Схема 14

Общее и особенное в социальных нормах

По структуре
Представляют стандарт, типичный для данного времени и среды

Способам формирования (сознательно или стихийно)
Определяют границы должного и возможного поведения

Субъектам формирования (индивид, общество, государство)
Служат ориентиром в выборе социально одобряемого поведения

Формам закрепления (сознание, письменные источники)
Являются средством контроля за поведением людей

Способам обеспечения (государственное принуждение, общественное мнение, совесть)

Формируются в процессе жизнедеятельности людей

Сфере действия (Политика, производство, религия, повседневная жизнь)
Имеют общую цель: обеспечение организованности в общественных отношениях

Схема 15

СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

Единство ►Социальные регуляторы: - обусловленность социальными интересами - регулирование общественных отношений - нормативность содержания ►Единство целей: - упорядочивание общественной жизни - развитие личности - утверждение справедливости ►Единство требований - недопустимое в правовом отношении – недопустимо и в нравственном. Совпадение содержания основных запретов

Противоречия ►в определении границ предписываемого поведения право – min, мораль - max должного ►в динамике развития: право – консервативно, стабильно мораль – подвижна, стихийна
Взаимодействие ►дополняют друг друга ►достижение моральных целей поддерживается правом ►эффективность права зависит отсоответствия требованиям морали

.

Различия КРИТЕРИИ Мораль Право По способам формирования формируется в обществе устанавливается или санкционируется государством по методам обеспечения внутреннее убеждение правосознание общественное мнение государственное принуждение по форме выражения содержится в общественном закрепляются в официальных сознании актах по критериям оценки добро – зло, справедливое законное – незаконное несправедливое правомерное – неправомерное по степени детализации наиболее обобщенные детализированные правила правила по сферам действия универсальный избирательность регулятор действия по историческим судьбам более древний регулятор более поздний регулятор

Тема 3: Источники (форма права).

ИСТОЧНИКИ (ФОРМА) ПРАВА
  Внешняя форма выражения нормы права, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность
Схема 16

Трактовки:

В широком смысле В узком (формальном) смысле

(социально-политический аспект) (юридический аспект)

источник форма

санкционированное государством правило поведения, сложившееся в силу многократного повторения.
Правовой обычай

объективная реальность
  ► способ производства ► существующие формы собственности ►хозяйственные, политические, культурные связи

Священные книги, которые непосредственно применяются в юридической практике
Религиозные тексты

       
   
 
 


Принципы права
Руководящие принципиальные положения, исходные начала всего права, на которые ссылаются в случае пробела в праве (отсутствия нормы)

 
 


воля народа

           
   
  В основе референдумных норм
 
     
Юридический прецедент
 
 


Решение судебного или административного органа по конкретному делу, которому придается общеобязательное значение при последующих спорах
Воля граждан

  В основе корпоративных и договорных норм

Нормативный правовой акт
  Официальный письменный акт компетентного, правотворческого органа, в котором содержатся нормы права
  В основе централизованных норм
Воля государства

ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВА Схема 17

в выражении и закреплении юридического содержания нормы

 
 


Применяется в тех обществах, в которых религия является основным социальным регулятором, например в мусульманском праве (Коран – собрание поучений и заповедей Аллаха), а также в регулировании жизни религиозных сообществ (например, каноническое право христианской церкви). Ограниченная сфера применения.

Применяется в случае отсутствия при рассмотрении дела необходимой нормы закона, судебного прецедента или обычая, в случае противоречия норм. Основной источник мусульманского права, применяется также в англоязычных странах. В России официально не признается источником (юридическим основанием для принятия решения), однако служит ориентиром для принятия решения в описанных случаях Преимущества: стимулирует развитие права, преодолевает консерватизм права. Недостатки: возможность субъективизма, политической идеологизации права.

В ряде западных государств при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая допускается ссылка на принципы справедливости, доброй совести, разумности, социальной ориентации права и т.д., когда невозможна аналогия закона, или как основа для толкования нормы. Часто рассматриваются как «высшее право», определяющее содержание позитивных законов, аналог естественного права.

Признаются во всех правовых системах. Наиболее распространенная форма, определяющая взаимные права и обязанности субъектов правоотношений. Закрепляет согласованную волю участников договора. Применяются в международномправе, в конституционномправе, частномправе. Юридическая сила нормативных договоров не одинакова и зависит от юридического положения субъектов, его заключающих и от сферы урегулирования.

Распространен в англосаксонских странах. В основе создания прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать в правосудии из-за отсутствия закона. Прецедент создается часто при разрешении споров и ситуаций, возникших впервые. Преимущества: 1. Прецеденты – это результат логики и здравого смысла, они наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям, могут полнее отражать регулируемые ими общественные отношения. 2. Обладает большой убедительностью, т.к. аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств. 3. Обладает большим динамизмом, т.к. в судебном решении могут непосредственно отражаться изменения, происходящие в жизни. Недостатки: 1. Не имеет того авторитета, как у НПА. 2. Субъективизм, допускает возможность произвола. 3. Прецедентное право очень громоздко, противоречиво, т.к. объем действия прецедента не определен

Основной источник права в странах романо-германской правовой семьи (ФРГ, Франция, Россия и др.). Преимущества: 1.Создает условия для сознательного, прогнозируемого, упорядоченного правового регулирования жизнедеятельности общества через механизмы создания, изменения и отмены правовых норм. 2. Фиксируя волю государства, придают нормам авторитет и действенность. 3. Точно и определенно фиксируют содержание правовых норм. Недостатки: 1. Абстрактность, оторванность от конкретных обстоятельств. 2. менее динамичен чем прецедент. 3. Является односторонним актом выражения государственной воли в отличие от прецедента и договора, поэтому возможен риск «навязывания» обществу «мертвых» норм.

Схема 18

ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, Общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. Если нормы национального права противоречат нормам международного договора РФ, то применяются правила, установленные нормами международного договора. Конституционный Суд РФ, рассматривая конкретные дела, часто обосновывает свои решения ссылками на общепризнанные принципы и нормы международного права, в частности, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина.

Основной источник права в Российской Федерации. К ним относятся: Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Законы субъектов Федерации, подзаконные акты Президента, правительства, ведомств, организаций.

В РФ нормативные договоры имеют место в конституционном праве – договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти ее субъектов (федеративный договор). В трудовом(коллективные соглашения между администрацией и профсоюзной организацией). Некоторые авторы относят сюда также договоры, регулирующие отношения в гражданском праве(договор найма жилого помещения), всемейном праве (брачный договор).

В качестве источников права, т.е. юридическим основанием для принятия решений в РФ признаются решения Конституционного Суда; Административный прецедент, действующий на основе принципа связанности административных органов своим предыдущим решением: если в отношении одного лица административным органом было принято решение, то другим лицам по аналогичному вопросу не может быть отказано в принятии такого же решения. Судебная практика официально не признается источником права в РФ, но может служить ориентиром для принятия решений.

В соответствии со ст. 5 Гражданского кодекса РФ в России признаются в качестве источника права обычаи делового оборота. Под «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

Тема 4: Нормативный правовой акт: признаки, виды, действие.

Схема 19

Создается компетентными органами или путем референдума, обладает возможностью устанавливать, изменять или отменять правовые нормы. Данный признак отличает НПА от других источников права, которые в основном только устанавливают нормы права и возникают либо стихийно (обычай), либо в силу конкретных обстоятельств

НПА - результат сознательного правотворчества

Имеют государственно-властный характер
Содержащиеся в НПА предписания являются односторонним актом выражения государственной воли. Этим они отличаются от обычаев, нормативных договоров и прецедентов

Содержит правовые нормы
Данный признак позволяет разграничить НПА от актов правоприменения, которые не содержат норм, хотя и имеют правовой характер, а также от нормативных документов не имеющих правового характера (инструкции).

Имеет юридическую силу
НПА занимает определенное место в иерархии системы законодательства. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего этот акт, его конституционных полномочий.

Принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке, в отличие от обычая или договора. Не соблюдение процедуры принятия может повлечь недействительность акта

Процедурность принятия

документальная форма
НПА издаются в виде официальных документов, которые имеют обязательные реквизиты (вид нормативного акта, название акта, наименование орана, принявшего его, дату. Место принятия акта, номер).

регулируют наиболее типичные, массовые отношения
в отличие от правоприменительных актов, которые касаются в основном конкретных жизненных ситуаций, обстоятельств, например, приказ о демобилизации или призыве)

постоянность либо длительность действия
В отличие от правоприменительных актов, рассчитанных на однократную реализацию, например, предписание органа пожарной охраны или налоговой инспекции).

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: