Участие общественности в осуществлении правосудия

С древних времен участие общества в осуществлении правосудия обеспечивалось благодаря суду присяжных — суду, в состав которого, кроме профессиональных судей, входили присяжные заседатели. Судьи решают вопрос права (квалификация преступления, мера наказания), при­сяжные — факта (виноват ли подсудимый, обоснован ли иск). На основании вердикта присяжных судьи выносят приговор, определяют меру наказания или размер имуще­ственной ответственности.

По украинскому законодательству вместе с профессио­нальными судьями определенные категории дел в местных судах рассматривают народные заседатели, а в апелляци­онных судах — присяжные.

Список народных заседателей утверждается соответству­ющим местным советом по представлению председателя местного суда. В список включаются граждане, которые до­стигли 25-летнего возраста, постоянно проживают на терри­тории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и дали согласие быть народными заседателями.

Список присяжных по представлению председателя апелляционного суда формируется на основании списков


избирателей комиссией, состав которой утверждается со­ответственно Председателем Верховной Рады Автономной Республики Крым, председателем областного совета, Ки­евским и Севастопольским городскими председателями. В состав комиссии должны входить уполномоченные пред­ставители суда, органов юстиции и соответствующего со­вета. В список включаются граждане, которые достигли 30-летнего возраста, постоянно проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда.

Списки народных заседателей и присяжных утвержда­ются сроком на 4 года и пересматриваются каждые 2 года.

8.6. Правовой статус судей

Особый правовой статус судей определяется Конститу­цией Украины и Законом Украины «О статусе судей» (15 декабря 1992 г.), в который 21 июня 2001 г. были внесены существенные изменения.

Судьи — должностные лица судебной власти, наделен­ные полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе в Конститу­ционном Суде и судах общей юрисдикции.

Судья должен быть беспристрастен и независим от ка­кого-либо внешнего влияния. В своей деятельности он обя­зан руководствоваться только законом. В силу этого, с одной стороны, к судьям применяются некоторые ограничения. Судья не вправе:

1) состоять в политической партии или профсоюзе;

2) участвовать в какой-либо политической деятельности
(предвыборная агитация, митинги и т.д.);

3) иметь представительский мандат (например, быть
депутатом местного совета);

4) занимать какие-либо другие оплачиваемые должнос­
ти;

5) исполнять иную оплачиваемую работу, кроме науч­
ной, преподавательской
и творческой.

С другой стороны, независимость судей обеспечивается при помощи правовых гарантий их деятельности, к числу которых относятся:

1) неприкосновенность судей. Без согласия Верховной Рады Украины судья не может быть задержан или арестован до вынесения судом обвинительного приговора;


2) ответственность за неуважение к суду или судье;

3) обеспечение личной безопасности судей и членов их
семей. Угроза или насилие в отношении судьи, посягатель­
ство на его жизнь караются как преступления;

4) несменяемость судей. Судьи занимают должность
бессрочно, за исключением судей Конституционного Суда
и судей, впервые назначенных на должность.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется по результатам сдачи квалификационного экзамена. Экза­мены проводят квалификационные комиссии судей судов общей юрисдикции и Высшая квалификационная комис­сия судей Украины. Представление о назначении судей на должность вносит Высший совет юстиции.

Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Украины. Все иные судьи, кроме судей Конституционного Суда Укра­ины, избираются Верховной Радой Украины бессрочно.

8.7. Конституционный Суд Украины

Все государственные органы, органы местного само­управления и их должностные лица, граждане Украины, иностранные граждане или подданные, лица без граждан­ства обязаны соблюдать и исполнять Конституцию Украи­ны. Специальным органом обеспечения конституционной законности в Украине является Конституционный Суд Украины.

Порядок формирования, функционирования и компе­тенция Конституционного Суда определяются разделом XII Конституции Украины и Законом Украины «О Конститу­ционном Суде Украины» (16 октября 1996 г.).

Конституционный Суд Украины — единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.

Конституционный Суд Украины не входит в систему судов общей юрисдикции и, соответственно, не рассматри­вает конкретных уголовных или гражданских дел, не яв­ляется апелляционной, кассационной или надзорной ин­станцией для судов общей юрисдикции. Он решает вопросы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.


Формирование состава Конституционного Суда также отличается от формирования иных судебных органов. Кон­ституционный Суд Украины состоит из 18 судей Конститу­ционного Суда. Президент Украины, Верховная Рада и съезд судей Украины назначают по 6 судей Конституцион­ного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на 9 лет без права быть назначенным на повторный срок. На специальном пленарном заседании Конституционного Суда судьи Конституционного Суда из своего состава путем тай­ного голосования избирают Председателя Конституцион­ного Суда (только на один трехгодичный срок).

Полномочия Конституционного Суда Украины:

1)решение вопросов о соответствии Конституции Укра­
ины (конституционности): законов и иных правовых актов
Верховной Рады Украины; актов Президента Украины;
актов Кабинета Министров Украины; правовых актов Вер­
ховной Рады Автономной Республики Крым;

2)официальное толкование Конституции Украины и
законов Украины;

3)дача заключения о соответствии Конституции Укра­
ины действующих международных договоров Украины или
тех международных договоров, которые вносятся в Верхов­
ную Раду Украины для ратификации;

4)дача заключения о соблюдении конституционной про­
цедуры расследования и рассмотрения дела о смещении
Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Субъекты обращения в Конституционный Суд Украи­ны:

1) по вопросу о конституционности нормативно-право­
вых актов — Президент Украины; не менее 45 депутатов
Верховной Рады Украины; Уполномоченный Верховной
Рады Украины по правам человека; Верховная Рада Авто­
номной Республики Крым;

2) по вопросам соответствия Конституции Украины меж­
дународных договоров — Президент и Кабинет Министров
Украины;

3) по вопросу о конституционности процедуры импич­
мента — Верховная Рада Украины;

4) по вопросу об официальном толковании Конституции
и законов Украины — неограниченный круг субъектов, в
том числе — граждане Украины, иностранные граждане и
подданные, лица без гражданства, юридические лица.


Конституционный Суд Украины постановляет решения, которые обязательны к исполнению на территории Украи­ны, окончательны и не могут быть обжалованы.

Законы и иные правовые акты по решению Конституци­онного Суда Украины признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не соответству­ют Конституции Украины либо если была нарушена уста­новленная Конституцией Украины процедура их рассмо­трения, принятия или вступления в силу.

Законы, иные правовые акты или их отдельные положе­ния, признанные неконституционными, теряют силу со дня постановления Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности. Материальный или моральный ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам актами и действиями, признанными неконституционными, возмещается государством в установленном законом по­рядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: