Предметом публицистического анализа выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития.
Технологическая схема создания аналитического материала:
1) Первоначальный творческий стимул (творческий замысел).
2) Выбор темы / Сбор фактического материала. Первоначальный анализ фактического материала.
3) Выявление и анализ основного конфликта.
4) Формулировка проблемы.
5) Формулировка идеи.
6) Создание концепции.
7) Создание композиции.
8) Выстраивание логической структуры / Выстраивание образной структуры.
9) Изображение конфликта. Аргументация авторской позиции.
10) Выводы. Выход из конфликтной ситуации.
Тема – круг событий, образующих жизненную основу произведения и служащих для постановки проблемы. Условия выбора темы: 1) выбор исходной ситуации («попасть в тему»); 2) соответствие кругу интересов аудитории («попасть в аудиторию»); 3) соотнесение в ходе анализа предмета своих знаний о нем с предварительной осведомленностью аудитории («попасть в контекст»).
|
|
При работе с фактами важны: точность наблюдения, детальность фиксации происходящего, перепроверка достоверности выясненного. 2 подхода к выстраиванию фактов – восстановление временной цепочки фактов; выявление сегодняшней взаимосвязи явления с окружающим. Одновременно с отбором фактов происходит группировка, типологизация, классификация и систематизация данных, абстрагирование и обобщение.
Конфликт обнаруживается в развитии событий, в столкновении характеров, в проявлении противоречий объективной реальности. Проблема – это осознание конфликта, отражение в сознании, а затем в произведении неких противоречивых моментов действительности.
Идея – это обобщающая эмоционально-образная мысль, лежащая в основе журналистского произведения. Концепция – это структура идеи.