Билет №9. 1). Конные памятники Петру 1 в Петербурге

1). Конные памятники Петру 1 в Петербурге.

1. Медный всадник

Вряд ли ошибусь, назвав самым известным среди них памятник Петру I работы скульптора Э.М.Фальконе. Воспетый А.С.Пушкиным в своей поэме, с 1833 года он известен как «Медный всадник». В работе над образом Петра I Этьену Морису Фальконе помогала его ученица Мари Анн Колло. Работа над памятником длилась более 10 лет (с 1766 по 1778 гг). Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года и было приурочено к двадцатилетию царствования на престоле Екатерины II. О чем и свидетельствуют надписи на гранитном постаменте: на одной стороне «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая лета 1782», а на другой «PETRO primo KATHARINA secunda MDCCLXXXII». Конная скульптура возвышается на гранитном постаменте («гром-камень» весом порядка 1600 т был доставлен из Лахты, камнетесы трудились над ним прямо во время транспортировки). Памятник очень выразителен, четко прорисовывается на фоне перспективы города. Подняв коня на дыбы на вершине скалы, правой рукой Петр I как бы указывает на Петропавловскую крепость на Заячьем острове – «Здесь будет город заложен…» по словам А.С.Пушкина. По замыслу скульптора Э.М.Фальконе Петр I предстает в образе созидателя и законодателя, который «простирает десницу над объезжаемой им страной».

«Медный всадник» является одним из символов Санкт-Петербурга.
2. Памятник Петру I у Михайловского замка

В 1716 году скульптору Карло Бартоломео Растрелли поручили создание памятника Петру I. Но при жизни императора осуществить задуманное не удалось. Только в 1744, незадолго до своей смерти, скульптор завершил работу над литейной формой. Отливку памятника осуществил в 1747 году его сын — Франческо Бартоломео. Однако обстоятельства сложились таким образом, что скульптор был отстранен от дел взошедшей на престол императрицой Екатериной II, вследствие чего памятник так и не был установлен и отправлен на хранение на склад Канцелярии строений.
В 1800 году император Павел I приказал установить памятник перед своей новой резиденцией — Михайловским замком. Он же приказал сделать на постаменте надпись «Прадеду Правнук». Петр I изображен в виде римского императора, увенчанного лавровым венком победителя, сидящим на мощном коне и сжимающим в правой руке жезл полководства. Скульптурная группа установлена на высоком мраморном постаменте работы архитектора Ф.И. Волкова.

На постаменте, кроме доски с надписью «Прадеду Правнук 1800″, установлены два бронзовых барельефа на темы сражений Северной войны — «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте». Барельефы выполнены группой скульпторов под руководством М.И. Козловского.

2). Микеланджело. Статуя Давида.

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 - 1610) – итальянский художник. Фамилия Караваджо пошла от места рождения художника.Некоторое время в своей биографии Караваджо обучался в Милане. Затем в 1592 году Микеланджело приехал в Рим, со временем кардинал Франциско дел Монте стал его покровителем. Для него Караваджо создал несколько полотен, среди которых «Concert of Youths» (музей «Метрополитен»).Некоторые из жанровых работ художника, такие как «Fortune Teller» (Лувр) созданы во время его пребывания в Риме. Однако после выполнения «Calling of St. Matthew», «Martyrdom of St. Matthew» (1598 – 1599, Рим) Караваджо посвятил себя лишь работам с религиозной тематикой, а также портретам.Резкий характер, изменчивое расположение духа вовлекли его в несколько шумных ссор. А в 1606 году в биографии Микеланджело Меризи да Караваджо произошел уезд из Рима после убийства молодого человека на дуэли. Следующие пять лет он провел в Неаполе, Мальте, Сиракузе, Мессине.Революционный в искусстве художник был обвинен в копировании природы. В религиозных тематиках его использование низших блужданий жизни считалось неуважительным. Сильная светотеневая техника Караваджо отчасти освещенных фигур на темном фоне была перенята его современниками. Не смотря на то, что у художника не было учеников, его вклад в развитие искусства громаден.

В 1501 году Микеланджело взялся исправить испорченный до него мрамор. На следующее утро, на рассвете скульптор отправился в мастерскую, где остановился около одной колонны. Тень, которая падала от нее, показалась Буонарроти похожей на величественного гиганта. Он тут же вспомнил библейское предание о подвиге Давида и подумал, что именно так и должен выглядеть Давид перед битвой с Голиафом и именно Давид – самый настоящий символ Флоренции.
Так или иначе, сам того не замечая, Микеланджело брал в руки библию и открывал рассказ о Давиде. Больше всего его поражали следующие строки: "Приходил лев или медведь… то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его". Давид без оружия, голыми руками убивал зверей. Буонарроти пришел к мысли о том, как изваять такого Давида, по виду которого можно было бы сказать, что он готов на подобный подвиг. Он полагал, что в греческих статуях были совершенные формы, но в них не чувствовался внутренний разум. Он задумал сделать Давида Аполлоном, но в отличие от античных скульптур, передал еще и внутреннюю красоту героя. Изначально скульптор планировал изобразить Давида с камнем в руке и опирающимся ногой на голову Голиафа. Однако от этой идеи пришлось отказаться, так как было не понятно, в кого же собрался метнуть камень Давид, если голова Голиафа уже находится у него под ногами. К тому же Микеланджело пришел к выводу, что герой должен стоять один, как будто готовясь к битве. На лице его должно было отразиться максимальное напряжение вместе с противоречивыми чувствами, которые испытывал юноша. Особенно скульптор трудился над спиной, так как важно было показать, что она держит все тело, давая опору мускулатуре.
Работа над Давидом продолжалась три года. Затем статуя была установлена на площади перед дворцом Синьории во Флоренции. Впоследствии скульптура стала своеобразным символом всей Флоренции.

3). В.Л. Боровиковский. Художественный анализ портрета М.И. Лопухиной.

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский и украинский художник. Портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди -иконописцев; с конца 1788 - в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у австрийского художника И. Б. Лампи. Был близок к крупнейшим деятелям русской культуры своего времени -писателю В. В. Капнисту, поэту Г. Р. Державину, архитектору Н. А. Львову.
В.Л. Боровиковский «Лизынька и Дашинька» 1794

С начала 90-х гг. наряду с композициямина религиозные сюжеты писал миниатюры(портрет В. В. Капниста, ГРМ) и близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты ("Лизынька и Дашинька", 1794, ГТГ), в которых разрабатывал в противовес официальному сословному портрету тип изображения "частного" человека с его прирождёнными склонностями, простыми чувствами, наиболее полно раскрывающимися в непринуждённой обстановке домашнего интерьера или в естественном окружении. В образной и художественной системе Боровиковского нашли отражение черты сентиментализма, особенно проявившиеся в женских портретах второй половины 90-х гг., в которых свежо и живо схваченный индивидуальный облик модели сочетается с общим идиллическим настроением ("М. И. Лопухина", 1797, ГТГ; "В. И. Арсеньева", 1795, ГРМ). В начале XIX в. работы Б. под влиянием классицизма становятся более сдержанными по настроению и сухими по живописи

Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: