Жизненный цикл предприятия

Предприятие как субъект хозяйствования в процессе функци­онирования проходит различные стадии своего существования. Первая стадия — создание предприятия и его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. Есть два способа регистрации — разрешительный и уведомитель­ный. В национальном законодательстве указывается тот или иной подход, а также требования к учредительным и регистрационным документам.

Из опыта рыночной экономики известно, что из числа зарегис­трированных предприятий в период становления выдерживают кон­куренцию около 40 процентов, остальные становятся несостоятель­ными в первый год своего существования. По этой причине государство поддерживает малые, совместные и другие предпри­ятия в соответствии с существующими национальными приоритетами и финансовыми возможностями. Основные льготы — умень­шение ставки налогообложения и налоговые каникулы.

Предприятие, закрепившееся в своей рыночной нише, в про­цессе развития постоянно реорганизуется: создаются новые про­изводственные и функциональные подразделения, происходит слияние или ликвидация снизивших свою эффективность цехов. Реорганизация как изменение организационной структуры уп­равления может происходить в рамках действующего субъекта хозяйствования или с последующей ликвидацией старого и реги­страцией нового.

Особой формой реорганизации является реструктуризация предприятия с выделением самостоятельных субъектов хозяйство­вания или в юридических рамках существующего. Есть несколько точек зрения по вопросу сущности реструктуризации. Наиболее распространенной в рыночной экономике является такая: реструктуризация — это выделение структурных подразделений предприятия с самостоятельным балансом и расчетным сче­том, но без образования юридического лица. Цель подобной управленческой процедуры — повышение эффективности произ­водства путем перевода подразделения на коммерческий расчет с наделением имуществом и учетом прибылей и убытков.

Коммерческий расчет — это метод хозяйствования, при котором соизмеряются затраты и результаты деятельности предприятия, его производственных подразделений. Прин­ципы коммерческого расчета следующие: самоокупаемость, ма­териальная ответственность и заинтересованность, оперативно-хозяйственная самостоятельность, контроль рублем и испытание конкурентностью. Основные предпосылки организации полного внутрифирменного коммерческого расчета или реструктуризации предприятия: возможность обособленного бухгалтерского учета имущества, прибылей и убытков; наличие нормирования и плани­рования четкая система стимулирования персонала.

Санация — это финансовое оздоровление предприятия, необходимость которой возникает при угрозе экономической не­состоятельности. Санация проводится по инициативе собствен­ника или кредиторов. Есть несколько путей санации. Первый — замена руководителя и управленческого персонала, поставивших предприятие в затруднительное финансовое положение. Если предприятие является потенциальным банкротом, может осуще­ствляться внешнее управление, назначенное в судебном или вне­судебном порядке. Антикризисный управляющий работает по кон­тракту с собственником или назначается собранием кредиторов, выполняет одну или две задачи: обеспечить финансовое оздо­ровление или подготовить предприятие к ликвидации.

Второй путь санации — продажа по суду или по соглашению кредиторов. При продаже экономически несостоятельного пред­приятия оно сохраняется в качестве действующего, но меняются собственники. Третий — обмен долгов на акции. В этой ситуации также меняются собственники. Однако кредиторы осторожно от­носятся к обмену долгов на акции неплатежеспособного пред­приятия, если у них нет уверенности в том, что оно вновь станет рентабельным и финансово устойчивым. Четвертый вариант — привлечение инвестиций и выплаты кредиторам из будущих до­ходов фирмы. Он также встречается весьма редко. Пятый — ус­тупка требований третьим лицам, то есть покупка долгов с после­дующей перепродажей за определенный процент со сделки. В любом случае для осуществления санации нужен бизнес-план и прогнозирование экономической ситуации в краткосрочном и дол­госрочном периоде.

Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводит­ся процедура банкротства. Банкротство—это удостоверенная судом полная неспособность субъекта хозяйствования оп­латить свои финансовые обязательства. Банкротство рассмат­ривается как экономическая и юридическая процедура ликвида­ции должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами. Последовательность погашения долгов устанавливается национальным законодательством. Полнота удовлетворения финансо­вых обязательств зависит от суммы средств, вырученных при про­даже имущества банкрота. В большинстве случаев денежных средств оказывается недостаточно для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом по налогам, перед банками по кре­дитам, перед персоналом по зарплате, перед поставщиками за товары, перед акционерами по дивидендам. Поэтому в рыночной экономике необходимо предвидеть финансовые затруднения и принимать предупредительные меры. Бывают случаи ложного и злостного банкротства. Ложное банкротство это предостав­ление заведомо ложных документов об объявлении субъекта хо­зяйствования неплатежеспособным (банкротом). Злостное бан­кротство умышленное утаивание своей несостоятельности. Ложное и злостное банкротство — это разновидность мошенни­чества, которое должно распознаваться с помощью внутренних и внешних аудиторов, а также правоохранительными органами го­сударства.

Ликвидация предприятия прекращение его деятельности и исключение из реестра государственной регистрации. Ликви­дация происходит по причине банкротства или экономической несостоятельности, по решению собственника имущества либо по решению суда. [3, c. 13-15].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: