Тема 3. Типы государств. Механизм государства

Полицейское государство: понятие и признаки. Полицейское государство представляет собой один из наиболее распространенных прежде типов государства. Его разновидностями могут быть названы восточные деспотии, европейские абсолютные монархии (XV - XVIII вв.), тоталитарные государства XX в. в Германии, Италии, Испании, Португалии, Японии.

Необходимость создания полицейского государства была основана на тезисе о неспособности народа самостоятельно организовать свою жизнь и достичь счастья. Таким организующим началом становится государство в лице императора, монарха, вождя, главной задачей которого является обеспечение блага народа.

Деятельность полицейского государства не регулировалась правовыми нормами, она определялась целесообразностью, то есть тем, что было выгодно королю и его приближенным. Так, уже при Людовике XIV широко использовались открытые бланки, содержащие формальный приказ об аресте, подписанный королем. Распоряжались ими высшие сановники. Достаточно было написать на бланке фамилию конкретного человека, чтобы обречь его на бессрочное тюремное заключение.

Власть чиновничества была настолько могущественна, а личность была настолько бесправна, что человек превращался в "винтик государственного механизма", в его неотъемлемую часть и не мог существовать самостоятельно. По мнению одного из теоретиков полицейского государства Ж.-Ж. Руссо, "если кто-либо откажется подчиняться обшей воле, то он будет к этому принужден всем организмом (то есть государством), а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным".

Следовательно, полицейское государство характеризуется чрезмерным развитием карательной функции, которую осуществляет разветвленная система государственного насилия: армия, органы охраны правопорядка и безопасности, тюрьмы. Наибольшего развития теория полицейского государства нашла в практике тоталитарных режимов. Тоталитарное государство является разновидностью полицейского, оно возникло в 30-е гг. XX в. Сущность тоталитарного государства можно выразить словами лидера итальянских фашистов Б. Муссолини: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства". Иначе говоря, ничто человеческое не существует само по себе, еще в меньшей степени оно обладает какой-либо ценностью вне государства. Установление "тотального государства" (которое контролирует все: мысли, чувства, действия и поступки людей, организаций) возможно в обществе, которое раздирают постоянная борьба и конфликты, экономические кризисы и нестабильность, где существует угроза распада целостности государства, опасность его завоевания соседями. В этих условиях происходит концентрация всей полноты государственной власти в руках лидера (вождя), которого рассматривают как спасителя нации. Под этим предлогом запрещаются все политические партии, кроме правящей, распускается парламент, отменяются статьи, гарантирующие права человека. Характерной чертой "тотального государства" является массовые террор в отношении политических противников режима и всех несогласных с ним. Так, если в Италии при Муссолини (в 1927 - 1933 гг.) по политическим мотивам было вынесено 329 смертных приговоров, то в Германии при Гитлере (с 1933 по 1939 г.) - уже 10 тысяч.

Несмотря на отрицательные черты, полицейское государство создает предпосылки для перехода к правовому государству, что особенно характерно для периода феодальной раздробленности. Прежде всего, это выражается в утверждении единства и целостности государственной власти, в преодолении политической и экономической нестабильности.

Правовое государство: понятие и признаки. Теория правового государства исходит из идеи естественных, неотчуждаемых прав, присущих каждому человеку от рождения и включающих право на жизнь, свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. В целях обеспечения каждому человеку в равной мере возможности пользоваться своими естественными правами люди создают государство путем общественного договора. Среди естественных прав английский философ Дж. Локк особо выделял право собственности: «Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение ими собственности».

Право собственности включает право владения имуществом, защиту его от произвольных поборов и конфискаций со стороны государства, равенство всех видов собственности, свободу приобретения собственности и распоряжения ею. Не менее значимо право на жизнь. Оно не сводится только к гарантиям физического существования и личной безопасности, но включает право на достойную жизнь, право каждого "быть господином самому себе", свободно избирать жизненные цели и достигать их. Третьим из классических естественных прав является право на свободу, проявляющееся в свободе действовать в пределах, которые не нарушают прав других людей. В этом случае люди должны следовать правилу: "разрешено все, что не запрещено законом".

Правовое государство отличает, во-первых, полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан. Это выражается в том, что правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда государство не вмешивается. В этом случае государство действует согласно правилу: "Все, что не дозволено власти, ей запрещено". Прежде всего, это касается личных прав граждан: тайна переписки и телефонных переговоров, свобода передвижения, право на личную неприкосновенность и т. п.

Во-вторых, реальность прав и свобод обусловлена тем, что взаимоотношения личности и власти в правовом государстве строятся на основе идеи народного суверенитета. Он означает, что только народ является источником государственной власти. Если правительство перестает выражать волю общества, то народ вправе сместить его. «Источник всякого суверенитета, - говорится во Французской Декларации прав человека и гражданина (26 августа 1798 года), - зиждется… в нации. Никакая совокупность лиц, никакое отдельное лицо не могут осуществлять власть, которая явно не исходила бы от нации».

В-третьих, средством обеспечения прав и свобод граждан является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно этому принципу, законодательная власть (парламент) принимает законы, исполнительная власть (правительство) – обеспечивает их реализацию, а судебная власть – контролирует правомерность принятия законов и точность их исполнения.

В-четвертых, правовое государство характеризуется верховенством права во всех сферах жизни. Это касается деятельности государства, его учреждений, которые осуществляют свои функции в границах требований норм права. Кроме этого, гарантией организации жизни и деятельности людей на началах равенства и справедливости также является право. Граждане соизмеряют свои поступки с правилом: "все, что не запрещено, то разрешено".

В-пятых, взаимная ответственность государства и личности. Эта ответственность носит правовой характер, поскольку, принимая законы, государство определяет меру свободы личности и границы собственного вмешательства в действия граждан. Тем самым государство берет на себя обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждым гражданином. Обязательность закона для государства, его органов, должностных лиц должна исключать административный произвол, игнорирование нужд народа. Однако и личность ответственна перед государством, если нарушает предписание правовых норм и в отношении ее применяется государственное принуждение.

Социальное государство: понятие и признаки. Социальное государство представляет собой такой тип государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

К признакам социального государства относят следующие:

1) социальное государство характеризуется достойным человека уровнем жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименовании продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.

К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год (данные 2003 года).

2) социальное государство стремится обеспечить социальное равенство. При этом речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т. п. Государство стремится смягчить, а где это возможно и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так, оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения. Имущественные различия государство сглаживает посредством налоговой политики, перераспределения собранных средств в пользу малоимущих.

3) задачей социального государства является социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание.

Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К последним относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов.

4) социальное государство стремится к общему подъему благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%, а в Швеции - чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата за жилье, стипендии учащимся, пособия на детей и т. п.) все более широкий круг лиц.

Понятие, признака и элементы механизма государства. Свои функции и задачи государство осуществляет с помощью специальных органов и учреждений, а также особого слоя людей, профессионально занятых деятельностью по исполнению полномочий государственных органов. Все они – государственные органы и учреждения, а также занятые в них государственные служащие составляют - механизм государства. Посредством него государство обеспечивает законность и правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, согласовывает несовпадающие интересы различных групп населения. В значительной мере от того, насколько разумно организована деятельность государственных органов и учреждений, зависит способность государства своевременно реагировать на возникающие проблемы, удовлетворять насущные потребности населения. Особенностью этих органов является то, что их деятельность носит властный характер и опирается на возможность государственного принуждения. Это осуществляют специальные органы: армия, полиция, суд, тюрьмы. Конечно, политическая власть в демократическом государстве может осуществляться самим народом непосредственно на референдумах, выборах и т. п. Это тоже является составной частью механизма государства. Однако центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат: система взаимосвязанных органов государства и запятые в них государственные служащие, которые практически осуществляют государственную власть.

Таким образом, признаком любого государства является наличие механизма государства, то есть системы органов и учреждений государства, наделенных властными полномочиями и созданных для осуществления его функций и задач. Без государственного механизма не может существовать само государство, поскольку именно государственные органы его и олицетворяют. Через них осуществляется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

Понятие "механизм государства" используется в широком и узком смыслах. В широком смысле механизм государства включает в себя всю совокупность государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. При таком понимании механизм государства состоит из государственного аппарата, государственных учреждений, государственных предприятий.

Государственный аппарат представляет собой систему государственных органов наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти.

Наряду с государственным аппаратом в механизм государства включаются государственные учреждения, деятельность которых направлена на выполнение функций государства в сфере образования (например, школы), в сфере здравоохранения, науки, в экономической области и т. п. Наконец, государственные предприятия как часть механизма государства создаются для осуществления хозяйственной деятельности, например производства предметов первой необходимости (товаров) или оказания различных услуг населению.

В узком смысле механизм государства тождественен понятию "государственный аппарат".

Механизм государства обладает характерными признаками (чертами), позволяющими отличать его от других политических институтов, участвующих в осуществлении государственной власти или влияющих на неё (например, партий):

® механизм государства - это целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности. Эти принципы (например, разделения властей, принцип законности и т. п.) обычно зафиксированы в конституциях государств;

® механизм государства состоит из особой группы людей, выделенных из общества и подготовленных для управления им, осуществляющих эту деятельность профессионально и на постоянной основе;

® органы государства, составляющие механизм, взаимодействуют друг с другом как составные части строго иерархической системы, основанной на подчинении нижестоящих органов вышестоящим;

® каждый элемент механизма (то есть орган государства) является относительно самостоятельной и обособленной честью системы и обладает властными полномочиями, создается государством и действует от его имени и по его поручению. Каждый орган государства осуществляет его конкретную функцию, а все вместе - обеспечивают эффективное функционирование государства в целом;

® для осуществления задач и функций государства органы государства обладают необходимыми средствами: материальными, информационными, организационными, включая и возможность государственного принуждения.

Орган государства: понятие, признаки, виды. Механизм государства является сложным образованием, он состоит из входящих в него простых элементов - органов. Государственный орган – это составная часть механизма государства, которая выполняет конкретные функции и тесно связана с другими органами государства.

Орган государства о6ладает специфическими признаками, которые отличают его от государственных учреждений и предприятий

1. Орган государства обладает властными полномочиями, то есть способностью осуществлять государственную власть и принимать значимые для общества решения и обеспечивать их реализацию.

Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенции - закреплении за органом государства определенного законом круга вопросов, основных направления его деятельности; а также его полномочий - прав и обязанностей в их осуществлении. Государственно-властные полномочия проявляются в том, что орган государства наделен правом издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения.

Кроме этого властные функции органа государства состоят в возможности обеспечить издаваемые правовые предписания мерами убеждения, поощрения и принуждения, а также материальными ресурсами, например средствами из государственного бюджета.

2. Орган государства представляет собой относительно самостоятельную, структурно обособленную и юридически оформленную часть механизма государства, которая характеризуется определенной структурой и состоит из государственных служащих.

3. Орган государства образуется от имени государства и действует по его поручению.

4. Каждый государственный орган наделен определенной компетенцией, то есть строго закрепленными за ним задачами, функциями, правами и обязанностями.

5. Орган государства образуется в порядке, установленном законом..

6. Для осуществления своих функций государственный орган обладает необходимыми материальными и организационными средствами (ценностями, вспомогательными учреждениями и предприятиями и т. п.).

Таким образом, цели, задачи и структура государственного органа, порядок его образования и сама деятельность регулируются нормами права. Орган государства представляет собой относительно самостоятельное звено механизма государства и состоит из государственных служащих, права и обязанности которых определены законом.

Несмотря на то, что органы государства тесно взаимодействуют между собой, однако каждый из них выполняет вполне конкретные задачи. По порядку создания (органы государства могут либо выбираться на свободных выборах, либо назначаться, либо создаваться в порядке наследования) и характеру выполняемых ими задач различаются три основные группы государственных органов: законодательные (парламент, органы местного самоуправления), исполнительно-распорядительные (правительство, министерства, ведомства и т. п.), судебные (правоохранительные).

Принципы организации и деятельности механизма государства. Органы государства осуществляют свои функции, соблюдая определенные правила, которые называют принципами. Среди них следует отметить принцип законности и конституционности. Это означает, что конкретный орган государства, его должностные лица осуществляют свои функции строго в соответствии с конституцией и другими законодательными актами, регулирующими их деятельность.

Эффективность деятельности государственного органа зависит от следовании такому правилу, как принцип профессионализма и этики государственных служащих. Отбор на государственные должности осуществляется с помощью экзаменов и на основе диплома по предполагаемой специальности. Однако работа государственного служащего имеет много соблазнов и искушений, ведь от него часто зависит решение важного для рядового гражданина дела, например начисление пенсии, выплата пособия и т. п. Чиновник может ускорить время прохождения вашего прошения, а может и затормозить. Так возникает возможность удовлетворить за счет общества свои финансовые интересы, получив взятку от просителя за содействие. Поэтому во многих развитых странах предъявляются высокие требования к морально-этическому облику государственного служащего. Они отражают стремление государственной власти повысить уровень доверия к государственным служащим со стороны общества.

Чтобы защитить себя от произвола абсолютной неограниченной власти единоличного правителя и должностных лиц, общество делит власть на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы различные ветви власти могли взаимно сдерживать друг друга. За каждой ветвью власти строго определен крут ее полномочий. В пределах своей компетенции (прав и обязанностей) каждая ветвь власти подчиняется только закону.

Однако разделение властей не следует понимать как их противостояние, это лишь форма разделения управленческих функций, которая не позволяет их концентрировать в одних руках: так, законодатели заняты выработкой и принятием законов, исполнительная власть эти законы реализует на практике, а судебная власть осуществляет контроль за правильностью принятия и применения законов. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, действовать согласованно, не стремясь присвоить себе функции другой ветви власти. К вышеназванным принципам (правилам) функционирования государственного аппарата можно добавить принципы гласности оптимальности и эффективности деятельности государственного аппарата и др.

Виды органов государства. Законодательные органы власти.

В соответствии с принципом разделения властей выделяются три группы государственных органов: законодательные, исполнительные и судебные.

Название парламента - государственного органа, которому принадлежит законодательная власть, происходит от французского "parle" - говорить. В различных странах высший законодательный орган (которому принадлежит право издания законов) называется по-разному: в США это Конгресс, состоящий из двух палат: Сената (верхняя палата) и Палаты представителей (нижняя палата); в Швеции - однопалатный Риксдаг; в ФРГ - двухпалатный Бундестаг, причем нижняя палата также называется Бундестаг, а верхняя Бундесрат; в России - Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Возникновение современных парламентов на Западе происходило в период феодальной раздробленности и было связано с необходимостью поиска источников новых денежных поступлений в королевскую казну. Так как сам король был уже не в состоянии заставить своих подданных оплатить налоги, он прибегает к созыву широких представительных собраний дворянства и духовенства, чтобы с их помощью утвердить новые налоги. Затем парламенты стали не только разрешать вводить новые налоги, но и контролировать расходование средств.

Парламент обладает законодательной властью, то есть правом обсуждать и принимать законы, посредством которых парламент определяет перспективы развития общества. Наряду с этим законодательный орган осуществляет надзор и контроль за правительством, включая принятие решения о его отставке. Эта функция наиболее развита у законодательных органов в парламентских формах правления.

Кроме названных функций, законодательные органы разрабатывают финансовую политику, которая реализуется в ежегодном принятии парламентом бюджета страны, дают политическую оценку действиям должностных лиц и могут привлечь их к политической ответственности, то есть выразить им недоверие.

Исполнительные органы власти. Правительство олицетворяет исполнительную (административную) власть, которая, по сути, носит производный, вторичный характер по сравнению с представительной. По своему происхождению термин "административный" берет свое начало от лат. administratio (управлять, служить для).

Исполнительная власть в лице правительства носит конкретный и предметный характер, что отличает ее от законодательной. Правительство обладает большими возможностями, поскольку в его руках находится государственный аппарат: чиновники, армия, полиция, судьи, органы безопасности и т. п. Оно осуществляет текущее управление делами общества, распоряжается значительной долей его ресурсов, исполняет принятые представительными органами решения и законы. Правительства в различных странах называются по-разному: правительство - в России, Чехии; кабинет - в Японии, на Украине; государственный совет - в Китае; федеральный совет - в Швейцарии и т. п.

Причем в некоторых странах правительства как такового нет. Например, вряд ли можно говорить о правительстве в США, поскольку каждый из 14 министров подчинен только президенту, а кабинет, который объединяет их всех, не является коллегиальным органом, решений не принимает, только их обсуждает. В этом случае министры выступают в качестве советников президента по вопросам, входящим в их компетенцию. Подобное положение правительства характерно для президентских форм правления.

В парламентских формах правления положение правительства иное. Так, в Великобритании кабинет министров формируется парламентом и несет ответственность перед ним. Обычно кабинет министров выполняет роль связующего звена между законодательной и исполнительной ветвями власти. По сути, он представляет собой руководящее ядро правящей партии. Кабинет министров состоит из премьер-министра и группы главных министров, несущих коллективную ответственность за деятельность правительства. В него входят 17 министров, из которых не более 15 могут представлять палату общин. Следовательно, в этом случае принцип разделения властей соблюдается не строго. Однако следует отметить, что в парламентской системе правления власть премьер-министра очень значительна, поскольку он опирается на поддержку сторонников своей партии в парламенте. Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому из центра (а иногда и избранному на месте) должностному лицу - губернатору, префекту. Органы исполнительной власти издают нормативные акты (постановления, распоряжения, указы), которые основываются на законах и не должны им противоречить.

Судебная власть. Одной из главных целей деятельности судов является беспристрастность. Богиня правосудия Фемида не случайно изображена с повязкой на глазах и с весами в руках. Это означает, что перед законом все равны, и суд должен беспристрастно применять закон, кто бы перед ним ни был: бедный или богатый, президент или рядовой гражданин. Суды независимы, что означает независимость в принятии решений и уважение к ним со стороны общества, государственных органов. Кроме этого, независимость судов связана с невмешательством в их деятельность как законодательной, так и исполнительной властей. Так, например, девизом Верховного Суда США является лозунг: "Равное правосудие в рамках закона".

Каждая страна имеет свою судебную систему, на формирование которой оказали влияние национальные и исторические традиции народа, его культура.

Среди правоохранительных органов, наряду с полицией, органами безопасности, внешней разведки, особое место занимают органы прокуратуры. Они осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов как органами государства, должностными лицами, так и гражданами. Кроме этого органы прокуратуры выступают в качестве обвинителя в судах по делам, в которых затрагиваются интересы государства.

Глава государства. Принцип разделения властей предохраняет общество от опасности быть подчиненным диктатору. Однако самостоятельность этих властей относительна, поскольку они тесно взаимодействуют друг с другом. Согласование их действий осуществляет глава государства. Именно он олицетворяет целостность и единство государственной власти, ее стремление служить на благо всего народа, представляет государство на международной арене. В современных республиках главой государства является президент, а в конституционных монархиях - монарх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: