Формирование однопартийной полит. сис-мы

Резолюция “О единстве партии” запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Введя единомыслие в своих рядах, большевистское руководство принялось за своих полит. оппонентов. В декабре 1921 г. по предл. Дзержинского ЦК ВКП(б) принял решение провести открытый судебный процесс над эсерами. Суд состоялся в июне-августе 1922 г. трибунал ВЦИК обвинил арестованных в орг-и заговоров с целью свержения сов. власти, в контрреволюционной пропаганде и агитации.

В июне 1923 г. была разработана секретная инструкция “О мерах борьбы с меньшевиками”, в которой ставилась задача разбить партию меньшевиков. Полит. оппозиция вне большевистской партии прекратила свое существование.

48. Образование СССР.

В годы гражданской войны сложился военно-полити­ческий союз советских республик. Летом 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей других республик при­нял декрет "Об объединении республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с империализмом". Признавая независимость и право республик на самоопре­деление, было решено объединить их военные, хозяйствен­ные, финансовые усилия и в области железнодорожного транспорта для борьбы с объединенными силами внутрен­ней и внешней контрреволюции. В сложных условиях вой­ны удалось создать единую военную организацию республик.

Шесть республик — РСФСР, УССР, БССР, Азербайд­жан, Армения, Грузия и две народные советские республи­ки — Бухарская и Хорезмская продолжили сближение и в условиях мира. Укреплялись их экономические и полити­ческие связи.

Активно шел процесс советского национально-государ­ственного строительства в Советской России. Еще в мае 1918г. в составе Российской Федерации была создана Туркестан­ская автономная республика; в марте 1919 г. создается Баш­кирская автономная республика; в 1920 г. была создана Киргизская, в 1925 г. — Казахская и Татарская автономные республики. В 1921-1922 гг. в составе Советской России были образованы Дагестанская, Горская, Якутская, Аджарская и Абхазская автономные республики (две последние впослед­ствии вошли в состав Грузинской республики). В процессе национально-государственного строительства в начале 20-х гг. в России были созданы также одиннадцать автономных об­ластей. Одновременно продолжали укрепляться межреспуб­ликанские связи в области военного и хозяйственного строительства. С этой целью были заключены многосторон­ние договоры о военно-хозяйственном союзе.

В результате в 1922 г. на Международной Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все совет­ские республики.

В марте 1922 г. Грузия, Армения, Азербайджан заклю­чили договор об образовании Закавказской Социалистичес­кой Федеративной Советской Республики (ЗСФСР). В ав­густе того же года под председательством И.В. Сталина была создана комиссия для подготовки вопроса о взаимоотноше­ниях РСФСР и независимых национальных советских рес­публик. И.В. Сталин подготовил проект резолюции, предус­матривающей вхождение в РСФСР Украины, Белоруссии, Закавказских республик на правах автономных республик. Эта идея получила название проекта автономизации, в со­ответствии с которым ВЦИК и СНК России становились высшими органами государственной власти в новом госу­дарстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР.

Ознакомившись с материалами комиссии, В.И. Ленин пишет для членов Политбюро письмо "Об образовании СССР", в котором подчеркивает, что РСФСР должна при­знать себя равноправной с другими республиками и "вмес­те и наравне с ними" войти в новый союз.

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора, а 30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов. На съезде Советов с докладом об образовании СССР высту­пил Генеральный секретарь ЦК большевистской партии И.В. Сталин, зачитав текст Декларации и Договора об обра­зовании СССР.

Присутствующие на съезде главы делегаций респуб­лик подписали Договор и Декларацию. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали новый состав ЦИК СССР.

В 1924 г. проходит национально-территориальное раз­межевание Средней Азии, в результате которого возникли Узбекская и Туркменская союзные республики, вошедшие в феврале 1925 г. в состав СССР. В составе Узбекистана была создана Таджикская автономная республика; в соста­ве России — Кара-Киргизская (с 1925 г. Киргизская) авто­номная область.

Одновременно продолжали совершенствоваться и авто­номные отношения. В первой половине 20-х гг. в составе РСФСР были образованы автономные республики — нем­цев Поволжья, Бурят-Монгольская. В Азербайджане получили права автономии Нахичевань и Нагорный Карабах, в составе УССР образовалась Молдавская АССР.

Однако многие проблемы, унаследованные с дореволю­ционных времен, решены не были. Это касалось прежде всего национального размежевания в Закавказье и Средней Азии.

31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Были созданы союзные наркоматы, ведавшие внешней политикой, вопросами обороны, транспорта, связи, планиро­вания. Ведению верховных органов власти подлежали, кроме того, вопросы границ СССР и республик, прием в Союз. В решении остальных вопросов республики были суверенны. Решающую роль в создании единого многонационального со­юзного государства сыграла Россия, вокруг которой на добро­вольных началах сплотились все советские республики. Будучи первым многонациональным государством, РСФСР явилась по существу прообразом Союза ССР. Не считаясь с трудностями и лишениями, Россия оказывала в эти годы бескорыстную помощь другим республикам, внесла большой вклад в преодо­ление отсталости национальных республик.

Образование СССР и принятие Конституции еще не означали окончательного разрешения всех национальных проблем, существовавших в стране.

В середине 20-х гг. было проведено укрупнение БССР. В ее состав из РСФСР передавались области с преоблада­нием белорусского населения — Витебская и Гомельская, часть Смоленской. Учитывая наличие в России националь­ных меньшинств — евреев и др., были выделены нацио­нальные районы, в которых управление, школа, печать действовали на родном языке.

Аналогичные процессы происходили и в других много­национальных регионах СССР, где были созданы националь­ные районы, поселковые и райсоветы: греческие, чешские, болгарские и др., в которых государственные и другие орга­ны действовали на родном языке.

При решении этих вопросов возникали большие слож­ности. Например, многие народности Севера жили в усло­виях родового строя. Поэтому при введении советского уп­равления там сохранялся родовой принцип построения Со­ветов, в кочевых районах создавались кочевые Советы. Стре­мясь форсировать эти процессы, часто переход к оседлости осуществляли в административном порядке, а родовые прин­ципы объявляли контрреволюционными и упраздняли.

Сложно складывались и межнациональные отношения. При создании федеральных наркоматов были допущены серьезные ошибки. Главная из них — изъятие из ведения республик почти всех хозяйственных функций и передача управления ими центру.

Для экономического развития молодых республик ог­ромное значение имела ликвидация феодальных пережит­ков, осуществляемая в ходе земельно-водной реформы. В Узбекистане около 700 тыс. безземельных крестьян полу­чили 270 тыс. гектаров земли, право беспошлинно пользо­ваться водными источниками. В Казахстане у феодалов было конфисковано 150 тыс. голов скота и передано бедноте.

Для развития экономики национальных районов требова­лись не только средства, но и долгосрочные планы развития. В 20-е гг. в этом направлении делались лишь первые шаги.

К началу 30-х гг. в области национальных отношений произошли значительные сдвиги. Утвердилось правовое равенство наций, большинство народов царской России по­лучили государственность. Впервые на основе доброволь­ности и равноправия было создано многонациональное государство — СССР. Делались первые шаги по преодоле­нию фактического неравенства — ликвидации разрыва в экономическом, культурном отношении и т.д. Национальная политика была направлена на уничтожение межнациональ­ной розни, на укрепление союза трудящихся всех наций и народностей.

В 1932 г. ВЦИК РСФСР отмечал, что достигнуты круп­ные успехи в увеличении удельного веса представителей коренных национальностей в аппарате управления автоном­ных республик и автономных областей. Подчеркивалось, что выборные органы состоят по преимуществу из людей мест­ных, знающих язык, быт, традиции и обычаи соответствую­щих народностей. Родной язык коренных национальностей уже широко применялся в аппарате как разговорный и как язык делопроизводства. Но так было не везде. В мае 1936 г. ЦИК СССР осудил нарушения советской демократии в Че­чено-Ингушетии и Дагестане, выразившиеся в смене пред­седателей Советов без проведения выборов и введении в Советы лиц, не избранных депутатами.

По уровню социально-экономического и политического развития республики, вошедшие в состав СССР, сильно от­личались друг от друга. Разрыв можно было ликвидировать разными путями: либо развивать в бывших окраинах про­изводящую промышленность, размещая предприятия в со­ответствии с интересами республик, не забывая, естественно, и общесоюзных; либо ускоренно развивать промышленность в уже имеющихся промышленных районах двух самых раз­витых республик — РСФСР и УССР, в них же создавать новые экономические зоны на основе предприятий крупной промышленности, остальные же республики рассматривать прежде всего как источники сырья.

К примеру, можно отметить, что к 1932 г. РСФСР дава­ла 73 %, а Украина — 18 % промышленной продукции стра­ны. Еще более велика была доля этих республик в машиностроении. Другие республики получали помощь в промышленном строительстве. Речь шла не только о про­дукции, средствах, но и о подготовке квалифицированных кадров. Значительный шаг в развитии промышленности сде­лали восточные районы РСФСР. Создание "второго Баку" на основе добычи нефти в Башкирии и Татарии, добыча цветных металлов в Якутии, Дагестане, Северной Осетии способствовали промышленному развитию этих районов. К 1937 г. промышленное производство в Татарии выросло по сравнению с 1913 г. в 8 раз, в Якутии — в 15 раз. Казахстан, входивший до 1936 г. в РСФСР, за вторую пятилетку удво­ил промышленное производство и давал около 75 % союзно­го производства свинца.

В первой половине 30-х гг. три автономные области РСФСР были преобразованы в автономные республики, об­разована Еврейская автономная область. Если до 1939 г. на Севере существовал лишь один — Ненецкий национальный округ, то после принятия ВЦИК постановления о создании национальных округов и районов на Крайнем Севере и Даль­нем Востоке было создано 8 национальных округов в 14 на­циональных районах. Позднее их число возросло. К середине 30-х гг. в состав СССР входило 7 союзных и 19 автономных республик.

49. Переход от концепции «мировой революции» к построению социализма в одной стране. Форсирование социалистического строительства в конце 20-х годов ХХ в.

В 1917 г. Россию буквально захлестнула волна широких народных движений. Единственной партией, которая на гребне этой волны смогла не только подняться к власти, но и удержать ее, была партия большевиков. Именно эта партия и сформировавшаяся на ее основе правящая элита выступили в роли инициативного, творческого меньшинства, которому предстояло взять на себя задачу разрешения социально-экономических и политических противоречий.

Что предопределило победу большевиков в борьбе за власть? Прежде всего они предложили в качестве своей ближайшей программы целый ряд политических лозунгов, которые отражали насущные, жизненные интересы различных социальных движений. Большевики обещали мир измученному войной народу, землю – крестьянам, фабрики – рабочим, требовали передачи всей полноты власти Советам, которые являлись представительными органами, созданными демократическим путем.

Более того, партия большевиков не только предложила политические лозунги, которые точно учитывали расстановку сил, но и осуществила их сразу после завоевания власти. Первые декреты Советского правительства – о мире, о земле, о рабочем контроле, а также «Декларация прав народов России» обеспечили ему поддержку крестьян, рабочих, фронтовиков, представителей национальных меньшинств. Большевики предложили обществу в качестве главной цели и основной ценностной ориентации построение коммунистического общества – общества социальной справедливости, где будет уничтожено угнетение, эксплуатация человека человеком. Хотя их программа содержала лишь самое общее, очень краткое описание будущего устройства, коммунистический идеал прочно утвердился в массовом сознании, стал генератором социального оптимизма, средством сплочения, мобилизации народных масс. Другими словами, он соединил, собрал в одно целое на определенном этапе элиту и массы.

Как отмечал Н.А. Бердяев, в «коммунизм вошли знакомые черты» духовного идеала значительной части русского общества: «жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии…».

При разработке политики в различных областях большевики исходили из положений марксистской теории. Идеологическая детерминированность политики правящей партии – одна из важнейших особенностей советского общества. При этом следует иметь в виду, что марксизм – достаточно противоречивая и сложная научная доктрина, усвоение которой предполагает определенный уровень образования, культуры, требует больших усилий и времени. Всем этим не располагало подавляющее большинство не только населения страны, но и членов правящей партии. Поэтому уже в 20-е годы наметилась тенденция к спрессовыванию марксистко-ленинской теории в обобщенные формулировки, имеющие характер официальной доктрины. Этот процесс завершился в 1938 г. изданием краткой «Истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)», после чего было принято специальное постановление, объявлявшее книгу «энциклопедией основных знаний в области марксизма-ленинизма».

Главный политический процесс 20–30-х годов – формирование государственных институтов, властных механизмов советской системы. Гражданская война показала несостоятельность большевистской идеи диктатуры народа через Советы, поскольку уже тогда проявилось различие природы Советов, которые отражали противоположные интересы различных социальных групп. В условиях войны и разрухи исправить ситуацию могла лишь жесткая централизация управления. Полномочия центральных органов исполнительной власти последовательно расширялись, создавалось большое число чрезвычайных органов, осуществлявших властные полномочия помимо Советов.

В 20-е годы процесс сосредоточения основных функций государственного управления в руках партийно-государственного аппарата завершился, сформировался новый правящий слой – номенклатура. Номенклатура (от лат.– перечень) – это список наиболее важных постов и должностей в государственных, советских, хозяйственных и других органах, кандидатуры на которые предварительно рассматривались и утверждались партийными комитетами. Номенклатурой принято называть и людей, которые данные посты занимали и составляли особую социальную группу со своими интересами, образом жизни, идеологией, привилегиями.

В ходе гражданской войны из политической жизни были окончательно вытеснены все партии, кроме большевистской. В 1922-1923 гг. состоялся ряд процессов над бывшими политическими союзниками большевиков – меньшевиками и левыми эсерами, которых обвинили в преступлениях против советской власти. Деятельность этих партий была запрещена. Таким образом, завершилось создание однопартийной политической системы.

Форсирование социалистического строительства в 30-е годы на основе принуждения, насильственных методов привело к ужесточению политического режима в стране. Особое место в механизме власти заняли карательно-репрессивные органы (НКВД, НКГБ и др.), подконтрольные только Сталину. Страну захлестнули массовые репрессии. Процессы над старой интеллигенцией, специалистами (так называемые «шахтинское дело», «академическое дело», процессы Промпартии, Трудовой крестьянской партии) дополнили судебные и несудебные расправы над остатками оппозиционных партийных групп (Л. Каменевым, Г. Зиновьевым, Н. Бухариным, А. Рыковым и др.), партийными и военными кадрами. Пик массовых репрессий пришелся на 1936-1938 гг. Главная их цель – снятие социальной напряженности путем выявления и наказания «врагов», подавление в зародыше любых оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией. Число политзаключенных в 30-е годы превысило 3 млн человек.

Выборные органы власти, демократические права и свободы, провозглашенные Конституцией 1936 г., носили формальный характер. Реальная власть была у партийно-государственного аппарата, опиравшегося на социальную демагогию и революционный энтузиазм масс, с одной стороны, и на карательно-репрессивные органы – с другой. Новая власть стремилась контролировать все без исключения сферы общественной жизни – экономику, культуру, социальные отношения, духовную жизнь. Огосударствление общественной жизни – важнейшая тенденция развития советской политической системы в 20-30-е годы, что позволяет характеризовать ее как тоталитарную.

50. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. ХХ в. в СССР. Усиление режима личной власти Сталина.

В 1927 г. из-за нехватки промыш. товаров для обмена на зерно, низких гос. цен, неурожая в ряде р-нов сократилась продажа зерна и др. продуктов гос-ву. Горожане бросились раскупать осн. потребительские товары. Это явилось дополн. стимулом для крестьян припрятать подальше хлеб. Осенью 1927 г. с прилавков магазинов исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом, за ним выстраивались длинные очереди. Для ликвидации кризиса были предприняты чрезв. меры: в деревню для выколачивания хлеба были отправлены 30 тыс. членов партии. Все партийные вожди выехали “на места” для ведения разъяснительной работы. Сам Сталин отправился в Сибирь. Он разрешил местным партийным работникам применять к крестьянам, не сдающим хлеб, меры уголовного возд-я.

Сущ. 2 точки зрения. Сталин считал, что кризис вызван нарушением экон. пропорций. Слишком слабая пром-ть не м. обесп. выпуск необх. товаров. Товарный голод не позволяет получить у крестьян хлеб экономическим путем -–в обмен на промтовары. В то же время мелкое крест. хоз-во не способно удовл. потребности растущей пром. Крупный же производитель-кулак сознательно саботирует хлебозаготовки. Сталин предл. сконцентрировать все фин. и материальные ресурсы на реш-е проблемы индустриализации и заняться переустройством с/х в сторону создания высокотоварных коллективных хоз-в, кот. не только эффективнее индивидуальных, но и более соотв. социалистическому идеалу.

Иного мнения придерж. Н. И. Бухарин. Он полагал, что к кризису привели чисто субъект. моменты: не был создан резервный фонд промтоваров; рост ден. доходов деревни не был сбалансирован налогами, что обострило товарный голод; были установлены низкие закупочные цены на хлеб. Бухарин предл. устранить все указ. причины. Он был не против создания крупных коллект. хоз-в, но сч., что основой аграрного сектора еще длит. время д. оставаться индивид. крест. хоз-ва.

Пленум ЦК ВКП (б), сост. в апреле 1929 г., поддержал сталинскую программу, развязав ему руки для свертывания нэпа. Поражение Бухарина и его сторонников было вызв. не только контролем Сталина над партаппаратом, но и тем, что сов. общ-во к этому времени б. подготовлено к подобному развороту событий. Народ привлекала выдвинутая Сталиным перспектива возм-ти быстрого построения социализма в одной стране. Измен. атмосфера в самой партии. Она оказ. переполненной людьми, желавшими обрести программу радик. действия. Всем хотелось покончить с личными разборками партийных вождей, обрести единого лидера, ясную цель. Сталин не просто уловил настроения масс и партии, но и умело подогревал их.

“Головокружение от успехов”

Во многих районах, особ. на Украине, Кавказе и Средней Азии, крестьянство оказ. сопротивление массовому раскулачиванию. Для подавления крест. волнений были привлечены регулярные части Красной Армии. Но чаще всего крестьяне примен. пассивные формы протеста: отказ. от вступления в колхозы, уничтожали в знак протеста скот, инвентарь. Истребление скота, разорение деревни, полная дезорганизация работы колхозов привели в 1932-1933 гг. к невиданному голоду. В значит. степени он б. спровоцирован политикой властей. Рук-во страны, пытаясь скрыть масштабы трагедии, запретило упоминать о нем в любых СМИ. Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получ. валюты на нужды инд-и.

К весне 1930 г. Сталину становится ясно, что безумная гонка в колхозы, начатая по его призыву, грозит катастрофой. Недовольство стало проникать в армию. И Сталин делает хорошо рассчитанный шаг. 2 марта в “Правде” была опубл. статья “Головокружение от успехов”. Всю вину за создавшееся пол-е он возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что “нельзя насаждать колхозы силой”. После этой статьи Сталин стал восприн. большинством крестьян как народный заступник. Но шаг назад б. сделан лишь для того, чтобы тут же совершить десяток шагов вперед.

Политика сплошной коллективизации привела к катастрофич. рез-там: за 1929-1934 гг. валовое произв-во зерна сокр. на 10 %,поголовье крупного рогатого скота и лошадей сокр. на 1/3. Централизация всех внутр. источников позволила в необычайно короткие сроки достичь невиданных рез-тов в области промышл. производства. Темпы роста тяж. пром-ти были в 2-3 раза выше, чем перед первой мировой войной. Сокр. отставание от развитых капитал. стран по производству промышл. продукции на душу населения. По ряду направлений было преодолено качественное отставание сов. пром-ти. СССР стал одной из стран, способных производить любой вид промышл. продукции и обходиться без импорта существенно необх. товаров. Созданный в 30-еще годы экон. потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военно-промышл. комплекс, продукция кот. по многим параметрам превосходила лучшие мировые образцы. Но скачок в развитии тяж. пром-ти был куплен ценой отставания др. отраслей экономики, прежде всего легкой пром-ти и аграр. сектора; сверхцентрализация экон. жизни; предельного ограничения производителя гос-ву; все более широкого применения мер внеэкон. принуждения. В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, являющаяся экон. основой тоталитарного режима.

51. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций. В результате переговоров между министром иностранных дел Франции Луи Барту и наркомом иностранных дел СССР М.М.Литвиновым был выработан проект Восточного пакта, по которо­му СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют систему коллективной безопасности. Однако Вос­точный пакт как система коллективной безопасности не был реализован из-за противодействия Англии и правых реак­ционных кругов Франции.

В марте 1936 г. был заключен договор с Монгольской Народной Республикой, а в августе 1937 г. — договор о не­нападении между СССР и Китаем. Серьезным фактором, осложнившим в эти годы меж­дународную обстановку, явилось подписание между Герма­нией, Италией, Францией и Англией Мюнхенского согла­шения 1938 г., по которому Чехословакия потеряла свою самостоятельность. В создавшихся условиях советская дипломатия стре­милась, с одной стороны, реализовать план коллективной безопасности в Европе, не допустить создания широкого единого антисоветского фронта, соблюдать максимальную осторожность и не поддаваться на провокации врага, а с другой — принимать все необходимые меры по укрепле­нию обороны страны. В условиях, когда переговоры СССР с Англией и Фран­цией в 1939 г. зашли в тупик, советское руководство приня­ло предложение Германии о мирных переговорах, в результате чего 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении.

Что же побудило Германию пойти на союз с СССР? Для Гитлера это был тактический шаг: ему нужно было гарантировать беспрепятственный захват Польши и разво­рачивать дальше военные действия. Советская же сторона, подписывая договор, стремилась, с одной стороны, обеспе­чить безопасность СССР накануне войны Германии против Польши за счет ограничения продвижения германских войск и отказа Германии от использования в антисоветских це­лях Прибалтийских государств, с другой, — обезопасить дальневосточные границы СССР от нападения Японии. За­ключив в 1939 г. пакт с Германией о ненападении, когда на Дальнем Востоке шли военные действия, СССР избежал войны на два фронта.

В октябре 1939 г. СССР предложил Финляндии сдать в аренду на 30 лет полуостров Ханко, имевший стратегичес­кое значение для наших границ, а также передать острова в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний около Мурманска и часть Карельского перешейка, т.е. око­ло 2710 квадратных километров, в обмен на территорию в Советской Карелии размером в 5523 квадратных километ­ров. Финская сторона не приняла эти условия, и перегово­ры 13 ноября были прерваны, а затем между СССР и Финляндией вспыхнул военный конфликт.

Советско-финская война длилась 105 дней, с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г. Хотя эта кампания и закончилась победой СССР, позволила нашей стране усилить стратегичес­кие позиции на северо-западе, отодвинуть границу от Ленин­града, все же нельзя не признать, что эта война нанесла нашей стране политический и моральный ущерб. Мировое общест­венное мнение в этом конфликте было на стороне Финляндии, престиж СССР заметно упал. По требованию ряда стран, 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций. К концу мая 1940 г. стало ясно, что военные действия в Западной Европе, развязанные Германией в результате на­чала 1 сентября 1939 г. Второй мировой войны, близятся к завершению. Из этой кампании Германия вышла еще более сильной в экономическом и военном отношениях. Одержав верх над Францией и Великобританией, Германия потеря­ла всякий интерес к сохранению "дружбы" с СССР. Война вплотную подходила к территории СССР. В этих условиях СССР был заинтересован в том, чтобы германские войска находились как можно дальше от его границ и его действия в 1940 г. были направлены на то, чтобы, используя советско-германский договор 1939 г., ограничить сферы распро­странения германской агрессии.

Сталин действительно боялся надвигавшейся войны с Германией. Он всеми средствами старался оттянуть ее на­чало. Эту цель преследовали в определенной мере и по­ставки в Германию из СССР нефти, пшеницы и сырья в 1940-1941 гг. Но этим Сталин лишь укреплял потенциаль­ного противника и помогал ему в подготовке к походу на Восток.

31 июля 1940 г. Гитлер офици­ально сообщил высшему генералитету о предстоящей воен­ной кампании. В дневнике начальника Генштаба сухопутных войск генерал-полковника Ф. Гальдера в этот день появи­лась запись: "Начало (военной кампании) — май 1941 г. Про­должительность всей операции — пять месяцев". Генштаб спешно приступил к разработке стратегического плана ве­дения войны против СССР. В основу планирования было положено требование максимально быстрого, молниеносно­го разгрома вооруженных сил Советского Союза. 1 августа 1940 г. начальник штаба 18-й армии генерал Э. Маркс, а также германский военный атташе в Москве генерал Э. Кестринг представили общий замысел операции. 5 августа Гальдеру был доложен оперативно-стратегический план "Фриц", предусматривавший нанесение ударов в направлении Мос­квы и Киева. 17 сентября первый заместитель начальника Генштаба сухопутных войск генерал Ф. Паулюс закончил в основном разработку стратегического сосредоточения и раз­вертывания войск. Планы агрессии против СССР отрабаты­вались и в штабе оперативного руководства сухопутных войск под началом генерала А. Йодля. 18 декабря 1940 г. Гитлер подписал директиву № 21 верховного главнокоман­дования вооруженных сил Германии (ОКВ) о нападении на СССР и дал ей кодовое название "Барбаросса".

52. Великая Отечественная война Советского Союза: периоды, их характеристика.

Первый период (22 июня 1941 г.–18 ноября 1942 г.) от начала войны до начала наступления советских войск под Сталинградом. Это был самый тяжелый для СССР период. Создав многократное превосходство в людях и военной технике на главных направлениях наступления, немецкая армия добилась существенных успехов. К концу ноября 1941 г. советские войска, отступив под ударами превосходящих сил противника до Ленинграда, Москвы, Ростова-на-Дону, оставили врагу огромную территорию, потеряли убитыми, пропавшими без вести и пленными около 5 млн. человек, большую часть танков и самолетов. Основные усилия немецко-фашистских войск осенью 1941 г. были направлены на захват Москвы. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 г. до 20 апреля 1942 г. 5-6 декабря 1941 г. Красная Армия перешла в наступление, Фронт обороны противника был прорван. Фашистские войска были отброшены от Москвы на 100-250 км. План захвата Москвы провалился, молниеносная война на востоке не состоялась. Победа под Москвой имела большое международное значение. Япония и Турция воздержались от вступления в войну против СССР. Возросший авторитет СССР на мировой арене способствовал созданию антигитлеровской коалиции. Однако летом 1942 г. из-за ошибок советского руководства (прежде всего Сталина) Красная Армия потерпела ряд крупных поражений на Северо-Западе, под Харьковом и в Крыму. Немецко-фашистские войска вышли к Волге – Сталинграду и Кавказу. Упорная оборона советских войск на этих направлениях, а также перевод экономики страны на военные рельсы, создание слаженного военного хозяйства, развертывание партизанского движения в тылу врага подготовили необходимые условия для перехода советских войск в наступление.

Второй период (19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.) – коренной перелом в войне. Измотав и обескровив противника в оборонительных сражениях, 19 ноября 1942 г. советские войска перешли в контрнаступление, окружив под Сталинградом 22 фашистские дивизии численностью более 300 тыс. человек. 2 февраля 1943 г. эта группировка была ликвидирована. В это же время вражеские войска были изгнаны с Северного Кавказа. К лету 1943 г. советско-германский фронт стабилизировался. Используя выгодную для них конфигурацию фронта, фашистские войска 5 июля 1943 г. Перешли в наступление под Курском с целью вернуть стратегическую инициативу и окружить советскую группировку войск на Курской дуге. В ходе ожесточенных боев наступление противника было остановлено. 23 августа 1943 г. советские войска освободили Орел, Белгород, Харьков, вышли на Днепр, 6 ноября 1943 г. был освобожден Киев. За время летне-осеннего наступления была разгромлена половина дивизий противника, освобождены значительные территории Советского Союза. Начался распад фашистского блока, в 1943 г. вышла из войны Италия. 1943 г. был годом коренного перелома не только в ходе боевых действий на фронтах, но и в работе советского тыла. Благодаря самоотверженному труду тыла к концу 1943 г. была одержана экономическая победа над Германией. Военная промышленность в 1943 г. дала фронту 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов. Это было больше, чем произвела их Германия в 1943 г. Советский Союз в 1943 г. превосходил Германию по производству основных видов боевой техники, оружия.

Третий период (конец 1943 г. – 8 мая 1945 г.) – завершающий период Великой Отечественной войны. В 1944 г. советская экономика достигла наивысшего подъема за все военное время. Успешно развивались промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Особенно быстро росло военное производство. Выпуск танков и САУ в 1944 г. по сравнению с 1943 г. увеличился с 24 до 29 тыс., а боевых самолетов – с 30 до 33 тыс. единиц. С начала войны к 1945 г. было введено в действие около 6 тыс. предприятий.1944 г. ознаменовался победами Советских Вооруженных Сил. Вся территория СССР была полностью освобождена от фашистских оккупантов. Советский Союз пришел на помощь народам Европы – Советская Армия освободила Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию, с боями пробилась до Норвегии. Румыния и Болгария объявили войну Германии. Финляндия вышла из войны. Успешные наступательные действия Советской Армии подтолкнули союзников 6 июня 1944 г. открыть второй фронт в Европе – англо-американские войска под командованием генерала Д. Эйзенхауэра (1890-1969) высадились на севере Франции, в Нормандии. Но советско-германский фронт по-прежнему оставался главным и наиболее активным фронтом Второй мировой войны. В ходе зимнего наступления 1945 г. Советская Армия отбросила врага более чем на 500 км. Почти полностью были освобождены Польша, Венгрия и Австрия, восточная часть Чехословакии. Советская Армия вышла к Одеру (60 км от Берлина). 25 апреля 1945 г. произошла историческая встреча советских войск с американскими и английскими войсками на Эльбе, в районе Торгау. Бои в Берлине носили исключительно ожесточенный и упорный характер. 30 апреля было водружено знамя Победы над рейхстагом. 8 мая состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. 9 мая – стал Днем Победы.

53. Антигитлеровская коалиция в годы II мировой войны.

Антигитлеровская коалиция, военно- политический союз государств и народов, боровшихся в период 2-ой мировой войны против развязавшего эту войну блока государств-агрессоров Германии, Италии, Японии и их сателлитов. Возникновение антигитлеровской коалиции было обусловлено объективной необходимостью объединения усилий свободолюбивых государств и народов в справедливой борьбе с агрессорами, поработившими в первые годы войны многие государства Европы и Азии и угрожавшим свободе и прогрессивному развитию всего человечества. Основным ядром антигитлеровской коалиции являлись три великие державы-СССР, США и Великобритания. Одной из главных задач советской внешней политики в первые месяцы войны была организация экономического взаимодействия между странами, противостоявшими фашистской Германии и ее союзникам, в первую очередь между СССР, США и Великобританией. Необходимо было незамедлительно решить вопрос о крупномасштабных поставках в СССР оружия, военной техники и стратегического сырья. В условиях начавшейся войны исключительно важные задачи ложились на советскую внешнюю политику. Главной конкретной задачей советской дипломатии было объединение всех сил, противостоящих блоку фашистских агрессоров: создание коалиции СССР, Великобритании, США и других стран, готовых к сотрудничеству в войне. Прежде всего советская дипломатия должна была позаботиться о том, чтобы установить союзные отношения со странами, уже воевавшими с Германией и Италией. В первую очередь речь шла о сотрудничестве в войне с Англией. СССР был заинтересован в заключении с Англией прочного союза в войне, в активизации ею боевых действий против Германии, особенно в открытии в Западной Европе второго фронта. Между США и Англией установилось тесное сотрудничество. Советский Союз также стремился к установлению с США возможного сотрудничества. Процесс складывания антигитлеровской коалиции не был простым и единовременным актом. Советский Союз был заинтересован также в боевом содружестве с народами оккупированных фашистскими агрессорами стран. За годы войны состоялись три конференции с участием глав правительств: Тегеранская в 1943г., Крымская (Ялтинская) и Берлинская
(Потсдамская) в 1945г. -Тегеранская конференция (1943) - Конференция была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и её союзников. Основным вопросом было открытие второго фронта в Западной Европе. В то же время, обсуждались вопросы о предоставлении независимости Ирану (“Декларация об Иране”), о начале СССР войны с Японией после разгрома фашистской Германии и де-факто было закреплено за Советским Союзом право в качестве контрибуции присоединить к себе после победы часть Восточной Пруссии. Так же Ф. Рузвельт предложил разделить Германию на 5 государств. Историческое значение конференции трудно переоценить — это была первая встреча “Большой Тройки”, на которой решались судьбы миллионов людей, будущее мира. - Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 — 11 февраля 1945) — вторая из трёх встреч лидеров стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском дворце в Ялте, в Крыму. В 1943 году в Тегеране Франклин Рузвельт, Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль обсуждали в основном проблему достижения победы над Третьим рейхом, в Потсдаме в июле-августе 1945 года союзники решали вопросы мирного обустройства и раздела Германии, а в Ялте принимались основные решения о будущем разделе мира между странами-победительницами. Все решения Ялты в общем и целом касались двух проблем.

Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников — дело, которое было начато ещё в Тегеране.

Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и СССР потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий. Принятие на конференции согласованных решений по важным вопросам вновь показало возможность международного сотрудничества государств с различным общественным строем. Созданный в Ялте биполярный мир и жёсткий раздел Европы на восток и запад сохранились на полвека, вплоть до 1990-х годов, что говорит об устойчивости этой системы. - состоялась в Потсдаме в усадьбе Цецилиенхоф с 17 июля по 2 августа 1945 года с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Целями оккупации Германии союзниками провозглашались её денацификация, демилитаризация, демократизация, децентрализация и декартелизация. Была провозглашена также цель сохранения единства Германии. По решению Потсдамской конференции восточные границы Германии были перенесены на запад к линии Одер-Нейсе, что сократило её территорию на 25 % по сравнению с 1937 годом. В состав Советского Союза вместе со столицей Кёнигсбергом (который в следующем году был переименован в Калининград) вошла одна треть Восточной Пруссии, на территории которой была создана Кёнигсбергская (с марта 1946 — Калининградская) область РСФСР. Небольшая часть, включавшая часть Куршской косы и город Клайпеда (Клайпедский или Мемельский край, т. н. «Мемельский сектор»), была передана руководством Советского Союза в 1945 году Литовской ССР. На Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии (датой чего Сталин считал только 8 мая) объявить войну Японии. Воюющие с Японией США, Великобритания и Китай также подписали (опубликована 26 июля) Потсдамскую декларацию, потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции. 8 августа (после конференции) к декларации присоединился СССР и объявил Японии войну. Острым вопросом, дискутировавшимся во время конференции, была проблема раздела сохранившегося флота Германии. 22-23 июля Сталин и Молотов представили на конференции территориальные претензии СССР к Турции и требование благоприятного режима для СССР в Черноморских проливах. Эти претензии не были поддержаны британской и американской стороной (хотя заключительный протокол конференции упоминает пересмотр конвенции Монтрё с учётом мнения турецкой стороны). В завершающий день конференции главы делегаций приняли основополагающие решения по урегулированию послевоенных вопросов, одобренные 7 августа 1945 года с определёнными оговорками Францией, не приглашённой на конференцию. В Потсдаме обозначились многие противоречия между союзниками, приведшие вскоре к холодной войне.

54. СССР в послевоенные годы (1946-1953 гг.): внешняя политика, социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура.

После окончания войны главной задачей политики СССР в первые послевоенный годы было восстановление народного хозяйства. Оно началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. В 46 г. принят план развития страны в годы 4-ой пятилетки (46-50 гг.). К 50 г. было восстановлено и построено вновь около 6 тыс. предприятий, в основном в тяжелой промышленности. Важное место в восстановлении промышленности уделялась электростанциям. Огромные средства были направлены на восстановления Днепрогэса. Уже в 47 г. – Днепрогэс дал промышленный ток. Сельское хозяйство вышло из войны ослаблено. В 46-49 гг. в пользу колхозов было прирезано около 11 млн. гектар земли крестьян. Началось укрупнение колхозов. В начале 50-х годов в деревни отправляли удобрения, технику, что позволяло достичь уровня 40 г. В 47 г. отменили карточную систему и провели денежную реформу. Война изменила общественно-политическую обстановку в стране. Однако власть была обеспокоена оживлением политической жизни. В стране вновь начались депрессии. В 48 г. появились лагеря специального режима для осужденных за антисоветскую деятельность. В 48-53 гг. политзаключенные лагерей Воркуты, Норильска, Печоры поднимали восстания в лагерях. В эти же годы проводилась депортация населения с западной Украины и Прибалтики в сибирские лагеря. Велась борьба с творческой интеллигенцией. В 46 г. постановлением ЦК КПСС были подвергнуты критике журналы “Ленинград”, “Нива”, творчество Зощенко и Ахматовой. Идейному разгрому подверглась наука. Большую поддержку получили лжеученые Лысенко, Лепешинская, которые вводили свои открытия о концепции наследственности, отрицая выводы науки, пороча ученых. Вновь нагнеталось атмосфера страха и террора. Возникло “Ленинградское дело” против видных деятелей партии Ленинграда, многих из которых репрессировали. В 53 г. арестована группа кремлевских врачей, обвиненные в смерти Жданова. Со смертью Сталина дело прекратили. 5 марта Сталин умер, и появилась надежда на проведение в стране демократических преобразований. После войны укрепился международный авторитет СССР, установились дипломатические отношения с 52 странами мира. В 46 г. с участием СССР прошла парижская мирная конференция, на которой были подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Видную роль стал играть СССР в созданной в 45 г. организации объединенных наций (ООН). В 45-46 гг. советские юристы выступали на Нюрнбергском процессе над главными нацистскими военными преступниками. В 46 г. началась “холодная война” между западом и востоком, основанная на гонке вооружения. В 49 г. создается совет экономической взаимопомощи стран социалистического содружества. В 55 г. создается организация варшавского договора – военно-политический союз европейских политический стран. СССР проводил политику давления на соц. Страны, стремился оказывать влияния на развивающиеся страны.

55. СССР в сер. 50-х – сер.60-х гг. ХХ в. Попытки осуществления политических и экономических перемен. (Борьба за власть в ближайшем окружении И.В.Сталина после его смерти; Н.С.Хрущев. ХХ и ХХII съезды КПСС и разоблачение культа личности И.В.Сталина. Раскрепощение общества («шестидесятники»); сохранение административных методов руководства; Новочеркасск (1962 г.). Развитие науки и техники, освоение космоса. Переход от отраслевого к территориальному принципу управления хозяйством. Совнархозы. Программа жилищного строительства. Сельское хозяйство: отказ от дискриминации крестьянства, наступление на частный сектор, укрупнение колхозов, освоение целинных земель и распространение кукурузы. Кризис политики реформ, Октябрьский 1964 г. Пленум ЦК КПСС и снятие Н.С.Хрущева).

5 марта 1953 г. Умер Сталин, и с его смертью началась новая эпоха в жизни государства.

Н.С.Хрущеву с группой высших руководителей удалось вырвать власть из рук Берии. Он был арестован, осужден и расстрелян. В сентябре 1953 г. Хрущева избрали первым секретарем ЦК КПСС.

В результате внутрипартийной борьбы в 1957 г. он занял должность Председателя Совета министров. Хрущев, став главой партии и руководителем правительства, сконцентрировал в своих руках всю полноту власти. Курс социальных и политических реформ получил гарантию продолжения. Была прекращена подготовка к процессам над «врагами народа» (дело врачей, ленинградское дело). Ликвидирован ГУЛАГ. МГБ переименован в Комитет Государственной безопасности при Совмине СССР. Началась реабилитация жертв репрессий, пересмотрено 16 тыс. дел. За фальсификацию преданы суду некоторые руководители органов безопасности. В печати началась критика политики Сталина.

На 20-м съезде КПСС в феврале 1956 г. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В нем содержались сведения о массовых репрессиях 30-40 гг. Их причины связывались с отступлениями от марксистского понимания роли личности в истории и с амбициозным характером Сталина. Данные доклада были доведены до всех партячеек, что положило начало перемен в общественном сознании к преодолению влияния культа личности Сталина. Продолжилась работа по оправданию жертв сталинизма. В 1956 г. начался процесс реабилитации репрессированных народов и возвращение их на родину. Началась демократизация партийной и государственной жизни, регулярно проводились пленумы и съезды партии, были расширены права союзных республик, дополнительные полномочия получили местные Советы. Изменение курса партии на демократизацию было враждебно встречено группой партийных чиновников во главе с Г.М.Маленковым, В.М.Молотовым, Л.М.Кагановичем и др. На июльском Пленуме ЦК в 1957 г. они попытались отстранить от руководства страной Хрущева. Однако большинство секретарей обкомов, партруководителей и значительная часть общества поддержали Хрущева. 22 июля 1957 г. благодаря авторитету Г.К.Жукова были собраны члены ЦК, и из его состава исключили участников «антипартийной группы».

Важным событием в истории страны стал 22-й съезд КПСС, на котором было продолжено развенчание «культа личности Сталина». Тело «вождя народов» вынесли из мавзолея, переименовали города, убрали памятники. На съезде была утверждена новая программа партии, разработанная под руководством Хрущева. В ней декларировался курс на построение материально-технической базы коммунизма. Для осуществления этой задачи отводилось 20 лет, будущему поколению обещалась «светлая» жизнь в развитом коммунистическом обществе. Это было ярким примером хрущевского «волюнтаризма», который впоследствии поставили ему в вину. Правительство стало проводить расширенные социальные программы. Этот период отмечен всплеском коммунистического идеализма и ожесточенной борьбой с религией. Большое недовольство высших партийных функционеров вызвало расширение прав местных партячеек и введенная система ротации управленческих кадров. В 1962 г. Хрущев провел крайне непопулярную реформу органов управления, которые были разделены на промышленные и сельскохозяйственные. Это значительно увеличило и без того огромное количество бюрократии.

13 октября 1964 г. Пленум ЦК КПСС принял решение об отстранении Н.С.Хрущева от всех занимаемых должностей. С обвинительным докладом выступил М.А.Суслов. Хрущева уличили в нарушении принципов коллективного руководства, в ошибках ведения международной политики и др. За десятилетие хрущевской «оттепели» произошло значительное смягчение тоталитаризма.

Важнейшей проблемой этого периода стало недостаточное производство сельскохозяйственной продукции. В отрасли была низкая производительность, недостаточная механизация, у колхозников отсутствовали стимулы к труду. Правительство стало предпринимать меры для реорганизации сельского хозяйства. В августе 1953 г. с принятием нового бюджета увеличились дотации на производство товаров в пищевой промышленности. На сентябрьском Пленуме ЦК 1953 г. принято решение о повышении закупочных цен, списании долгов колхозов и уменьшении налогов. Февральский Пленум ЦК принял решение о начале сельскохозяйственного производства в полузасушливой зоне на востоке страны - Заволжье, Казахстане, Сибири, Алтае и Нижнем Урале. С этой целью в 1954 г. 300 тыс. добровольцев отправились на освоение целины. Планировалось ввести в оборот 42 млн. га пашни и к концу 1960 г. увеличить производство зерна на 40%. Изначально невысокие урожаи со временем упали, земли истощились и потребовались, средства на проведение мелиорации, агрономические мероприятия, развитие инфраструктуры и т.д. Почва гибла от эрозии и сорняков. Тем не менее, за счет освоения огромных площадей удалось повысить валовой сбор зерновых культур. За три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25 %.

После посещения Н.С.Хрущевым США Пленум ЦК в 1955 г. принял решение сделать кукурузу профилирующей культурой. 18 млн. га засеяли в районах, не подходящих для этого производства. Следующий этап реорганизации сельского хозяйства начался в мае 1957 г., когда Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!». В 1957 г. были распущены МТС. В результате колхозы получили технику, но остались без ремонтной базы. Это привело к сокращению парка сельскохозяйственных машин и изъятию у колхозов значительных денежных средств. Вторая реформа ставила своей целью укрупнить колхозы, создать объединения, способствующие индустриализации сельского хозяйства. Руководители хозяйств стремились выполнить обязательства перед государством за счет ущемления интересов простых колхозников (уменьшились приусадебные участки, принудительно забирали личный скот в колхозы). Большое внимание уделялось развитию тяжелой промышленности и обороне. В результате была упущена ситуация в производстве товаров народного потребления, образовался дефицит в этой области.

В 1954 г. 11-й съезд профсоюзов вскрыл серьезные недостатки в управлении промышленностью и положении рабочих. Были возрождены производственные совещания, усилен контроль за сверхурочными работами, поощрительными мерами. Представители администрации объединились со специалистами. В 1957 г. для облегчения взаимодействия между отраслями промышленные министерства заменили совнархозами. Однако «административная лихорадка» не дала положительных результатов, темпы экономического развития страны снижались.

В целом уровень жизни в стране вырос. Для этого государство предприняло ряд мер. Регулярно повышалась заработная плата. Был принят закон о пенсиях, сокращена рабочая неделя, увеличилась продолжительность отпуска по беременности. Прекратилась практика навязывания покупок обязательных государственных займов. Отменены все виды платы за обучение. Началось массовое строительство жилья.

На рубеже 50-60 гг. были допущены серьезные просчеты в аграрной политике и экономике. Производственный сектор был деструктурирован необдуманными реформами и штурмовщиной. С 1963 г. правительство вынуждено было пойти на регулярные закупки зерна за границей. Кризисную ситуацию пытались выправить за счет изъятия средств у населения путем повышения розничных цен и снижения тарифных расценок на производстве. Это привело к социальной напряженности и стихийным выступлениям рабочих (например, в Новочеркасске, 1962 г.)

Со второй половины 60-х гг. стали расширяться международные связи советской науки и культуры. Ученные получили возможность участия в международных конференциях. Советские творческие коллективы стали совершать гастрольные поездки по всему миру. При Совете министров был создан Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами. СССР вступил в ЮНЕСКО. В 1958 г. организуется Международный конкурс исполнителей им. Чайковского. Возобновляется работа Московского кинофестиваля. В хрущевское десятилетие успешно развивалась наука. На исследования и строительство научных центров выделялись огромные средства. Примером этому может служить формирование крупнейшего научного центра - Сибирского отделения Академии наук СССР. Общепризнанными в мире стали достижения в области фундаментальных исследований в различных областях науки.

Особенно успешными стали достижения в освоении космоса. 4 октября 1957 г. СССР осуществил запуск первого искусственного спутника земли. 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек - Ю.А.Гагарин. Однако противоречия в проведении культурной политики все чаще приводили к конфликтам с деятелями культуры. Хрущев и его советники из числа деятелей культуры занимали консервативно-охранительные позиции.

56. Внешняя политика СССР в сер. 50-х – сер. 60-х гг. ХХ в.

Н.С.Хрущеву досталось тяжелое наследие во внешнеполитической области. СССР находился в мире, расколотом на два противоборствующих лагеря, и пребывал в состоянии «холодной войны». Необходимость перемен во внешней политике была декларирована принятой 20-м съездом КПСС концепцией о необходимости мирного сосуществования государств с различным общественным строем и многовариантностью путей построения социализма. КПСС отказалась от жесткого идеологического диктата в отношениях со странами «народной демократии». В тоже время увеличились объем материальной помощи и координация планов экономического развития участников СЭВ.

Для осуществления военного сотрудничества социалистических стран и в противовес НАТО, в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора. В нее вошли СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания. Несмотря на усилия по консолидации социалистического лагеря, в нем имелись серьезные противоречия. Подтверждением этому стали события 1953 года в Германии и 1956 года в Венгрии, где произошли попытки ликвидации социализма. Мятежи подавили силами советских войск. В 1953 г. СССР начал сближение с Китаем. С этой целью было заключено торговое соглашение, выделены значительные кредиты, взято обязательство о выводе советских войск из Порт-Артура. СССР отказался от экономических интересов в Маньчжурии и передал все совместные торговые компании в собственность Китаю. Однако, в конце 50-х годов взаимоотношения обострились. Причиной этому стал отказ КНР в размещении военных баз СССР на своей территории.

В ответ СССР отозвал из Китая военных специалистов, сократил материально-техническую помощь и свернул программы по сотрудничеству в области ядерной физики. Несмотря на провозглашенный курс мирного сосуществования, началось противостояние с капиталистическими странами. Одной из главных причин противоречии был вопрос о статусе Германии. СССР препятствовал вступлению ФРГ в НАТО, был не отрегулирован вопрос о границах. Запад отказывался признавать самостоятельность ГДР и призывал к объединению Германии под эгидой ФРГ. Переговоры по урегулированию конфликта результатов не дали, и в условиях его обострения 13 августа 1961 г. за одну ночь была построена бетонная стена, которая отделила Западную часть Берлина от остальной ГДР. Наиболее острым стал «Карибский кризис» (октябрь 1962 г.), приведший мир на грань атомной катастрофы. Он был вызван попыткой размещения СССР ядерных ракет на Кубе. Благодаря переговорам руководителей СССР и США возобладал разум, войны удалось избежать. Новый виток напряженности между великими державами начался в результате вооруженного вмешательства США во Вьетнаме. СССР оказал поддержку вооруженным силам ВНР. Необходимость производства вооружения лежала тяжелым бременем на бюджете страны. СССР неоднократно выступал с инициативами по сокращению численности армии, наступательных видов оружия, пытался ввести мораторий на ядерные испытания. В 1955 г. СССР предложил созвать Всемирную конференцию по вопросу разоружения. Инициативу о всеобщем разоружении внес Н.С.Хрущев на Ассамблее ООН в сентябре 1959 г. В результате в начале 60-х годов были заключены договора о нераспространении ядерного оружия и запрещении его испытаний. СССР проявлял активность в распространении «социалистической ориентации» на развивающиеся страны. С этой целью наносились визиты в Египет, Сирию, Ирак, Бирму, Афганистан. Эти страны получали от СССР политическую, военную и экономическую помощь. Несмотря на проявленную активность и материальные затраты, эта политика не принесла ощутимых результатов.

57. Внешняя политика СССР сер.60-х – сер. 80-х годов ХХ века.

Внешняя политика СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.
Отношения с социалистическими странами. В 1964—1985гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния.
В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.
Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР.
Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.
В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).
В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.
Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.
СССР и страны «третьего мира». Как было сказано, отношения со странами «третьего мира» в значительнои степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964—1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

58. СССР в сер. 60-х – сер. 80-х гг. ХХ в.: нарастание кризисных явлений в общественном развитии. (Л.И.Брежнев. Экономические преобразования середины 60-х – начала 70-х гг., их результаты и причины свертывания. Усугубление экономических диспропорций, падение темпов роста производительности труда. Конституция 1977 г. – демократические декларации и закрепление однопартийной системы; диссидентское движение и борьба с ним. Углубление системного кризиса и попытка Ю.В.Андропова преодолеть его. К.У.Черненко).

Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Простая мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция. Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.
С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции.
С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий в конечном счете по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.
Реформа дала неплохие результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось. В 70—80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню — ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой — затратной — модели роста неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: