Хронологические рамки влияния на русскую книжность доктрины. 1. Непродолжительная в чистом виде (Шапиро) – 16 век, в 17 веке после Смуты. 2. Трансформированный вид – до 18 века, символика еще при первых Романовых (Зимин, Юрганов). 3. Синицына, эволюция доктрины, влияние до 20 века. 4. Бердяев, идея продолжала жить в советское время.
Доктрина получила обоснование в цикле сказаний: сказание о Вавилоне, повесть о белом клобуке, Сказание о князьях Владимирских.
Сказание о князьях Владимирских появилось в первой четверти 16 века,, на основе послания о мономаховом венце Спиридона Саввы. Две легенды в основе вошли в русскую историографию 16-17 вв. Первая – происхождение Рюриковичей от римского императора Августа, титул августейших, идея братства монархов Европы, потомков императора Августа (начало христианства). Связывает через брата Августа Пруса (править на берегах Вислы), потомок – Рюрик. Гольдберг: вставка имени Пруса отразила политическую ситуацию. В 1517 году – договор России и Тевтонского ордена о совместных действиях против польско-литовского войска. Вторая легенда – о передаче царских регалий византийским императором Константином Мономахам Владимиру Мономаху (внуку): царский венец – шапка Мономаха, царские барны (ожерелье наплечное), посох (частица от древа распятия). Зримо символизирует акт передачи высшей власти и символической передачи верховенства от Византии на Русь. Политическая и идеологическая направленность. Антилитовская направленность, нет символического права на верховенство. Идея непрерывность политической истории Руси: перемещение столиц Новгород – Киев – Владимир – Москва. Это используется в документах, летописании (корректировка летописей). Сказание – один из памятников переведенный на латинский язык целенаправленно. Именно эта символика положена в основу чиновенчания на царство Ивана 4 митрополитом Макарием. Это произведение – степенная книга царского родословия, сквозное повествование от Владимира до Ивана 4, не по годам, а по правлениям.
|
|
Возрастает интерес к Всемирной истории. Стимул – идея о смене Трех Римов, что приводит к падению их. Первые русские хронографы в начале 16 века (1512, 1516, 1522) – выдержанное в летописном духе повествование о ходе всемирной истории начиная с вавилонского столпотворения (разделения языков). На основе Ветхого и Нового завета, византийских, античных источников – история Рима, Византии, Древнего Востока, история Руси. В хронографе – преемственность Руси от первых двух Римов. Идеи в Слове о законе и благодати противоположны. идея равенства народов перед благодатью – неравномерное распределение истории, сгусток истории, центр истории – Рим (центрическое восприятие истории). Центричность восприятия истории имела важные духовные и политические последствия: изоляционизм (Сюжет флорентийской унии). Заключение Флорентийской унии – Византия подписывает себе приговор, отступает от веры. Необходимость отъединиться от остального мира, чтобы не вступать в контакты, но переплетается с идеями взять под свою руку всех христианских народов.
|
|
Доктрина оказала влияние на летописание. Прежде всего, летописание изменяется чисто внешне. Время грандиозных летописей, воздействие величиной произведений. Почему? Под влиянием внутреннего наполнения летописей – зачем их писать. Три крупных летописных произведения: Воскресенская летопись к началу 40х гг. 16 века (по месту хранения), Никоновская летопись 1526-30гг. (по обладателю), Лицевой летописный свод – крупнейшее летописное средневековое произведение 60-70е гг. 16 века (история в лицах – картинках, миниатюрах, 16 тыс.). Изменение замысла летописания – эсхатологические мотивы на 2ой план, понятие отчетности становится не более чем вдохновляющей метафорой. На первый план – задача написания истории Третьего Рима (история государства, развития). Превращение летописи – меняется состав источников, более широкий за счет местного летописания, переводных памятников - западнославянских, государственных документов. Д.С. Лихачев – летопись все более становится сводом государственных документов, не только содержание, но и внешнее описание документов. Летописец сосредотачивается на истории династии – летопись выводит на первый план государственной власти, комплементарное описание правителя. Стиль плетения словес, начинают перерабатывать в новом стиле старые сочинения, подчеркивая высокий сакральный статус носителей государственной власти. Перемещение центра составления летописи из монастырей (по настоянию митрополитов) к великокняжескому двору. По мнению Черепнина в 16 веке официальное летописание сосредотачивается в Посольском приказе. Были планы создания записного приказа, только проект. Во второй половине 15-середине 16 вв. – существовало неофициальное писание (местные летописи) – Северное летописание и Заволжские районы. Я.С. Лурье – другие оценки государей и государственности. За государственным летописанием был подписан летописи смертный приговор, основывается на идеологии государства. Цели индоктринации идей в повествование – невозможно через летописный текст (не показать причинно-следственные связи). Не выложить последовательное развертывание идеи Третьего Рима. Размер летописи не повлиял на качество.
Произведения исторические не летописные наиболее распространены. 60е гг. 16 века – Степенная книга царского родословия. В основе лежит новый принцип повествования по степеням родства (по правителям) – образ лествицы, восхождение русской государственности. Впервые такая форма позволила развить идею преемственность Руси от Киева и Владимира.
Зарождение иной манеры повествования истории более частного характера – История о Казанском царстве = Казанская история. Первая попытка сюжетного рассказа о большом историческом промежутке. Материал не по годам, а по главам.