В проведении патопсихологического исследования можно различить несколько этапов. Первый осуществляется клиницистами еще до знакомства психолога с больным и сводится к формулировке клинической задачи. Врач решает вопрос о том, насколько полезно в данном конкретном случае может оказаться патопсихологическое исследование. С задачей знакомится патопсихолог. В беседе с лечащим врачом он уточняет интересующие его особенности течения заболевания, возможные дифференциально-диагностические предпосылки или предположительную дилемму экспертного суждения. Если речь идет о контроле эффективности лечения, психолог вместе с врачом обсуждает специфику терапевтических мероприятий, предполагаемые возможности их влияния на различные психические процессы, намечает сроки повторного исследования.
В эксперименте важно учитывать ряд факторов, особенностей
1.Личная история больного. Эту информацию можно почерпнуть из истории болезни либо психолог собирает ее сам.
2.Состояние больного. Перед началом эксперимента необходимо убедиться в отсутствии каких-либо интеркуррентных соматических заболеваний. Препятствием для исследования является получение больным психотропных средств (следует оговорить возможность проведения обследования больного, получившего воздействующие на течение нервных процессов лекарства, в тех случаях, когда это предусмотрено задачей психологического эксперимента).
|
|
3.Задачи которые стоят перед экспериментатором
4. Эмоциональное напряжение в беседе или отношение к эксперименту. Часто следует начинать беседу с вопросов касающихся биографических данных. Это приводит клиническую беседу в понятное русло. Обсуждение семьи, особенностей личной жизни пациента приводит к возрастающем напряжению, защитным реакциям. Следует опираться на ресурсные темы: успехи, достижения, отношения с одноклассниками или коллегами хобби.
4.Выполнению задания по каждой методике предшествует инструкция. По мнению P. Fraisse (1966), инструкция составляет часть общего определения экспериментальной ситуации и должна обеспечивать сотрудничество обследуемого с экспериментатором. Она должна исходить из степени осведомленности пациента о эксперименте, его интеллектуальных потенций, мотивов. Излагается в простой и доступной форме.
5.Стенограмма эксперимента. Ведение записи результатов, высказываний сложный вопрос. Пациенты часто внимательны к тому, что пишет психолог, проявляют интерес и простое любопытство. Но можно с уверенностью сказать, что все, что мы записываем, пациент для себя отмечает и это может повлиять на ход и результаты эксперимента.
6. Естественность в обследовании. Естественный эксперимент — это попытка совместить произвольное вмешательство, являющееся характерным признаком всякого эксперимента, в психическую жизнь человека со сравнительной простотой и естественной обстановкой опыта.
7.Выводы и результаты эксперимента должны быть классифицированы, оценены, отражать всю психическую деятельность либо отражать запрос. Само заключение должно быть иллюстрировано высказываниями больного, его творческой продукцией.