Стратегия развития предприятия

Слово «стратегия» происходит от греческого strategos, кото­рое первоначально использовалось в военной терминологии, обо­значая искусство планирования военных операций высшим коман­дованием. В настоящее время широко применяется в бизнесе и предполагает обоснование направлений эффективного развития фирмы высшим управленческим персоналом. На практике терми­ны «стратегия», «стратегический менеджмент» и «стратегическое планирование» часто употребляют как взаимозаменяемые поня­тия. Однако между ними существуют различие и соподчиненность.

Стратегия отражает сущность явления, которое проявляется в стратегическом управлении и конкретных планах стратегического развития. Стратегия — это образ будущего предприятия, к кото­рому нужно стремиться. Стратегию можно описать словами, пред­ставить в виде модели, а затем сформулировать пути достижения желаемого состояния фирмы в разнообразных аспектах. Страте­гический менеджмент предполагает выбор нескольких альтерна­тивных путей достижения задуманной цели. [3, c. 17]

Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно ве­лико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуа­ции на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы могли успешно функциониро­вать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с повыше­нием эффективности использования ресурсов в текущей деятельно­сти. В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющейся окру­жающей среде.

Единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна, по­этому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, по­ведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие выделить некоторые обобщенные принципы выработки стратегии бизнеса.

Выбор стратегии бизнеса осуществляет руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и состояние портфеля продукции.

Из ключевых факторов прежде всего исследуются сильные сто­роны отрасли и сильные стороны фирмы, являющиеся зачастую решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к мак­симальному использованию имеющихся возможностей, При этом важно искать пути развертывания бизнеса в новых отраслях, обла­дающих потенциальными задатками для роста.

Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возмож­ности фирмы. Такие шаги в поведении фирмы, как выход на неис­следованные рынки, разработка нового продукта или переход в но­вую отрасль, требуют значительных финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы либо обладающие легким доступом к ним, находятся в гораздо лучшем положении для выбора вариантов стратегии.

Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, играет значительную роль при выборе стратегии фирмы. Углубление и расширение квалификационного потенциала работников - важ­нейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего.

Большое влияние на выбор стратегии фирмы оказывает степень зависимости от внешней среды. Бывают такие ситуации, когда фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей, что не вольна делать выбор стратегии исходя из возможного более полного использования своего потенциала. В этом случае внешняя зависи­мость играет более значительную роль в выборе стратегии фирмы, чем все остальные факторы.

Сильная внешняя зависимость можетбыть обусловлена также правовым регулированием поведения фирмы, например антимоно­польным законодательством, социальными ограничениями, влияни­ем природной среды, политическими факторами и т.д.

Еще один ключевой фактор - интересы руководства фирмы. Например, руководство любит рисковать или, наоборот, оно стре­мится всеми способами избегать риска. Этоможет стать решающим фактором в выборе стратегии. В другом случае руководство может взять курс на поглощение другой фирмы исходя только из того, что оно решило свести личные счеты или доказать что-то определен­ным лицам.

Обязательно должен приниматься во внимание временной фак­тор. Дело в том, что и возможности, и угрозы для фирмы, и плани­руемые изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать и календарное время, и продолжитель­ность интервалов осуществления конкретных действий по реализа­ции стратегии. Часто успеха добивается та фирма, которая успешно управляет процессами во времени.

Заключительный этап выбора стратегии - ее оценка. Вся про­цедура в конечном счете сводится к одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей. Затем проводится оценка стратегии по следующим направлениям:

а) соответствие выбранной стратегии состоянию и требова­ниям субъектов окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы динамики рынка и жизненного цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению но­вых конкурентных преимуществ и т.д.;

б) соответствие выбранной стратегии потенциалу и возмож­ностям фирмы, В данном случае оценивается то, насколько выбран­ная стратегия соответствует возможностям персонала, финансовым ресурсам фирмы, позволяет ли существующая структура фирмы ус­пешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации во времени и т.п.;

в) приемлемость риска, заложенная в стратегии. Оценка оп­равданности риска проверяется по трем направлениям: реалистич­ность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; нега­тивные последствия для фирмы, к которым может привести провал стратегии; оправданность при возможном положительном результа­те риска потерь от провала в реализации стратегии;

г) эффективность стратегии оценивается по следующим пока­зателям:

экономический эффект - воздействие стратегии на массу и нор­му прибыли, чистой прибыли, срок окупаемости инвестиций, объем продаж на внутреннем и внешнем рынке;

социальный эффект – влияние на условия и привлекательность труда, развитие культуры и образования, качество жизни.

д) экологический эффект – воздействие на степень загрязнения окружающей среды, комплексность использования природных ресурсов;

е) технический (качественный) эффект – изменение уровня новизны, качества, конкурентоспособности продукции;

ж) системный (синергетический) эффект – дополнительный доход от продажи и эксплуатации взаимодополняющих и сопряженных изделий, систем машин и т.п.

На основе проведенного анализа и оценки возможных вариантов принимается окончательное решение о выборе наиболее целесообразной стратегии. [1, c. 152-156].

6. Разгосударствление и приватизация предприятий.

Разгосударствление и приватизация государственной собственности является одним из важнейших преобразований рыночной экономики. Разгосударствление собственности осуществляется как путем создания новых частных предприятий, так и путем приватизации действующих государственных предприятий. Основными принципами разгосударствления являются: добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом необходимо, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.

Главные критерии реформы разгосударствления экономики – сокращение принудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции на рынке, либерализация цен на рынке, конкуренция товаропроизводителей, обеспечение экономической ответственности. Функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами сохраняются за государством.

Одним из направлений разгосударствления экономики является приватизация. Этот процесс характеризуется передачей государством права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество гражданам и юридическим лицам, деятельность которых основана на негосударственной собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управления ими. Нужно отметить, что приватизация по сравнению с разгосударствлением – процесс более длительный.

Конечной целью проводимых преобразований является резкий рост качества жизни на основе более эффективного хозяйствования. Для этого должны быть решены следующие задачи: 1) на макроуровне – формирование и развитие рыночной экономики (т.е. появление новых товарных агентов, создание конкурентной среды, развитие рыночного ценообразования, устанавливается тесная связь производственной программы с потребительским рынком); 2) на микроуровне – повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг за счет роста экономической эффективности хозяйствования.

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов:

1) сочетание безвозмездного и возмездного способов приватизации, при которых часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая продается частным и негосударственным юридическим лицам;

2) каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на часть безвозмездно передаваемой собственности. Практически это право реализовано через выдачу именных приватизационных чеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа;

3) использование различных способов, методов и процедур при проведении приватизации. Например, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества. Если говорить о расчетах за приобретенное государственное имущество, то платежи могут быть как одноразовыми, так и в рассрочку;

4) предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Государство обеспечивает более благоприятные условия для участия трудовых коллективов в приватизации своих предприятий. При этом трудовой коллектив даже может выступить инициатором приватизации предприятия. Члены трудового коллектива имеют первоочередное право приобретать акции акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных и арендных предприятий, как за денежные средства, так и за приватизационные чеки. Трудовые коллективы арендных предприятий имеют первоочередное право выкупа арендуемого имущества. Члены трудового коллектива имеют право на некоторые льготы при участии в приватизации своих предприятий. Например, предприятия приобретаются по ценам на 20% ниже суммы, подлежащей оплате и акции приобретаются также с 20% скидкой. Кроме того, заработная плата и дивиденды, полученные по акциям и использованные на цели приватизации, не облагаются подоходным налогом на все время владения имуществом или акциями.

5) Обеспечение широкой гласности процесса приватизации.

Рассмотрим формы приватизации:

1) денационализиция – перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства и осуществляться следующими способами:

- выкуп арендованного имущества арендным предприятием;

- продажа акций, принадлежащих государству;

- продажа объекта на аукционе;

- продажа государственной собственности по конкурсу;

- безвозмездная передача.

2) демуниципальная – может заключаться контракт на производство продукции, осуществление работ с местными органами власти.

3) франчайзинг – предоставление предпринимателю права производства продукции, оказание услуг с использованием государственной собственности.

Декретом Президента Республики Беларусь №3 от 20 марта 1998 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» расширены права трудовых коллективов при приватизации, показан порядок ряда процедур, осуществляемых в процессе приватизации.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

Обычно процесс приватизации состоит из следующих этапов:

1) Предпродажный анализ и оценка предприятия (стратегический анализ и оценка предприятия; определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятий; определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении; анализ потенциальных покупателей; определение методов продажи; определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений; образование комиссии по оценке поступающих предложений)

2) Подготовка предприятия к продаже (реализация необходимых мероприятий по реструктуризации; разукрупнение; осуществление кадровых перестановок)

3) Маркетинг (организация рекламы для потенциальных покупателей; проведение тендеров, оценка предложений; рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера; проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами)

4) Заключение договора (разработка текста стандартных договоров).

Основными проблемами разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь являются следующие:

1) не достигнута основная цель- существенное повышение экономической эффективности, вновь образуемые рыночные формы имеют фактически одинаковую результативность;

2) действующий балансовый метод оценки имущества входит в противоречие с потребительской стоимостью: цена предлагаемого к разгосударствлению имущества растет, его полезность падает.

3) Снижается управляемость хозяйствующими субъектами: выйдя из сферы государственного влияния, они слабо подвержены рыночному влиянию вследствие малой развитости рынка.

Основными путями решения проблем могут стать следующие:

- дифференцированный подход к приватизируемым предприятиям;

- осуществление комплексности в приватизации;

- рыночная оценка имущества;

- совершенствование системы налогообложения;

- либерализация ценообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: