Место и роль государства в политической системе

Особое место государства в политической системе определяется его юридическими признаками и функциями:

1. Государство выступает политической формой организации общества. В этом качестве государство объединяет всех граждан связанных с ним устойчивой политико-правовой связью, то есть с гражданством.

2. Государство призвано выражать интересы не отдельных групп, слоев населения, а общества в целом, его общезначимые интересы. Тем самым государство интегрирует, объединяет разрозненные группы и индивидов в общество. Этим государство отличается от политических партий, движений, которые создаются для выражения групповых интересов.

3. Этих целей государство достигает благодаря тому, что является особой организацией политической власти, которую распространяет на всю территорию. Причем государство является главным субъектом публичной власти, обладает верховенством над всеми органами иных видов власти. Государственное властвование позволяет обеспечивать стабильность в обществе, правопорядок и прогресс.

4. Согласование и интеграцию разнородных интересов государство осуществляет путем издания законов и других нормативно-правовых актов, которые устанавливают общеобязательные правила поведения.

5. Регулятивное воздействие государства на общество осуществляется через решение текущих повседневных дел разветвленным специальным аппаратом управления и принуждения.

6. Устойчивость и поступательность общественного развития обеспечиваются государством благодаря осуществлению правосудия, контроля и надзора за исполнением правовых установлений. Государство, в отличие от негосударственных организаций, для придания общественному развитию целенаправленности, упорядоченности использует законное принуждение, опираясь на систему правоохранительных органов. Таким образом, оно предохраняет общество от конфликтов, социальных потрясений, гражданских войн.

Очевидно, что в реализации публичной власти государство активно взаимодействует с другими элементами политической системы: политическими партиями, молодежными организациями, профсоюзами, церковью, негосударственными средствами массовой информации и т. п. Названные негосударственные организации призваны выражать интересы различных слоев населения: классов, профессиональных и половозрастных групп. Они выражают и защищают интересы этих групп населения, доводят их требования до государственных органов, представляют их интересы в институтах власти.

Отношения негосударственных организаций с государством различны, поскольку во многом они определяются ролью самих общественных объединений. Так, политические партии выражают политические интересы населения и на выборах борются за власть, а в случае победы формируют правительство, приводят к власти своих кандидатов. В этой ситуации правящие партии определяют политический курс правительства на очередной срок до следующих выборов.

Профсоюзы отстаивают экономические интересы занятого в производстве населения. Они оказывают влияние на государство, владельцев предприятий, выступают с требованиями улучшения условий труда и повышения его оплаты.

Взаимоотношения государства и общественных объединений регулируются законом и в первую очередь нормами конституции. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении актуальных вопросов на основе признания политического плюрализма, принципов самоуправления и самостоятельности. Государство не вмешивается в деятельность официально зарегистрированных объединений, если они не нарушают законы.

Гражданское общество. Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений, а также семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, реализующих повседневные интересы индивидов, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации отдельных индивидов и их групп и удовлетворения их повседневных потребностей.

Идея гражданского общества - одна из важнейших политических идей нового времени. Появившись в середине XV11 в. в Европе, понятие "гражданское общество" прошло известную эволюцию, породив несколько концепций. Однако оно неизменно рассматривается в противопоставлении понятию "государство".

Долгое время в политической науке понятия "гражданское общество" и "государство" не различались и рассматривались как тождественные. Однако, начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с неотъемлемыми правами и свободами породили и потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса.

С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразил понятие "гражданское общество".

С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие "государство". Равновесие и взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов государство устанавливает посредством исполнения управленческих функций.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные, свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному (рабовладельческому и феодальному, сословно-кастовому) обществу. В таком обществе основным субъектом являются сословия, кланы, классы, а государство практически совпадало с имущими классами и было обособлено от основной массы населения.

В традиционных обществах древнего мира и особенно средних веков социальное неравенство было выражено и закреплено в праве. Господствующая социальная группа была организована в государство, которое поддерживало сословные границы и охраняло привилегии высших сословий, - от их имени и осуществлялась власть. В сословных обществах государство регламентировало многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни.

Гражданское общество по своему историческому происхождению и по своей сути является буржуазным, отрицающим сословно-кастовое деление предшествовавших ему обществ. Основу гражданского общества составляет свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и "разгосударствления" общественных отношений.

Начало этому процессу положило формирование представительных органов власти, которые стали выступать от имени всего населения. Для этого было законодательно признано юридическое равенство людей на основе наделения их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определила качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды, независимо or их социального происхождения и имущественного положения, были признаны свободными и полноправными участниками общественной жизни.

Наиболее существенной экономической предпосылкой свободы индивида явился институт частной собственности, который способствовал формированию развитого гражданского самосознания. Конечно, юридическое равенство не предполагает фактического равенства, а означает всего лишь равенство возможностей. Однако это создавало определенные условия для проявления талантов и способностей личности. Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия Биллей о правах в Англии (1689), США (1789 - 1791) и Декларации прав человека и гражданина во Франции (26.07.1789).

Структура гражданского общества. В современной политико-правовой науке гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государстве общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, то и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом.

Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т. п., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения и составляют первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т. п. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. п.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребностей в политическом участии, связанных с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентации. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений. Если рассмотреть современное гражданское общество в развитых странах, то оно предстанет как общество, состоящее из огромного числа самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: