Государство и право представляют собой сложнейшие явления. Отсутствие документальных свидетельств о процессе их становления и особенности человеческого разума, который не в силах, как правило, уловить момент качественного перехода из одного состояния в другое, породили множество теорий, объясняющих причины возникновения государства и права.
В глубокой древности возникла теологическая1 теория, сторонники которой утверждали, что государство и право — результат проявления божественной воли. Утверждение святого апостола Павла: «Нет власти не от Бога» было охотно взято на вооружение государями, которые нуждались в идеологическом обосновании своей власти.
Концепция божественного происхождения государства и права наиболее ярко выражена в трудах знаменитого католического богослова Фомы А квинского. Он утверждал, что все высшие законы, порядок господства и подчинения установлены Богом (на что есть прямое указание и в Библии).
В настоящее время тезисы Фомы Аквинского взяты на вооружение католической церковью, но в целом в европейских и американских государствах теологическая концепция сегодня не пользуется авторитетом. Иная ситуация в странах ислама, где теологическая теория происхождения государства и права считается основной, а священная книга — Коран — до сих пор рассматривается как основополагающий источник права и государственной власти.
|
|
Патриархальная2 теория видит причину возникновения государства в разрастании семьи. Основы этой теории заложены китайским философом Конфуцием и древнегреческим философом Аристотелем. Так, Конфуций отождествлял власть отца в семье и власть правителя государства, требуя, чтобы правитель относился к своим подданным с отеческой заботой, а подданные платили ему почтительностью и любовью. По Аристотелю, государство вырастает из сельской общины, основу которой составляет семья.
Наиболее полное изложение данной теории содержится в произведении английского философа Роберта Фильмера «Патриархия, или естественная власть королей». Фильмер, будучи сторонником абсолютной монархии, пытался доказать, что Адам, получив власть над людьми от Бога, передал ее своему старшему сыну, а тот — своим потомкам — королям. Власть короля аналогична власти отца в семье и уже поэтому не подлежит критике, а тем более свержению.
На заре нового времени широкое распространение получила естественно-правовая (договорная) теория. Сторонники этой теории — Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза
1 Теология — систематизированное изложение вероучения
2 Патриархия (от греч. pater (patros) отец + arche власть) —
власть отца, главы рода
|
|
(Голландия), Томас Гоббс и Джон Локк (Англия), Жан Жак Руссо (Франция) — полагали, что изначально существуют вечные, разумные правила поведения, вытекающие из самой природы человека. Эти правила они и называли естественным правом. Естественное право определяет фундаментальные условия существования человеческой личности: право на жизнь, свободу, безопасность, сопротивление насилию. Государство же является продуктом реального, а чаще всего — негласного (молчаливого — по выражению Вольтера) общественного договора. В соответствии с этим договором люди отказались от части естественных прав в пользу государства, с тем чтобы государство их защищало. В последующем государство стало рассматриваться правителями как своя вотчина, и смысл договора был утрачен. Нарушение правителем естественных прав подданных является основанием для его свержения.
Естественно-правовая теория с успехом использовалась в борьбе против абсолютной монархии и феодального права. В настоящее время она утратила свое значение, но некоторые положения естественно-правовой теории актуальны и сегодня. Так, если рассматривать государство как результат общественного договора, то личность и государство оказываются равными партнерами. Данный подход вполне соответствует современному представлению о правовом государстве.
Весьма распространенной является теория насилия. Ее основоположники — Шан Ян (Китай), Людвиг Гумплович (Австрия), Евгений Дюринг и Карл Каутский (Германия). Происхождение государства и права данная теория связывает с внешним или внутренним (или тем и другим) насилием. Внешнее насилие — завоевание одного народа другим, внутреннее — экономическое насилие одной страты общества над другой.
В теории насилия есть некоторое рациональное зерно. Так, внешнее насилие сыграло немалую роль в образовании ряда государств, среди которых — варварские королевства времен раннего средневековья, Золотая Орда, Великое княжество Литовское и другие.
Органическая теория, основоположником которой был английский социолог и философ Герберт Спенсер, рассматривает государство как результат эволюции природы. Будучи частью природы, человек вел борьбу за выживание. Средством выживания и приспособления к окружающей
природе стало объединение людей в единый организм — государство. Подобно живому организму государство развивается, специализируются его органы, оно стареет и умирает. Правительство играет в государстве ту же роль, что и мозг у человека, земледелие и ремесло представляют систему органов питания, транспорт и связь — распределительную систему государства и т. д.
Современная юриспруденция до сих пор использует отдельные элементы концепции Спенсера. В частности, во многих определениях государство характеризуется как система взаимосвязанных специализированных органов,
В XIX в. усилиями Карла Маркса и Фридриха Энгельса была создана классовая (экономическая) теория происхождения государства и права. С их точки зрения государство и право возникли одновременно в силу появления частной собственности и раскола общества на классы. Государство и право стали инструментом защиты интересов экономически господствующих классов. В будущем, с установлением диктатуры пролетариата и уничтожением частной собственности, надобность в государстве и праве отпадет. В коммунистическом обществе граждане будут взаимодействовать на основе самоуправления, а нормативным регулятором их поведения будет мораль.
Классовая теория имеет определенные достоинства, в частности, она привлекает внимание к важнейшему фактору возникновения государства и права — уровню развития экономических отношений.
|
|
Психологическая теория, которую предложил русско-польский юрист Лев Петражицкий, объясняет возникновение государства и права свойствами человеческой психики. Возникновение государства связано с потребностью человека жить в коллективе, психологической зависимостью большинства людей от мнения и авторитета лидера. Право, с его точки зрения, возникло из эмоций и переживаний человека, его представлений о должном и недолжном поведении.
В XX веке была разработана теория, которая попыталась связать воедино географический, демографический, экономический, технологический факторы исторического развития. С точки зрения авторов кризисной теории точкой отсчета в образовании государства и права служит неолитическая революция. Хотя эта теория происхождения государства и права является наиболее обоснованной данны-
ми современной науки, она, так же как и другие теории, не в состоянии дать исчерпывающие ответы на все вопросы, которые поставила перед наукой такая сложная проблема как происхождение государства и права.
■
■ 1.7. Формы возникновения государства
Как уже отмечалось, по мнению авторов классовой (экономической) теории происхождения государства, причины возникновения государства и права у всех народов являются одинаковыми, а конкретные формы — разными, поскольку на этот процесс влияло много факторов.
Авторы классовой (экономической) теории происхождения государства называют такие первичные формы возникновения государства:
1) афинская (классическая) форма. Государство в афин
ском обществе возникло в результате заострения внутрен
них противоречий между знатными по происхождению и
рядовыми членами общества, которые были смягчены пу
тем последовательных реформ, без внутреннего или внеш
него насилия;
2) римская форма. Государство в Риме возникло в резуль
тате борьбы между полноправными патрициями и неполно
правными плебеями, которые не имели доступа к обществен
ной земле и управлению обществом. То есть, решающую
роль сыграла внутренняя общественная борьба;
|
|
3) германская форма. Возникновение государства у гер
манских племен было ускорено завоеванием германцами
огромных римских владений. Германцы не могли господ
ствовать над римлянами с помощью родоплеменных струк
тур, поэтому и вынуждены были создать новый управлен
ческий аппарат. За основу они взяли именно римские госу
дарственные институции.
Однако государства возникают и в современном мире. Такое возникновение государства отличается от первичного тем, что новое государство возникает не на пустом месте, а на основе отдельных элементов прежнего государства и с использованием уже имеющихся готовых моделей государственности.
Производное возникновение государств имеет такие формы:
1) ликвидация прежнего государства в результате революции и возникновение нового государства (но на той же
территории, населенной тем же народом). Примером тому может быть Первая республика во Франции, провозглашенная в 1792 г., Российская Советская Федеративная Социалистическая республика, которая возникла в результате Октябрьской революции 1917 г.;
2)разделение государства. Так возникли Чехия и Словакия в результате раздела федеративной Чехословакии, постсоветские государства в результате распада СССР;
3) сецессия части государства и населения. Таким путем
возникли Эритрея, которая вышла из состава Эфиопии,
Бангладеш, которая вышла из Пакистана;
4) объединение нескольких государств. Примером может
быть объединение ГДР и ФРГ в 1990 г.;
5) возникновение государства в результате национально-
освободительного движения. Создание новых государств
на руинах колониальных империй (прежде всего — Бри
танской и Французской) стало наиболее распространенной
формой образования государств в XX в. Много государств
(Мозамбик, Алжир, Ангола, Вьетнам) возникли в резуль
тате вооруженной борьбы, другие (Мадагаскар, Танзания)
добились независимости от метрополий мирным путем.
Некоторые из народов, которые добились независимости,
имели собственную государственность в доколониальный
период (Индия, Египет), другие не имели. В любом случае
и те, и другие новые государства начинали на государствен
ных моделях, которые уже существовали в мире. Большин
ство новых независимых государств ориентировались на
государственный строй прежней метрополии, однако не
которые провозглашали своим образцом социалистические
государства. В дальнейшем они, как правило, отходили от
первоначальных моделей.
1.8. Понятие и признаки государства
В мировой юридической науке нет общепринятого определения государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Поэтому логично сначала выяснить внешние признаки государства, отличающие его от общества и его политических организаций. К ним относятся:
1) народ — совокупность индивидов, объединенных правовой связью с государством. Эта связь выражается в
институтах гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Понятие «государственный народ» следует отличать от понятия «население государства», которое гораздо шире по объему: в него включают не только граждан, но и иностранцев, и лиц без гражданства, проживающих на территории государства;
2) территория — материальная база государства. Это
часть земного шара, с которой исторически связан государ
ственный народ, имеющая границы, признанные между
народным сообществом. Территория государства — это
пространство, в пределах которого осуществляется государ
ственная власть;
3) публичная организованная власть, иначе говоря,
власть, выделившаяся из общества, не совпадающая с ним,
стоящая над ним. Публичная власть включает в себя особый
аппарат власти и управления в виде органов государства и
профессиональных управленцев (армия, полиция, чинов
ники, судьи и т.д.). В идеале главное назначение государ
ственной власти — руководство общезначимыми для на
рода делами;
4) система сбора финансовых средств (дань, налоги,
займы, сборы, разного рода повинности). Эти средства необ
ходимы для решения общезначимых проблем (например,
обороны, строительства общественных зданий и сооруже
ний), а также для содержания государственного аппарата,
армии, полиции и других органов принуждения;
5) право —• система общеобязательных правил поведе
ния;
6) суверенитет — самостоятельность и независимость
государства во внутренних и внешних делах. Как указыва
лось выше, суверенность является признаком государствен
ной власти, но этот признак распространяется и на государ
ство в целом.
Исходя из этих взаимосвязанных признаков государства можно дать следующее его определение:
Государство — это политическая организация общества, обладающая суверенной властью и полномочиями по управлению территориально организованным населением с целью выполнения внутренних и внешних функций и устанавливающая общеобязательные для всех правила поведения.
1.9. Сущность государства
Сущность государства — это то главное, что определяет его содержание, назначение и функции. Понятие «сущность государства» имеет два значения.
Во-первых, под ним понимают назначение и функционирование государственной власти, смысл существования и роль государства в жизни общества. Обычно в сущности государства выделяют классовое (сословное) и общечеловеческое содержание. Как классовая (сословная) институция государство защищает определенные узкоклассовые интересы. Например, рабовладельческое государство закрепляло юридическую бесправность рабов, с помощью государственного аппарата держало их в подчинении рабовладельцам. С другой стороны, каждое государство организует и выполняет общие дела, важные для всех членов общества. Например, государственная власть организует оборону от внешних врагов, обеспечивает правопорядок. По мере развития общесоциальное и общечеловеческое содержание государства вытесняет его узкоклассовые функции. Гуманистическая тенденция развития государства особенно четко прослеживается в развитых странах Европы и Америки.
Второе значение понятия «сущность государства» связано с проблемой принадлежности государственной власти определенной социальной прослойке, с вопросом о том, кто и в чьих интересах осуществляет государственную власть. В этом смысле слова существуют такие точки зрения:
1) государство является орудием господства эксплуата
торского класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии);
2) государственная власть всегда принадлежит элите
(олигархии);
3) государственная власть принадлежит менеджерам-
управленцам, поскольку сама государственная власть яв
ляется разновидностью социального менеджмента;
4) единственным источником государственной власти
является народ, а государственная власть должна осущест
вляться в интересах и под контролем народа.
Споры о сущности государства принадлежат к «вечным » научным проблемам. Решение отдельных аспектов этой проблемы порождает новые вопросы о назначении и роли государства в обществе.
1.10. Суверенитет государства
Термин «суверенитет» возник в Средневековье. Сначала он означал полновластие крупного феодала (сеньора) на принадлежащей ему земле, независимость от внешней власти, в том числе и от короля. В Новое время средневековое понятие получило другое содержание. В зависимости от носителя этого свойства различают три вида суверенитета: государственный, народный, национальный.
Государственный суверенитет является определяющим неотъемлемым качеством государства, которое отображает его верховенство на своей территории и самостоятельность (независимость) в международных отношениях.
Одновременно суверенитет (суверенность) является главным признаком государственной власти.
Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю формы. Внутренний суверенитет государства проявляется в том, что государственная власть решает основные вопросы жизни общества и вправе упразднить любое постановление любой другой негосударственной институции на своей территории. Внешняя сторона суверенитета государства независимость государства во внешних делах — означает свободу внешнеполитической деятельности за пределами его границ.
Гарантии государственного суверенитета:
— волеизъявление народа, который желает иметь соб
ственное государство и хочет его независимости;
— экономическая независимость государства;
— обороноспособность государства, в том числе его во
енное могущество;
— международное признание суверенитета государ
ства.
Вместе с тем следует отметить, что в современном мире государственная власть в большинстве стран, невзирая на всю свою суверенность, находится под контролем гражданского общества и должна придерживаться конституционных норм. Во внешних отношениях государство должно уважать суверенитет других государств и придерживаться норм международного права.
1.11. Исторические типы государства
Понятие исторического типа государства связано с представлением об эволюции (развитии) этого важнейшего социального института.
Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, совокупность их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей исторической эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.
Другими словами, исторический тип государства — это система существенных черт, свойственных всем государствам, относимым к определенной группе.
Существует несколько основных подходов к определению типологии государства: формационный, цивилизаци-онный и технократический.
С точки зрения формационного подхода главным признаком, определяющим исторический тип государства, является тип социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Авторы формационного подхода (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин) считали способ производства (социально-экономические отношения) базисом, а государство, право, религию, мораль, искусство — надстроечными, производными от базиса явлениями. Тип государства обусловлен типом социально-экономических отношений. Например, если в обществе господствуют рабовладельческие социально-экономические отношения, значит, и государство является рабовладельческим и защищает преимущественно интересы рабовладельцев.
Маркс выделял такие исторически существовавшие формации (и соответствующие им типы государства): рабовладельческая, феодальная, буржуазная. В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений.
С позиций цивилизационного подхода (Николай Данилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества — это история рождения, развития и угасания
замкнутых, локальных цивилизаций. Цивилизация — это социокультурная общность, сформированная на основе универсальных (всеобщих) ценностей. К таким ценностям относят религию, право, мораль, культуру. Каждая из цивилизаций своей основой имеет прежде всего духовное начало («великую идею», по выражению Тойнби): своеобразную религию и культуру, национальную психологию. Ценности цивилизации влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Каждая цивилизация имеет характерный для нее исторический тип государства.
Если с точки зрения Маркса все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то с точки зрения Тойнби цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга. Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др. цивилизации, породившие соответствующий только им исторический тип государства.
Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер Ростоу, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства. Сторонники этого подхода выделяют три уровня развития технологии: аграрный, промышленный (индустриальный) и постиндустриальный (информационный). Аграрный тип технологии построен на внеэкономическом принуждении к труду, например, на рабстве, крепостном праве. Этому технологическому уровню отвечает деспотическое государство. Таким, например, государством был Древний Египет. Индустриальный тип технологии требует свободы и инициативы личности. Ему соответствует либеральное государство, признающее свободу и юридическое равенство людей. К этому типу относилось, например, большинство государств Западной Европы в XIX — начале XX вв. Современным информационным технологиям, вовлекающим в производство и управление подавляющее большинство населения, соответствует демократическое государство.
Каждый из подходов к типологии государств имеет свои сильные и слабые стороны, по-своему высвечивая разные аспекты сложного пути развития общества, государства и права.