Татищев Василий Никитич(1686 - 1750)
Основоположник исторической науки в России. Русская Правда и Судебник.
Миллер Герард Фридрих (1705—1783)
Процесс архивирования.
Болтин Иван Никитич(1735 -1792)
Выделял в особый период время удельного дробления.
Карамзин Николай Михайлович (1766 - 1826)
"История Государства Российского"
Шахматов Алексей Александрович(1864 - 1920)
Российский филолог. Исследователь русского языка.
Рыбаков Борис Александрович(1908 - 2001)
Исследовал происхождение древних славян.
Гумилев Лев Николаевич(1912-1992)
Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях.
Лихачев Дмитрий Сергеевич(1906 - 1999)
Фундаментальные исследования литературы и культуры Др. Руси.
2. Факторы самобытности русской истории и культуры
1)природно-климатический;
2)геополитический;
3) религиозный;
4)социальной организации.
Наше государство имело огромное влияние на общественную организацию. Под воздействием вышеуказанных факторов в России сложилась специфическая социальная организация.
Ее основные элементы:
1. первичная хозяйственно-социальная ячейка - это община, колхоз, концерн и т. п;
2. государство –становой хребет, творец гражданского общества;
3. государственность либо обладает сакральным(священным) характером, либо неэффективна;
4. государство, общество, личность целостны;
5. государственность опирается на служилую знать (дворянство, номенклатура и т.д.).
Данная социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью и воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории, обеспечивая жизнеспособность русского общества.
|
|
3. Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры: происхождение, быт, нравы, религия
Произвозжение
Из “Повести временных лет” монаха Нестора (нач.ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины. Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.
РАССЕЛЕНИЕ
Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: поляне, древляне, кривичи, полочане, ильменскиесловене, радимичи, вятичи, северяне, тиверцы, уличи.
Занятие
Земледелие. Распространено было подсечное земледелие: на освобожденных от леса землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый.
В степных районах применялось переложное земледелие.
С VIIIв. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи.
Другие виды деятельности.
Охота, рыболовство, бортничество. Внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро..
Верования. Язычество.
Боги. Поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Перун - бог грозы.Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Кроме того, мир восточных славян был “населен” многочисленными русалками, лешими и пр.
Социальное устройство. Сотенная система: каждое племя выставляло сотню воинов, а союз объединенных племен должен был выставлять тысячу. Руководитель был племенной князь, который мог избираться только на время военных действий. При нем был совет старейшин. Дружина- институт, неотделимый от князя. Князь был с дружиной на равных, как свой среди своих. Вече и народное собрание- основные органы управления.
Переход от родовой общины к соседской: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.
Племенные княжения. Легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди. Возникновение норманнской теории, отождествляющей приход византийских князей на русскую землю.
Итак, славяне VI-сер. IХ вв., сохраняя основы общинного строя, претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства.
|
|
4.Образование государства у восточных славян. Норманнская теория: за и против.
Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям.
Антинорманнская – Древнерусское государство у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне.
5.Принятие христианства.
В 988г. при князе Владимире в качестве государственной религии было принято христианство, имевшее большое значение для дальнейшего развития Руси. Киевская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.