сыро, грязь, болото. А рядом с тропой бурелом, заросли.

Идем напролом по колени в болоте, а то и по пояс! Но впереди хорошая тропа среди леса. Так прошел первый день. Настроение отличное, у костра поем песни.

Наутро 28 июля был День Военно-морского Флота. И бывшие моряки и настоящие (такие есть среди мурманчан) в шутку отказываются нести рюкзаки, да еще нас ждет сегодня жара! Собираемся медленно, с неохотой. Черт возьми, у меня взяли на завтрак 15 штук воблы, а оказалось, что это на перекус, и вернули назад.

Принципиально не буду убирать ее в рюкзак, понесу снаружи! Двинулись. Впереди две переправы. Снова кеды мокрые, полны воды. Идем по редкой тайге с подлеском. Много бурелома, но мало ягод! Группа раздвоилась: Голова (девчонки) пошли не по той тропе, поблудили. Поэтому у нас (мужиков) привал оказался на полчаса дольше. Встретили семейство сибирских косачей-глухарей. У Саши-инструктора было ружье.

Итак, рюкзаки брошены в мох, охотничий азарт раздувает ноздри, но неудача, косачи улетели. Мы опять потеряли тропу, блудим по тайге. В результате уклонились километров на 15 в сторону. Пришлось идти по азимуту напрямик. Наконец нашли родимую и по ней дошли до речки Куртун. Ночевали в ущелье, среди бурелома во мхах. Устали зверски!

Весь следующий день без приключений двигаемся по склону ущелья вдоль реки. На перекусе с удовольствием купались в ледяной воде. К вечеру вышли, наконец, к поселку Куртун, сделав значительный крюк. Из-за этого, вместо дневки у нас получилась «вечерка». Но в какой глуши мы находимся! Видели медведя, который не пожелал знакомиться и скрылся в чаще. А в поселке нас угостили медвежатиной: мясо сладковатое, по вкусу похожее на говядину, довольно жирное. В благодарность за это нам пришла мысль дать концерт для жителей Куртуна. И вот наша «гопа» в местном клубе. Собралась все деревня. Мурманчанин Саша, по выражению зрителей, был «конференсией». Выступали и всей группой и по городам: москвичи, сахалинцы, мурманчане и я один ленинградец. Пели туристские песни, читали стихи, показали мимическую сценку «Рыбак». Зрители были очень довольны. К палаткам возвращались в полной темноте, переходя бурную реку вброд. Завтра благодарные куртунцы обещали подбросить наши рюкзаки до Тургунги на машине.

Наутро слышим стук дождя по по палатке. Как неохота вставать! Но к 7 часам надо быть в деревне. А дождь идет. А машины нет! Да и какая машина пойдет по размытой грунтовой дороге! Сидим в бане у какой-то хозяйки, тихонько поём, ждем. Наконец, решили оставить рюкзаки с шестью ребятами, а самим шлепать по грязи до деревни Алагуй. Это 32 км. А дождь идет. Только стучит он не по крыше, а по нашим спинам и головам. 6 часов непрерывного пути! Кто это вынесет? Только любители Природы-туристы! Им все равно, где идти: по грязи или по тропе или пролезать через бурелом или взбираться на скалы! Водой мы пропитались насквозь. Наконец измученные, но веселые мы дошли и в прямом и в переносном смысле. Отжались и стали искать «хату». Её нашли сахалинцы. Все «приземлились», сушимся. Девочки потребовали купить выпить. Купили. Сели за стол ужинать. Даня спрашивает: «Ну, кто будет пить?» - Девочки: «Я, я, я!» «А вы, ребята?» - А я не хочу. - Я тоже. Таким образом, пили одни девочки. Лера достала нож. «Не подходи! Зарэжу!» Даня ей в тон: «И у нас есть один парень, он, когда выпьет, тоже говорит: «Зарэжу!» Смех. Вечером все скисли, пели минорные песни. Спали в такой тесноте, что даже на боку лежать было тесно! Ночью приехали ребята с рюкзаками. Им тоже пришлось «хлебнуть» приключений.

Утром во время завтрака неожиданно прибежал сахалинец Сергей. – «Ребята, машина идет на Куреть!»

Все бросились бежать в деревню. Скорее побросали все вещи в машину. Я только забежал в хату посмотреть, ничего ли не осталось, как машина тронулась. В результате остался в одних трусах. Многие ребята тоже кто в чем. Меня зовут в группе шерпом за бороду. Поэтому местные жители спрашивали: «Нет ли среди вас негра?» На что им отвечали: «Негра нет, но есть шерпа». Итак, в одних трусах я топаю к деревне Косая Степь. Пошел грозовой дождь, но было тепло и идти легко. Не повезло лишь Вадиму: он решил, что сушиться лучше всего у костра и потащил туда свой рюкзак. В результате он один остался с рюкзаком, и пришлось ему тащить его на себе. Нам смешно, а ему-то не до смеху!

Да, нас мочили дожди, но есть в нас огонек! По пути на косогоре нашли массу земляники. Наши кентавры все бросились на выпас. Показалась расположенная на широком лугу Косая Степь. Проходим мимо кладбища, где в густой траве в беспорядке расположены мраморные надгробья с надписями славянской вязью. После перекуса удалось поймать самосвал, на котором наши рюкзаки доехали до деревни Куреть. Там мы нашли просторную хату, где роскошно и расположились.

Чуть-чуть «покеросинили» с Володей, Олегом и Вадимом. Посушились. В деревне жители, в основном, русские наблюдали забавную сценку: у магазина чернобородый геолог пытался сесть на лошадь, ему помогали 4 человека. Наконец ему связали ноги под брюхом лошади и эта забавная фигура, похожая на Дон Кихота с торчащей из кармана бутылкой, двинулась в путь. Вечером приехали наши ребята с гитарами, которые вынуждены были остаться в Турунге, так как гитары были заперты в кабине машины, на которой наши рюкзаки везли из Куртума. Завтра, кажется, будет хорошая погода.

Утром, наконец, уже все вместе двинулись вверх по реке Анга. Дальше никаких дорог нет. Теперь только на себе!

Тропа ведет вверх. Первый привал. Как саранча набросились на чернику. Ягод очень много. Руки и губы у всех черные. Впереди очень живописные луга, а по середине река, обрамленная с двух сторон цепями гор. Обедали на берегу реки Анга у очень красивой ее излучины. Искупались. Я с Сашей «Длинным» (наш инструктор) даже прыгали в глубоком месте. Тропа идет по косогору. Грязно, топко. День выдался очень тяжелым. Болото, болото. Наконец дошли до впадения Малой Анги. Перешли её вброд и остановились на берегу на ночевку. Место красивое, но очень низко, сыро.

Сегодня вечером у нас сабантуй, но без керосина: день рождения Али и 10-летие занятий туризмом Дани. Толя Уклеин изрек: «Если я сейчас побреюсь, то на мне будут висеть все девочки!» Общий смех, шутки, песни. Нам было очень хорошо! На другой день тропа снова идет по низине. Опять болото. Наконец, тропа перешла на другую сторону реки и стала хорошей и уверенной. По пути находим зарубки туристов из Омска. Мы тоже оставили свои. Дальше путь лежит через тайгу, косогоры. На ночлег останавливаемся у безымянного ручья. Вечером сахалинец Генка объявил, что сегодня состоится церемония посвящения наших мушкетеров в мушкетеры. Мушкетеры это московские девочки Аля, Лера и Вера. В соответствие с их личными качествами их назвали Атосом, Портосом и Арамисом. Но по другой классификации это – Керогаз, Барбос и Унитаз. Торжественно выбрали кардинала (Толю Уклеина из Красноярска), королеву (Люсю из Москвы) и короля – меня. Мушкетерам подвели лошадей – ботинки на палочках и дали залп из одного нашего «мушкета». Стоял такой хохот, что даже хвоя падала с елей! Затем разучивали песни: «Байкал», «Перекаты», «Недотрога». Но пора спать! Завтра подъем в 5-30.

Мы двинулись дальше через перевал к реке Успан. Тропа хорошая, подъем пологий. 3 перехода и мы на перевале в Прибайкальском хребте. Теперь будем спускаться к Байкалу. Здесь много черники. Кругом кедрач. Занялись добычей шишек. Через час королева, которая сегодня ведущая, повела нас дальше. Я с Люсей сходил на разведку, нашли чудесное место для привала. После обеда идем вниз по Успану. Посреди реки видимо туристы установили деревянный столб, обложенный 7 камнями, и обвешали его оленьими рогами. Посидели на этих камнях, под которыми журчит вода. Мы, кажется, сбились с тропы. Ищем ее, а пока уперлись в болото. Сегодня я в разведке. Взобравшись на голец, нашел хорошую тропу, но группа очень устала, решили остановиться на ночлег. Песен почти не пели.

Двинулись дальше к реке Сарма. Идем преимущественно по азимуту, так как тропа опять потерялась, а по звериным тропам, которых здесь много, идти трудно. Встретили охотника, который направил нас по верному пути. Вышли, наконец, к Сарме. Эта река больше Успана, у нее очень живописные скальные берега, за ними тайга. Купаемся, готовим обед, ловим хариусов, С погодой нам везет – уже 4 дня она теплая, солнечная, только по утрам прохладно и выпадает обильная роса. Одного хариуса, весом около килограмма все же поймали, Хорошо отдохнув у устья Усмана, двинулись дальше к Байкалу. Начались бесконечные переправы с одного берега на другой. Река течет в очень узком красивом ущелье и тропа «мечется». При переправе ребята по двое, по трое положив руки друг другу на плечи, переходят бурную Сарму. Пожалуй, сегодня самый интересный день маршрута. Места просто замечательный: камни, покрытые буйной растительностью, наверху лиственница, кедрач. Кстати, флора здесь по сравнению с тайгой Анги и Усмана иная: преимущество остается за лиственницей, но чаще встречается благородный кедр. Прошли вниз, примерно 10 км. В очень живописном месте, у мощных перекатов останавливаемся на ночлег. Я с Виктором сходил на разведку, забрались на огромный утес, сложенный из 8 гигантских глыб. Нам открылся вид на реку, которая спускается по ущелью уступами, образуя громадные перекаты. Вершины гор или, как здесь их называют – гольцы, причудливых форм, напоминающих головы различных животных. Вспоминаются переходы по тайге. Там очень часто корни вывороченных деревьев напоминают все, что только может представить фантазия. Итак, вечер десятого дня похода. Наши инструкторы Гена и Саша поймали трех хариусов. Очень вкусная рыба – мечта гурманов! Сегодня исключительно теплый вечер, над гольцами взошла полная луна, Вспоминается песня: «Я бы сказал тебе много хорошего…». Однако, пора спать. Мне оказали доверие и включили в штурмовую группу из пяти человек, которая завтра форсированным темпом пойдет по ущелью в деревню Сарму, которая уже у Байкала. Подъем для нас в 5-00.

Я, Сергей, Лёва, Виктор и Лиза (все – Сахалин) двинулись в путь. Впереди нас вырос огромный утес. Для того, чтобы его преодолеть, нам пришлось подниматься наверх на 300-400 м и по гребню вновь спускаться в ущелье. Идем очень быстро. Кругом такие пейзажи! Их не опишешь ни карандашом, ни кистью! Всё перекаты, камни. Порой пробираемся через густые заросли, проходим лужайками, лезем по камням вдоль берега, проходим по узким тропинкам над пропастью, или у самой кипящей воды вдоль вертикальных стен по камешкам и еле заметным выступам, минуя нависшие над рекой утесы. После короткого перекуса идем дальше. В спину дует ветер. Это «играет» Сарминская «труба». Впереди показались знаменитые Сарминские ворота: два огромных утеса, расположенные по обеим сторонам ущелья. Открылся пологий здесь травянистый берег Байкала. У берега мелко. Входим в поселок, в котором лишь рыборазводный завод и метеостанция. Узнаем в отношении транспорта на остров Ольхон, в южной оконечности которого в узкой бухте расположен поселок Загли. Сюда заходит пароход «Комсомолец», который совершает регулярные рейсы по Западному побережью Байкала. Нашей группе надо доехать на нем в бухту Песчаную, где состоится заключительная часть слета. Мы узнали, что пароход пройдет завтра в 10 утра. Сегодня впервые ели свежепосоленного омуля. Очень вкусная рыба! По случаю выхода на простор взяли бутылочку и с чувством посидели на травке. Затем купили простокваши, чтобы утолить жажду после рыбы и пошли навстречу нашим. Мы прошли путь от ночевки (около 10 км) за два часа, а основному отряду на это понадобилось целых четыре! Встретились и уже вместе расположились лагерем у устья Сармы. Отдыхаем, варим обед. Я пытался ловить хариуса, но неудачно. Очень обидно: их же видно! Ходя себе по дну, а наживку брать не хотят! Мы договорились с бригадиром небольшого сейнера о заброске нас на Ольхон. Погрузились. Только вышли из канала (у берега мелко, поэтому для подхода к берегу прорыт канал), как сели на мель: перегрузились! Пять наших, и я, в том числе прыгнули за борт и начали раскачивать суденышко, упираясь шестами за дно. Получилось! Вышли в Байкал. Тепло, дует северо-восточный ветер- Баргузин, который может вызвать сильную волну, но помогает рыбакам в лове. Впереди показались травянистые, а местами горные берега Ольхона. Скалы, сопки, небольшие островки. Южный берег острова весь изрезан заливчиками. Он преимущественно скалистый с почти отвесными утесами. Наш «лайнер» вошел в бухту, в которой расположен поселок Загли. В нем несколько домиков и рыбоприемный склад. Зимой здесь остаются только две семьи. Мы расположились рядом с поселком, в глубине бухты. Около нас находится лагерь туристов-«дикарей» - между прочим, ленинградцев, бывших ЛЭТИ′шников. Я с Сергеем съездил на лодке за дровами, которыми мог снабдить подтопленный кораблик. Вечер был обычный, без особых происшествий. Но начали с Сашей, Валентином, Генкой и другими ребятами обсуждать вариант дальнейшего похода от Богульдейки до бухты Песчаной.