А. Ф. Лазурский (1997) писал, что «психологический тип художника соотносится с
типом «бесплодного мечтателя», хотя по сравнению с бесплодными мечтателями низшего
психического уровня художники стоят, конечно, много выше» (с. 46). Он выделяет такие
характеристики художников, как наблюдательность, живая восприимчивость по отноше-
нию к внешним впечатлениям, соединенная с ясной отчетливой памятью; сильно развитое
воображение, богатое и яркое; значительное развитие чувствований, постоянно влияющих
на суждения и на всю общую умственную деятельность; склонность к эстетическим пере-
живаниям, заставляющие предпочитать эстетические наслаждения всему остальному. При
этом центральным элеменом, отличающим людей художественного склада, А. Ф. Лазурский
считал развитое воображение. «Впечатлительные и восприимчивые ко всем действующим
на них извне раздражителям, они… воспроизводят все ранее воспринятое с такой ярко-
стью, полнотой и обилием деталей, которые иногда прямо поражают постороннего наблю-
|
|
дателя», – писал А. Ф. Лазурский (с. 91). Он подчеркивал, что воображение тесно связано с
эмоциональной сферой: «Известно, что художественное творчество всегда требует некото-
рого эмоционального подъема и без него не может достигнуть всей той яркости и силы, к
которой способен художник» (с. 92). В то же время А. Ф. Лазурский отмечает неспособность
художников к систематическому мышлению и отвлеченным логическим рассуждениям.
Изучались индивидуальные различия в создании образов воображения
у субъектов с различной представленностью (в полушариях головного
мозга. – Е. И.) слухоречевых функций. Для создания образов воображения
испытуемым был предложен стимульный материал – 42 картинки, на основе
которого были созданы рисунки. Анализировался характер преобразования
образа, который рассматривался по трем позициям: преобразованный
образ соответствует значению картинки из стимульного материала;
преобразованный образ воображения соответствует своему буквальному
значению; преобразованный образ воображения содержит обобщенное
отвлеченное значение.
Результаты исследования демонстрируют следующие различия:
субъекты с правосторонней латерализацией слухоречевых функций значимо
чаще дают соответствующее (буквальное) значение преобразованному
образу воображения, уровень значимости p < 0,05, а субъекты
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
с левосторонней латерализацией слухоречевых функций придают
преобразованному в изображении образу обобщенное, отвлеченное
значение, уровень значимости p < 0,001.
|
|
Образы воображения испытуемых анализировались также по
признакам динамичности и эмоциональности. У субъектов с
правосторонней латерализацией слухоречевых функций данные признаки
встречаются значимо чаще (p < 0,05 и p < 0,01).
Ефимова О. И., 2007, с. 350.
М. Е. Бурно (2005) дается типология художников в связи с девятью характерологиче-
ским типами.
Синтонные (сангвинические) художники, будучи людьми энергичными, а также рас-
положенными к пищевым, сексуальным и другим «развлечениям», изображают на своих
картинах прежде всего реалистическое действие и живые, бытовые, чувственные людские
переживания. Сюда относятся полотна Ренуара.
Напряженно-авторитарный (эпилептоидный) тип характера виден в картинах Сури-
кова и Верещагина.
Тревожно-сомневающийся (психастеник) художник, обладающий не непосред-
ственно-чувственной, а мыслительной эмоциональностью, как Моне, создает картины не с
чувственностью, а размышляющей одухотворенностью.
Художник с замкнуто-углубленным характером (аутист, шизоид) отражает не столько
реальный внешний мир, сколько собственное, концептуально-теоретическое отношение к
нему, как, например, Кандинский или Модильяни. Такие художники реалистично изобра-
жают материю, но духовную реальность передают либо символами (как Матисс или Петров-
Водкин), либо сновидно (как Боттичелли или Борисов-Мусатов).
Художникам демонстративного склада (истерик) присущи красочная образность, поэ-
тичность, юношеский лиризм. К этому типу М. Е. Бурно относит живописцев, в произведе-
ниях которых все и вся постоянно красиво позируют, даже погибая, как на полотнах Дела-
круа или картине К. Брюллова «Последний день Помпеи».
Неустойчивый психопат родствен демонстративному типу, но с преобладанием душев-
ной неустойчивости и поверхности мышления. В работах таких художников просвечивает
хандра по поводу несбывшихся романтических надежд. Это работы Энгра и Семирадского.
Эндокринный психопат характеризуется сексуальностью, и в его творчестве обна-
руживается размывание типично мужского и типично женского, нередко по-особенному
изящно и одухотворенно. Это проявляется в живописи Леонардо да Винчи и Караваджо.
Полифонический тип характера – это своеобразная мозаика, порожденная шизоти-
пическим или шизофреническим процессом, который уже отзвучал или настолько мягок,
что обнаруживает себя не бредом, не галлюцинациями, а в основном характерологически.
Работы таких художников (Босх, Ге, Дали, Малевич, Филонов) производят впечатление
странновато-неземного реализма.
Критик скакзал об одном художнике так: «Он видит то, на что другие
только смотрят». Художники не проявляют интереса к классификации
переживаний, помещению их в уже имеющийся мысленный каталог. Их
задача – свежий взгляд на переживание, а затем, при наличии таланта,
умение запечатлеть это переживание, чтобы другие, менее восприимчивые
люди также смогли увидеть его свежим взглядом. Очень точно сказал об
этом Симмел: «Ученый видит нечто, потому что знает нечто, в то же время
художник знает нечто, потому что видит».
Маслоу А., 2003, с. 258. __