В.В. СЕРИКОВ
ОБРАЗОВАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Москва «Логос» 1999
ББК 74(03)2
С32
Федеральная программа книгоиздания России
Сериков В.В.
С32 Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
ISBN 5-88439-018-1
Излагаются теоретические основы и практические аспекты проектирования педагогических систем, направленных на развитие личности учащихся. Освещаются личностно ориентированные концепция образования, учебные и воспитательные технологии, подходы к преподаванию гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Раскрываются задачи учителя и особенности управления учебными заведениями в условиях реализации личностной парадигмы образования.
Для научных и практических работников сферы образования. Может использоваться в качестве учебного пособия для студентов вузов с углубленной педагогической подготовкой, а также в магистратуре и аспирантуре по педагогическим специальностям, системе повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников образовательных учреждений
|
|
ББК 74(03)2
ISBN 5-88439-018-1 © Сериков В.В, 1999
© ИК «Логос», 1999
Моим сыновьям — Юрию и Игорю посвящаю
ПРЕДИСЛОВИЕ
Представленная книга отражает результаты многолетней творческой деятельности большого коллектива — лаборатории проблем личностно ориентированного образования при Волгоградском государственном педагогическом университете, которой руководит автор этой книги. С глубокой благодарностью нам бы хотелось отметить тот вклад, который внесли наши ученики и соратники в разработку проблем педагогики личности.
В первую очередь следует назвать крупные работы, выполненные под нашим руководством. Это докторские диссертации, в которых разработаны вопросы воспитания гражданского патриотического сознания личности (А.Н. Вырщиков), гуманитаризации естественно-научного образования на примере физики (В.И. Данильчук), становления свободы как многофункционального личностного образования (В.В. Зайцев). В работах наших докторантов Е.А Крюковой и В.М. Симонова раскрывается соответственно специфическая природа педагогических средств, применяемых учителем в личностно развивающем педагогическом процессе, и пути преодоления технократизма в естественно-научном образовании.
Серьезное место в работе лаборатории занимала методологическая проблематика и проектирование содержания и технологий личностно ориентированного образования. За помощь в решении этих проблем автор благодарен своим ученикам, ныне кандидатам наук А.Н. Кузи-бецкому и А.В. Зеленцовой.
|
|
Большая группа исследователей работала над технологиями создания личностно развивающих ситуаций в образовательном процессе на материале различных учебных дисциплин и сфер деятельности (С.В. Белова, АЮ. Борисенко, В.М. Добряков, Л.А. Милованова,
Е.М. Сафонова, Н.Б. Скорбилина, А.Л. Полякова, Е.А. Лактюшина, Н.В. Ходякова).
В своей книге автор постоянно обращается к выводам творческой группы, занимавшейся проблемами подготовки педагога к личностно ориентированной педагогической деятельности. Это работы кандидатов наук Л.Ф. Воскресенской, Н.Г. Зотовой, Л.Ю. Кравченко, Е.В. Клычовой, Ю.А. Ивановой, Г-Н. Ильиной, Т.В. Лавриковой, Т.П. Лакоцениной, М.А. Олейник, О.Н. Подгорской, Л.В. Романен-ко, Е.К. Черничкиной, Т.И. Чечет, Н.И. Ястремской.
И еще, важную роль в построении целостной картины деятельности школы по осуществлению личностно ориентированного образования сыграли исследования группой авторов проблем управления школой и методической поддержки поисков учителями собственной «авторской» модели педагогической деятельности (В. В. Анисимова, Д.Ф. Баштаник, И.В. Никишина, А.Б. Панькин, Ю.М. Тулинцев).
Нельзя не сказать слова благодарности руководителям образования Нижнего Поволжья и учителям, которые напряженно работали вместе с нами над поиском новой парадигмы педагогической реальности. В этой связи наша глубокая признательность Н.И. Аршанино-вой, В.Н. Беспалову, Ю.Д. Зарубину, В.А Картунову, B.C. Литвину, B.C. Подхватилину, Ф.Ф. Слипченко, И.М. Черняге и многим другим.
Автор признателен крупным российским ученым Е.В. Бондарев-ской, И.А. Колесниковой, В.В. Краевскому, В.А. Сластенину, В. И. Слободчикову, А.П. Тряпицыной, которые, несмотря на критические замечания, поддержали эту работу.
Наконец, автор выражает особую благодарность заместителю министра образования РФ Виктору Александровичу Болотову, глубоко понимающему суть рассматриваемых здесь проблем и оказавшему неоценимую помощь автору в создании этой книги.