(Школа: организм и механизм)
Широкое и интенсивное развитие инновационных процессов, наблюдаемое сегодня в отечественном образовании, реальные практические изменения в деятельности школ естественным образом сопровождаются, а если сказать точнее — подготавливаются и обеспечиваются существенными изменениями в управленческом сознании, мышлении, словаре: люди начинают произносить другие слова, мыслить иными категориями.
Существенному обогащению управленческого менталитета руководителя может способствовать рассмотрение школы одновременно как сложнейшего социального организма, живой, развивающейся образовательной системы и как рационально устроенного, ориентированного на достижение поставленных целей механизма.
Что же нам может дать такое восприятие школы?
Если школа — это живой организм, то при ее анализе вполне правомерно говорить о процессах ее жизнедеятельности, о ее поведении, о ее индивидуальности, характере, стиле, почерке, привычках, умениях, способностях, «возрасте», стадиях жизненного цикла, присущей ей внутренней логике саморазвития (наличие которой должно предостеречь нас от иллюзии, что школьная жизнь может быть полностью расписанной в наших планах, полностью зависящей от замыслов и действий руководителей: в ней всегда есть и будет много непредсказуемого и даже парадоксального).
Но если школа в какой-то мере и специально создаваемый социальный механизм (а такое метафорическое допущение вполне оправданно), то мы вправе (и обязаны) заботиться о наилучшем устройстве и функционировании всех его частей, высоком КПД, о том, чтобы создаваемая нами «машина» эксплуатировалась оптимальным образом, работала как часы. Думается, что именно из такой технической метафоры родилась (а сегодня и уже весьма широко пустила корни в управленческом сознании и речи руководителей школ) идея о различных режимах жизнедеятельности школ.
Кто сегодня не слышал о трудных проблемах перехода школы из «режима функционирования» в «режим развития» или, напротив, о радости коллектива, превратившего свою «функционирующую» школу в «развивающуюся» (подчеркнем, что мы сохраняем лексику авторов). Точна ли, корректна ли такая формулировка? Прекращает ли «развивающаяся школа» функционировать? Всегда ли плохо быть «функционирующей школой»? Мы предлагаем читателю не спешить с ответами на эти вопросы. Давайте разберемся спокойно (тем более, что прежде в литературе по управлению и в практике не говорилось о режимах жизнедеятельности школы, а сегодня эти слова стали, наоборот, очень «ходовыми»). Попробуем определить, что означает понятие «режим жизнедеятельности школы». В каких режимах может жить, работать школа? Чем они отличаются друг от друга?
Анализ употребления этого понятия позволяет дать такое рабочее определение: режим жизнедеятельности — это обобщенная характеристика работы школы, акцентирующая внимание на существенных особенностях, специфике работы на различных этапах ее жизнедеятельности. Потому мы и можем сказать: в разные моменты своей биографии школьный механизм эксплуатируется в разных режимах. Эти режимы имеют множество характеристик, из которых мы остановимся только на двух, в аспекте нашего рассмотрения наиболее существенных: результативности и устойчивости (стабильности).
Режим становления. Этот режим продолжается от создания проекта, модели школы до ее пуска, открытия, начала функционирования и характерен для хотя и недостаточного, но, тем не менее, немалого количества ежегодно вводящихся школ-новостроек. Открытие новостройки — сложный период подыскивания кандидатуры директора (редко кто сразу и добровольно соглашается быть руководителем новостройки), очень тяжела его работа по приглашению, подбору и расстановке кадров (так как очень ограничены возможности их изучения и диагностики), продолжающееся не менее года изнурительное и унизительное взаимодействие со строителями по ликвидации недоделок, налаживанию работы коммуникаций, теплоснабжения и т.д., трудности с созданием полноценно оборудованных учебных кабинетов и, наконец, трудности с адаптацией учащихся, имеющих разный уровень подготовки к разное отношение к учебе.
Режим становления особенно интересен, когда речь идет об открытии инновационной школы, которая создается как образовательное учреждение нового типа, с новым директором, подбирающим себе команду единомышленников, при заранее продуманной (имеющей систему диагностики) процедуре отбора учащихся и т.д. Иногда это происходит на базе здания закрытой по результатам аттестации прежней школы, коллектив которой был расформирован. Следует отметить, что такая практика в России пока очень редка.
Что можно сказать о результативности школы-новостройки? Ясно, что до оптимума тут еще далеко, и это, естественно, нормально. Ясно также, что и особой устойчивостью в начале работы школа в этом режиме не отличается (на старте всегда возможны «перегрузки» и «авралы»).
К концу первого года ситуация, как правило, стабилизируется, и самой главной становится довольно сложная работа по обеспечению организационного, интеллектуального, волевого, эмоционального — в целом психологического единства педагогического и, если удастся, ученического коллективов. Итогом этой работы являются: формирование педагогического ансамбля школы, создание и взаимная подгонка структуры объектов и субъектов управления, всех их звеньев, участков, компонентов, связей и отношений между ними.
При таком режиме жизнедеятельности результативность работы школы может возрастать, даже приближаться к оптимальной, а стабильность и устойчивость возрастают практически всегда.