Вместе с тем давайте не забывать, что в России еще немало школ, которые безнадежно отстали, которые годами выпускают плохо образованных, невоспитанных, слаборазвитых в интеллектуальном, духовном и физическом отношении выпускников, где (как это ни прискорбно, но мы просто вынуждены это констатировать) работают неквалифицированные, некомпетентные руководители и учителя, взаимно устраивающие друг друга. Это школы, которые ждут, что кто-то их обеспечит новыми программами и методиками, кто-то объяснит, как нужно по-новому работать, кто-то будет руководить их развитием, — это школы, руководители и учителя которых порой даже спекулируют на том, что они работают во вполне приемлемом режиме функционирования. Разумеется, эти маленькие хитрости некоторых руководителей и педагогов должны правильно пониматься и критиковаться органами образования, родителями и учащимися, прогрессивной частью педагогов этих школ.
С точки зрения управления режимы стабильного функционирования и развития школы и сами процессы функционирования и развития, безусловно, имеют существенные различия, которые будут рассмотрены в специальных табл. 1—3, а также в гл. VII.
|
|
В заключение отметим, что переход школы из одного режима жизнедеятельности в другой непрост, и для обеспечения быстрого, безболезненного перехода школы в новое состояние (в инновационный режим) руководителям придется решать целый ряд сложных проблем.
Среди них:
§ интеллектуальные, научно-методические проблемы (разработка концепций, программ, стратегий перехода и т.д.);
§ ресурсные проблемы (финансы, оборудование, помещения, кадры, время);
§ человеческие проблемы (формирование отношения в коллективе к смене режима жизнедеятельности, мотивация, преодоление сопротивления новому: в режим поиска сначала приходят люди, а уже потом школа как система!);
§ нормативно-правовые (разработка положений, уставов, учредительных документов, получение разрешения на эксперимент, аккредитация, аттестация, лицензирование и т.д.).
В решении этих проблем огромная роль принадлежит грамотному управлению, обеспечивающему не любой, а именно наиболее экономный (по расходам времени и сил) и наиболее надежный (с точки зрения получения спрогнозированных результатов) путь.