Исторические материалы и осмысление прошлого в публицистике 16 века

История – дело государственное. Общественные представления видоизменяет историю, в 16 веке – история может влиять на общественно-политическую жизнь. Древнерусская историография практичности истории не видела. В 16 веке представление – история – учительница жизни в более практическом виде (элементы). Это происходит как раз в 16 веке, т.к. расцвет средневековой полемической публицистики, новая государственность – осмысление. Обращение к истории не случайно – задается ретроспективностью мышления человека, феномен ретроспективной аргументации. Опыт прошлых поколений сакрален. Поиски в историческом опыте универсальных ответов на вопросы. Не означает внимания к истории как таковой. История не была самоценной, интересна только в той мере, в которой может дать материал для размышления, учить чему либо. Последствия – появление в 16-17 веках псевдоисторических произведений (контрфактическая история) – история лишь внешне напоминает историческое повествование (реальные исторические персонажи), разыгрывают какое либо историческое действо, освещение политических идеи.

Сочинение Ивана Пересветова Сказание о Магмете Салтане (падение Византии). Сочинение именно такой темы не случаен: книжники 15-16 века – интерес к падению 2го Рима. Рассуждает о причинах падения Византийской империи. Пересветов разворачивает повествование в другую плоскость: не отступление Константина от истинной веры, сколько в царстве и в личности Магмета Салтана. Симпатии лежат на стороне Магмета Салтана, а не на стороне Константина. Говорит о том, что Богу Магмет Салтан ближе, чем Константин. Бог любит не веру, а правду! Сравнивает с Московским государством, за государтсво Магмета Салтана. Описывает государтсво Магмета Салтана – речь идет не о конкретных событиях историях, а о моделях государственности, что более соответствует теории Пересветова о правде. Магмет Салтан – абстрактная фигура, фигура победителя неправедного царства, главы царства праведного. Пример произвольного обращения с историческим материалом. Реальная история падения Византии автора не интересует, он не историк! Использование оболочек исторических фактов (названия, даты, имена) для построения своих рассуждений – прием средневековой публицистики, довольно распространенный. Это переходит и в 16, 17,18 вв.

Закрепляет представление о несамоценности истории, история как аргумент. Западная Европа и Россия – в разных формах формирование культуры. В Европе реформация: взаимно отрицают единственность друг друга, борются за умы и души, опыт публичного говорения об интеллектуальном - диспут. В русской культуре – проповедь, обличение. Обращение к потенциальным единомышленникам – проповедь. То у этих форм результат известен заранее. Обличение – нет равенства сторон, либо раскаивается, либо наказывают. Нет коммуникационного равенства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: