(устанавливаются) исключительно
законами Украинь!
Законодательство Украины представляет собЪй цельную систему, которая имеет внутреннее логическое строение. В зависимости от юридической силы (значимости) г.аконы Украины расположены в определенном иерархическом порядке. На вершине законодательной пирамиды находится Конституция Украины — Основной Закон государства и общества, которому должны соответствовать все нормативно-правовые акты государства. Ступенью ниже в иерархии законов находятся обычные (текущие) законы. В систему законодательства нашего государства включаются также международные договоры, не противоречащие Конституции Украины и ратифицированные Верховной Радой.
Согласно Конституции Украины законами осуществляется правовое регулирование важнейших общественных отношений. Ст.92 Конституции Украины гласит, что исключительно законами Украины определяются (устанавливаются):
1) правовой статус личности, права коренных наро
дов и национальных меньшинств, в частности: права и
свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и сво
бод; основные обязанности гражданина; гражданство,
правосубъектность граждан, статус иностранцев и лиц без
гражданства; основы социальной защиты, формы и виды
пенсионного обеспечения; основы регулирования труда и
занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства,
отцовства; воспитания, образования, культуры и здраво
охранения; основы регулирования демографических и
миграционных процессов; основы создания и деятельности
политических партий, иных объединений граждан, средств
массовой информации; объявление амнистии;
|
|
2) правовое регулирование важнейших экономических
отношений: основы использования природных ресурсов;
организации и эксплуатации энергосистем, транспорта и
связи; правовой режим собственности; правовые основы и
гарантии предпринимательства; правила конкуренции и
нормы антимонопольного регулирования; Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины; система налогообложения, налоги и сборы; основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы:
3) обеспечение национальной безопасности и государ
ственного суверенитета Украины: основы внешних сно
шений, внешнеэкономической деятельности, таможенного
дела; основы национальной безопасности, организации
Вооруженных Сил Украины и обеспечения общественного
порядка; правовой режим государственной границы; право
вой режим военного и чрезвычайного положения, зон чрез
вычайной экологической ситуации; порядок направления
подразделений Вооруженных Сил Украины в другие госу
дарства; порядок допуска и условия пребывания подраз
делений вооруженных сил других государств на территории
Украины;
|
|
4) организация и функционирование государственно
го аппарата: организация и порядок деятельности Верхов
ной Рады Украины, статус народных депутатов Украины;
организация и деятельность органов исполнительной влас
ти, основы государственной службы, организации государ
ственной статистики и информатики; судоустройство, су
допроизводство, статус судей, основы судебной экспертизы,
организация и деятельность прокуратуры, органов дозна
ния и следствия, нотариата, органов и учреждений испол
нения наказаний; организация и порядок проведения вы
боров и референдумов;
5) территориальное устройство и местное само
управление: территориальное устройство Украины; основы
местного самоуправления; статус столицы Украины; спе
циальный статус других городов; порядок создания и функ
ционирования свободных и других специальных зон, име
ющих экономический или миграционный режим, отличный
от общего;
6) вопросы, связанные с применением языков; единицы
веса, меры и времени; государственные стандарты; порядок
использования и защиты государственных символов; госу
дарственные награды; воинские звания, дипломатические
ранги и иные специальные звания; государственные праздники;
7) установление основ юридической ответственности: основы гражданско-правовой ответственности; деяния, являющиеся преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями и ответственность за них.
ь, i
7.12. Правовой статус Президента Украины
Правовой статус Президента определяется разделом V Конституции Украины. Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства. Он — гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Президент Украины не относится ни к одной из закрепленных Конституцией ветвей власти, что вполне согласуется с принципом разделения властей. Президент Украины исполняет интегрирующую функцию, то есть обеспечивает баланс и взаимодействие между органами государственной власти.
Президент Украины избирается гражданами сроком на пять лет. Полномочия Президента Украины начинаются с момента принесения им присяги на торжественном заседании Верховной Рады. Президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост вновь избранного Президента Украины. Полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в случае: отставки; невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; смещения с поста в порядке импичмента; смерти.
Деятельность Президента Украины, не связанная с исполнением им своих полномочий, ограничивается. Он не вправе иметь иной представительский мандат, занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной оплачиваемой либо предпринимательской деятельностью.
Полномочия Президента Украины затрагивают все ветви власти и функции государства, что объясняется его интегрирующей ролью в государственном аппарате:
1) в сфере обеспечения государственного суверенитета Украины. Президент является Верховным Главноко-
мандующим Вооруженных Сил Украины, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины;
|
|
2) в сфере внешней политики. Президент Украины
представляет государство в международных отношениях.
Конкретное проявление этой функции — руководство внеш
неполитической деятельностью государства, ведение пере
говоров, заключение международных договоров, решение
вопроса о признании иностранных государств, назначение
и освобождение глав дипломатических представительств
Украины в других государствах и при международных
организациях, принятие верительных и отзывных грамот
дипломатических представителей иностранных госу
дарств;
3) в сфере внутренней политики. Президент Украины
назначает всеукраинский референдум в отношении изме
нений Конституции, провозглашает всеукраинский рефе
рендум по народной инициативе; подписывает законы,
принятые Верховной Радой Украины; имеет право вето в
отношении принятых Верховной Радой Украины законов
с последующим возвращением их на повторное рассмотре
ние Верховной Радой;
4) Президент Украины имеет широкие полномочия в деле
формирования состава органов государственной власти.
В частности, по предложению коалиции депутатских фрак
ций в Верховной Раде Украины он вносит представление о
назначении Верховной Радой Украины Премьер-министра
Украины; вносит в Верховную Раду Украины представление
о назначении Министра обороны Украины, Министра ино
странных дел Украины, по представлению Кабинета Мини
стров Украины назначает председателей местных госу
дарственных администраций; назначает с согласия Верхов
ной Рады Украины Генерального прокурора Украины и ряд
других руководителей центральных органов государствен
ной власти; назначает треть состава Конституционного Суда;
осуществляет первое назначение на должность профессио
нального судьи сроком на пять лет;
5) в сфере защиты прав и свобод человека и граждани
на. Президент Украины принимает решение о принятии в
гражданство Украины и прекращении гражданства Укра-
|
|
ины, о предоставлении убежища в Украине; осуществляет помилование;
6) кроме того, Президент Украины имеет ряд полномочий, традиционно относящихся к прерогативам главы государства, а именно: присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и иные высшие специальные звания и классные чины; награждает государственными наградами; устанавливает президентские знаки отличия и награждает ими; осуществляет помилование.
Решения, принятые Президентом Украины, оформляются подзаконными актами (указами и распоряжениями).
Свои полномочия Президент Украины исполняет до вступления на пост вновь избранного Президента Украины. Досрочно полномочия Президента прекращаются в случаях: невозможности исполнять полномочия по состоянию здоровья; смерти; смещения с поста в порядке импичмента.
7.13. Совет национальной безопасности и обороны Украины
Совет национальной безопасности и обороны Украины — это координационный орган по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины. Его правовой статус определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» (5 марта 1998 г.).
Председателем Совета национальной безопасности и обороны Украины является Президент Украины. В его состав входят по должности: Премьер-министр Украины, Министр обороны Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины. Иные члены Совета национальной безопасности и обороны назначаются Президентом Украины. Организацию работы и исполнения решений обеспечивает Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, назначаемый и увольняемый Президентом.
Совет национальной безопасности и обороны Украины имеет следующие функции:
1) внесение предложений Президенту Украины относительно реализации основ внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности и обороны;
2) координация и осуществление контроля за деятель
ностью органов исполнительной власти в сфере националь
ной безопасности и обороны в мирное время;
3) координация и осуществление контроля за деятельнос
тью органов исполнительной власти в сфере национальной
безопасности и обороны в условиях военного или чрезвычай
ного положения и при возникновении кризисных ситуаций,
угрожающих национальной безопасности Украины.
Решения Совета национальной безопасности и обороны Украины принимаются не менее чем двумя третями голосов его членов. Принятые решения вводятся в действие указами Президента Украины.
7.14. Правовой статус Кабинета Министров Украины
Кабинет Министров Украины — высший орган в системе органов исполнительной власти.
Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины. Конкретно это проявляется в том, что Верховная Рада принимает решение об одобрении Программы деятельности Кабинета Министров Украины, регулярно заслушивает отчет о ее выполнении. Верховная Рада вправе рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины и принять резолюцию недоверия ему.
В состав Кабинета Министров Украины входят: Премьер-министр Украины; Первый вице-премьер-министр; вице-премьер-министры; министры.
Премьер-министр Украины назначается Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины. Кандидатуру для назначения на должность Премьер-министра Украины Президент Украины вносит по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины или депутатской фракции, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины. Министр обороны Украины, Министр иностранных дел Украины назначаются Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины, другие члены Кабинета Министров Украины назначаются Верховной Радой Украины по представлению Премьер-министра Украины.
Полномочия Кабинета Министров Украины:
1) обеспечение государственного суверенитета и эконо
мической самостоятельности Украины, осуществление
внутренней и внешней политики государства, исполнение
Конституции и законов Украины, актов Президента Укра
ины;
2) принятие мер по обеспечению прав и свобод человека
и гражданина;
3) проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и
налоговой политики; политики в сферах труда и занятости
населения, социальной защиты, образования, науки и
культуры, охраны природы, экологической безопасности
и природопользования;
4) разработка и осуществление общегосударственных
программ экономического, научно-технического, социаль
ного и культурного развития Украины;
5) обеспечение равных условий развития всех форм соб
ственности; управление объектами государственной соб
ственности;
6) разработка проекта закона о Государственном бюдже
те Украины и исполнение утвержденного Верховной Радой
Украины Государственного бюджета Украины;
7) осуществление мер по обеспечению обороноспособ
ности и национальной безопасности Украины, обществен
ного порядка, борьбы с преступностью;
8) организация и осуществление внешнеэкономической
деятельности Украины, таможенного дела;
9) руководство и координация работы министерств,
других органов исполнительной власти;
10) образование, реорганизация и ликвидация минис
терств и иных центральных органов исполнительной влас
ти;
11) назначение на должности и увольнение с должностей
по представлению Премьер-министра Украины руководи
телей центральных органов исполнительной власти, не
входящих в состав Кабинета Министров Украины.
Юридической формой решений Кабинета Министров являются обязательные для исполнения постановления и распоряжения, которые подписывает Премьер-министр Украины.
ют межотраслевое управление. Например, Государственный комитет статистики Украины обеспечивает создание и надлежащее функционирование общегосударственной системы экономико-статистической информации.
Министерства, ведомства, государственные комитеты создаются, реорганизуются и ликвидируются Президентом по представлению Премьер-министра Украины. Президент Украины назначает и освобождает от должности руководителей центральных органов исполнительной власти. Конкретные задачи и функции центральных органов исполнительной власти определяются подзаконными актами.