Наиболее распространенные свойства мединских айатов и сур. 9 страница

Рассказ ат-Табари также содержит ясный намек на то, что Ко­ран во времена Пророка не был собран и соединен воедино. Как пишется в переводе его комментария, «Коран этот был рассеян по рукам людей по одному-два айата, по одной-две суры или чуть менее и чуть более того. И ни у кого не было более, чем у Убай ибн Ка’аба, так как он постоянно находился рядом с Пророком (С) и в услужении его. Всякий раз, когда нисходило Откровение, он записывал его и писал будь то ночью или днем. Другие помощ­ники не находились при Пророке (С) непрерывно. Когда Пророк (С) покинул этот свет, то в дни правления Абубакра одни люди стали называть других кафирами из-за этого Корана, и всякий из них говорил другому, что, мол, то, что у тебя на руках – это не Коран». «После того, как халифом стал Усман, он вознамерился собрать полностью Коран, чтобы устранить эти разногласия ­меж людей. Он велел принести список Убай ибн Ка'ба, ибо не обнаружили ни одного списка вернее и полнее его. Усман списал с него другой список и приказал глашатаю объявить, что каждый, кто имеет какой-нибудь список Корана, пусть принесет ему. Принесли все. И с каждого достоверного списка он приказал сделать новую копию».[442]

Из этого видно, что и ат-Табари твердо убежден в том, что до прихода к власти Абубакра и Усмана Коран находился в разроз­ненном виде и не был приведен в порядок, который позволил бы свести его в одну книгу. В подтверждение этого даже приводят такой рассказ, согласно которому, когда Зайду ибн Сабиту во вре­мена правления Абубакра предложили собрать и упорядочить Коран, он вначале, сильно испугавшись, начал отказываться и оправдываться: «Я не смею заниматься делом, не имевшим пре­цедента во времена Пророка (С). Мне кажется, что переставлять горы было бы гораздо легче и менее мучительней, нежели зани­маться этим делом».[443]

Одним из тех, кто не согласен с идеей о завершении сбора и систематизации Корана в том виде, как он выглядит в настоящее время, является Мухаддис Нури, который, впрочем, приемлет идею завершенности сбора и составления Корана, правда, в виде, отличном от того, чем мы располагаем сейчас. Он пишет, что из обильного числа известий и хадисов, связанных с собранием Ко­рана, проистекает, что списка, подобного совершенному Корану, во времена Пророка (С) еще не существовало и никто, видимо, не знал его наизусть в нынешнем виде. Коран, ниспосылавшийся частями и постепенно и потому записывавшийся по мере нисхож­дения этих частей, хранился в двух местах: во-первых, у Пророка (С) в разрозненном и беспорядочном виде. Писцы Откровения, из которых были отобраны трое, коих возглавлял Али (Мир ему!), записывали Откровение на шелковой ткани, пергаменте, рёбрах и лопаточных костях верблюдов и овец, пальмовых листьях и до­щечках, гладких белых камнях и плоских досках, вооружаемых на спины верблюдов. После смерти Пророка (С) все эти надписи оказались в распоряжении Али (Мир ему!)

Другим местом хранения текстов Корана была сокровищница человеческого разума и памяти, записи сподвижников, соратни­ков и помощников Пророка (С), каждый из которых в меру своей потребности, нужды, таланта, обязанности, долга и дома и в пути и где-нибудь на привале записывали и заучивали наизусть нис­посланные айаты и суры Корана.

Однако из этих многочисленных сообщений, рассказов и хадисов невозможно сделать вывод, что Коран уже в написанной форме имелся у кого бы то ни было, а тем более, удостовериться, что Коран в его нынешнем состоянии и порядке был составлен и сведен в одну книгу уже при жизни Пророка ислама (С).[444]

Точка зрения автора. Из огромного числа имеющихся в моем распоряжении материалов по истории Корана я вынес убежде­ние, что писание Корана во времена Пророка (С) было завершено полностью. По крайней мере, текст его наличествовал на пись­менных принадлежностях, но его еще невозможно было свести в единый список. Пророк Аллаха без колебаний ознакомил людей с надлежащим порядком коранических айатов и вкратце дал общие указания и замечания по расположению и порядку сур. В ходе беседы о ниспосланности свыше или произвольности располо­жения сур в Коране мы изложили мнения ученых в области коранических наук по этому поводу и в процессе изложения третьей теории пришли к заключению, что порядок сур в существующем ныне Коране, вообще, есть тот же самый принятый и признан­ный в эпоху Пророка (С) порядок. Поскольку этот порядок не был внушен свыше Всевышним и потому соблюдение его не было не­обязательным, то в различных списках Корана порядок сур вы­глядел совершенно по-разному. Отсюда можно заключить, что Коран в нынешнем или любом ином порядке, который свободно могли избрать писцы Откровения, уже существовал во времена Пророка (С). Таким образом, в какой бы последовательности ни были расположены суры Корана, главное то, что в эпоху Пророка ислама (С) Коран был собран и систематизирован.[445]

Однако письменные принадлежности, на которые записывал­ся Коран, были в таком состоянии, что соблюдение определенно­го порядка представлялось не только трудным невероятно, но и невозможным. По этой причине Повелитель правоверных после кончины Пророка (С) выстроил Коран по мере дат и очередности нисхождения айатов. После него Абубакр распорядился записать весь Коран на шкурах, чтобы, объединив их, можно было соста­вить единый свод. Но поскольку в собранных отовсюду записях Корана имелись расхождения, Усманом была предпринята новая инициатива, направленная на ликвидацию этих расхождений и разночтений в Коране и установление единообразного и обще­принятого списка Корана, который мог бы служить образцом Бо­жественного Писания для всех последующих списков и экземп­ляров, используемых всеми мусульманами.[446]

Своей инциативой Усман полностью устранил преграды и пре­поны, способствовавшие возникновению разногласий и расхождений в Коране и, как видим, его усилия, претворявшиеся в жизнь при участии Повелителя правоверных Али (Мир ему!), позволи­ли создать для мусульман такой Коран, который был встречен с одобрением представителями всех мусульманских сект и учений. И в отличие от расхождений и противоречий, наблюдаемых в не­бесных книгах других народов, в Небесной Книге мусульман нет ни малейшего расхождения. Божественный завет о сохранении и обережении Корана от всякого рода искажений и извращений, выраженный в айате «Инна нахну наззална-з-Зикра ва Инна лаху лахафизун» («Поистине если уж мы низвели Писание, то мы его и убережем»), напоминает мусульманам, что этот завет был воп­лощен в жизнь благодаря мусульманам начала эпохи ислама и эта чистота Корана будет сохраняться вечно, а сам Коран будет всегда оставаться гарантом единства и сплоченности мусульман. Аминь!

Условия и причины нисхождения айатов и сур Корана. Эти условия и причины тематически можно разделить на три группы:

1. Призывы Пророка ислама (С) к единобожию в его борьбе с безбожниками и язычниками, оказывавшими, в свою очередь, ожесточенное сопротивление, которое побуждало Пророка Аллаха (С) с еще большим упорством и настойчивостью исполнять возложенный на него долг и претворять в жизнь божественный и человеческий призыв.

2. Изложение наставлений и поучительных историй, предска­зание благих событий, выражение обещаний и угроз в адрес вра­гов ислама.

3. Определение дозволенного и запретного, богоугодного и греховного, установлений и предписаний, касающихся регламен­тации жизни личности и общества, обрядов и ритуалов, взаимо­отношений между людьми, морально-этических принципов.

Следует отметить, что призывая людей к единобожию и таухиду и, наконец, призывая людей к исламу, Пророк (С) стал­кивался с самыми различными их группами и кланами, которые противостояли ему с огромным упорством и ожесточенностью. Но Пророк (С) выстраивал свои отношения с ними по-разному и весьма тонко, то есть, он исходил при этом из их духовного на­строя, уровня мышления и сознания, он общался с ними со всеми, основываясь на Коране, весьма благожелательно и добродетель­но. Манера и тон его обращения к язычникам-курайшитам отличались от манеры и тона, которыми он обращался к людям Писа­ния – иудеям и христианам. С каждой из этих групп он говорил в соответствии с их условиями, укладом жизни и умонастроением. Ведь именно ради этого и ниспосылались коранические айаты и суры, учитывавшие различные потребности, обстоятельства и по­ложения этих групп, различные жизненные условия, состояния и ситуации, в которых могли оказываться группы и сословия людей и отдельные личности.

Айаты, содержащие назидания и нравоучения, поучительные истории и предания в зависимости от того, были ли они направ­лены людям, которые противодействовали Пророку (С), или лю­дям, с самопожертвованием и от всего сердца исполнявшим его волю, отличались друг от друга, так как они низводились ему в соответствии с различным умонастроением людей и их ответной реакцией на действия Пророка (С).

Что же касается айатов, содержащих законодательные положе­ния, определение дозволенного и запретного, норм предустановлений, то они ниспосылались в зависимости от происходивших событий и ситуаций. Следует отметить, что очень мало найдется в Коране айатов или предписаний, в основе которых не лежали бы какие-либо реальные события или объективные причины. Таким образом, все коранические айаты предусматривали некую цель, задачу, событие, происшествие и, вообще, имели некие причины нисхождения, которые во множестве возникали на протяжении человеческой истории. Этот круговорот событий и явлений в ис­тории человечества всегда повторялся, и всегда человечество ис­пытывало потребность в этих знамениях и в таком руководстве, как Священный Коран.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Сбор и составление Корана

Предисловие. Прежде чем приступить к нашей беседе о про­цессе собрания Корана, считаем необходимым напомнить, что для его сохранения и обережения от всякого рода искаженний и извращений еще при жизни Пророка (С) были предприняты над­лежащие шаги.

Первым шагом на этом пути стало заучивание, запоминание и сохранение в памяти айатов Корана, и, как мы еще увидим, сам Пророк ислама (С) был в этом деле первопроходцем. Кроме того, сам Всевышний дал обещание Пророку (С) гарантировать сохра­нение и защиту Корана, когда говорил «Инна нахну наззална-з-Зикра ва Инна лаху лахафизун»[447] («Мы, истинно, послали Книгу [в руководство людям] и будем истинно блюсти её сохранность»), или говорил «Инна алайна джам'аху ва Кур’анаху»[448] («На нас ле­жит соединение частей и чтение Корана»).

Слово «джам'» в данном айате означает сохранение и оберегание, и потому выражение «джумма' аль-Кур’ан» («собирате­ли Корана») в книгах по кораническим наукам употреблялось в значении хафизов Корана, то есть людей, знающих его наизусть. Вполне вероятно, что именно по этой причине ученые в области коранических наук пишут, что Коран собирался трижды. Первый сбор, заключавшийся в заучивании айатов Корана наизусть и со­хранение их в памяти, имел место во времена Пророка (С). Вто­рой сбор был произведен в период правления Абубакра и по его приказу. В третий раз сбор Корана был осуществлен по велению Усмана. В последних двух случаях сбор Корана выражался в пе­реписывании начисто и упорядочении его текста.

Вторым шагом на пути сохранения и защиты Корана было письменное запечатление его текста, начатое еще при жизни Пророка (С), который предпринял для этого надлежащие меры и, кроме того, отдал необходимые распоряжения по записанию и упорядочению Корана, но об этом мы подробнее поговорим в следующих наших беседах.

Заучивание и запоминание айатов Корана. Этот шаг, кото­рый, с точки зрения многих суннитских ученых в области коранических наук, получивший название «первого сбора», был сделан во времена Пророка (С), когда группа его сподвижников вместе с ним самим заучивали наизусть айаты Корана, отчего были про­званы хафизами и кариями, то есть чтецами Корана. Поскольку сам Пророк (С) был первым, кто заучивал наизусть Коран, то мы вправе именовать его родоначальником этого процесса и можем без сомнений заявлять, что он по праву занимает главенствующее положение среди всех чтецов Корана. Коранические тексты со всей ясностью доказывают, что Пророк Аллаха (С) был необы­чайно трудолюбив и прилежен в заучивании и запоминании айатов Священного Писания.

Комментируя айат «Санукриука фала танса»,[449] ат-Табарси пи­шет, что Всевышний сам внушал Пророку, что, мол, Мы желаем, чтобы ты читал наизусть Коран, дабы не забыл его! А Ибн Аббас писал: «Когда Джабраил (Мир ему!) низводил Откровение Про­року (С), то, для того, чтобы тот ненароком не забыл его, повторял ему вслух». А это значит, что Пророк (С) обладал феноменальной памятью.

Несмотря на то, что Пророк (С), как мы знаем, был неграмот­ным, необразованным, он столь быстро и прочно усваивал Коран, что, если даже Джабраил (Мир ему!) низводил ему длинную суру, тот запоминал все её айаты с одного раза и потом никогда не забы­вал их».[450]

Тот же ат-Табарси в своем комментарии к айатам «Ла тухар-рик бихи лисанака лита'джала бихи, Инна алайна джам'аху ва Кур’анаху, фаиза кара'на фа-т-таби' Кур’анаху».[451] («О Мухаммад! Ты не спеши переложить ниспосланные Откровения Корана на язык, боясь, что ускользнут они. На нас лежит соединение частей и чтение Корана. Когда же мы тебе его читаем, внимательно его словам ты следуй. На нас лежит и разъяснение его») пишет, что, согласно преданию, переданному Ибн Аббасом, когда Коран низ­водился Благородному Пророку (С), уста его начинали шевелить­ся и он читал его вслух. Так как он очень сильно и неописуемо любил Коран, то страстно стремился усвоить его и очень боялся упустить или забыть что-либо из него.

Саид ибн Джубайр также рассказывал, что поскольку Пророку (С) запоминать Коран наизусть было нелегко, то во время нисхож­дения Откровения он торопливо шевелил губами и устами, чтобы успеть повторить то, что говорил ему Джабраил (Мир ему!) и крепко запомнить его. Всевышний Господь увещевал его, что, дескать, нет нужды в такой твоей спешке и торопливости, растерянности и беспокойстве, ибо мы вместим Коран в твое сердце и заложим его в твою память. Когда Джабраил произносит для тебя Коран и завершает его, то следуй ему и вторь за ним, не утруждай себя чрезмерно, не теряйся и не спеши».[452]

Айаты Корана есть непревзойденный пример сильного ис­креннего рвения, неустанной заботы и неутомимых усилий Пророка ислама (С) в запоминании и бережном сохранении в памяти знамений Священного Писания. Однако Пророк (С) за­ботился и беспокоился не только о себе, он и других призывал проявлять старание и выказывать прилежание на этом пути и побуждал к этому. Он настойчиво требовал от своих сподвиж­ников и помощников учить наизусть Коран[453] и даже, ссылаясь на айат «Икра...»,[454] принуждал их постоянно повторять Коран. Про­рок говорил Убай ибн Ка'абу, что Господь повелел мне занять тебя чтением, то есть ты должен читать мне наизусть Коран, а я слушать его из твоих уст.

Внимание и заботливое отношение Пророка (С) и его сорат­ников к заучиванию и сохранению в памяти Божественного Слова были настолько трепетными и ответственными, что даже пропуск или, наоборот, добавление одной лишней буквы, например, бук­вы «вав», что иногда не воздействовало отрицательно на предло­жение и, в принципе, не меняло смысла айата, строго осуждалось и подвергалось тщательному обсуждению.

Хафизы - хранители Корана. Достаточно значительное чис­ло сподвижников и соратников Пророка (С) уже при его жизни знало наизусть Коран. Как видно из сообщения аль-Куртуби, число хафизов, то есть лиц, знавших Коран наизусть, превышало семь­десят. Он пишет, что семьдесят человек погибло в сражении при Йамаме и при жизни Пророка (С) такое же число Хафизов Кора­на отдало свои жизни в битве при Бир Мауна.[455] Это сообщение свидетельствует, что хафизов Корана в эпоху Пророка (С) насчи­тывалось намного более семидесяти человек, поскольку только семьдесят из них отдали свои жизни за торжество новой веры.

В некоторых хадисах называется гораздо меньшее число хафизов, а иногда их насчитывают не более четырех. Однако не сле­дует упускать из виду, что столь малое число, ограничивающееся иногда четырьмя лицами, называется потому, что равии и пере­датчики хадисов были как-то связаны именно с этими четырьмя хафизами и в силу этого упомянули только их, или же просто они не владели полной информацией обо всех хафизах и другой боль­шей цифры просто не имели или не могли припомнить.[456]

Хафизы Корана назывались также и «курра ул-Кур’ан» («чте­цы Корана»). Абу Убайда Касим ибн Саллам[457] перечисляет мно­жество чтецов и декламаторов Корана из числа сподвижников и соратников Пророка (С). Ас-Суйути называет целую группу этих чтецов, перечисляемых в книге «Аль-Кира'ат» («Речитации») Абу-убайды, в следующем порядке:

а) из группы мухаджиров (переселенцев, переехавших вместе с Пророком из Мекки в Медину после гонений на мусульман): че­тыре праведных халифа, Тальха, Са'ад ибн Убайд, Абдуллах ибн Мас‘уд, Хузайфа, Салим ибн Муа'ккиль, Абу Хурайра, Абдуллах ибн Саби, четыре Абдуллаха,[458] Аиша, Хафса и Умм Саляма.

б) из группы ансаров (жителей Медины, примкнувших к Про­року после его переселения из Мекки в этот город): Убада ибн Самит, Ма'аз ибн Джабаль (по прозвищу Абухалима), Муджми' ибн Джария, Фаззала ибн Убайда, Маслама ибн Мухаллад.

Вот эти лица и были чтецами и декламаторами Корана вре­мен Пророка (С), которые уже тогда выучили Коран наизусть в совершенстве.[459] Эти группы чтецов, имена которых перечислил Абу Убайда, составляли ту самую прослойку грамотных людей, владевших чтением и письмом и преуспевших в заучивании и сохранении в памяти Священного Писания ислама. Они не раз перечитывали по памяти Коран перед Пророком (С), испытывав­шим их знания на прочность. В этом плане Пророк поистине сам был первым декламатором и в то же время учителем чтения Корана для вышеназванных хафизов.

Если мы прибавим к ним имена ряда других чтецов и деклама­торов Корана, которым не улыбнулось счастье быть испытанны­ми самим Пророком ислама (С), то они составят довольно солид­ное число, которое перевалит за многие десятки.

Хафизы Корана – чтецы и учителя чтения Корана. Спод­вижники, соратники и близкие Пророка (С) постоянно и упорно занимались повторением и запоминанием Корана, усердно стараясь напрочь сохранить в памяти коранические знамения. Они неустанно совершенствовали свое мастерство в чтении Корана по памяти, чтобы использовать его айаты в своих обязательных и доб­ровольных молитвах и читать их вслух по памяти после вознесе­ния хвалы Аллаху. Пророк Аллаха (С) собственным примером воодушевлял их на постоянное чтение Корана и содействовал им в этом. Услышав от Пророка (С) айат или суру, те многократно проговаривали ему. В его присутствии они перечитывали вслух Коран, и Пророк (С) таким образом удостоверялся в том, что они верно заучили его. Они и сами часто спрашивали Пророка (С), правильно ли они запомнили и произнесли то, что снизошло из айатов Корана. Они задавали этот вопрос потому, что желали убе­диться в правильности заученного и воспроизведенного текста и ждали подтверждения или одобрения этой правильности от Про­рока (С).

В антологии «Тазкират ул-хуффаз» («Антология чтецов Кора­на») Хафиз аз-Захаби рассказывает, что Хариджа ибн Зайд пере­давал со слов своего отца, что Пророк (С), мол, как-то прибыл в Медину, а я к этому времени знал и читал наизусть семнадцать сур Корана. Я прочел суры перед Пророком Аллаха (С), он вы­сказал радостное удивление и сказал: «О Зайд! Научись писанию, чтению и, вообще, грамоте иудеев, ибо я сильно беспокоюсь за Коран и не доверяю им». Зайд ибн Сабит говорил: «Я научился грамоте и письму иудеев в течение пятнадцати дней весьма ус­пешно и искусно».[460]

После того, как сподвижники и соратники Пророка (С) полно­стью и в точности усваивали наизусть Коран, они приступали к его распространению, то есть обучали ему членов своей семьи, особен­но детей, а также тех, кто не присутствовал во время нисхождения Откровения, в частности, жителей Мекки и Медины и округов этих двух городов. Кроме того, не проходило и двух-трех дней после нис­хождения каких-либо айатов и сур, как наибольшее число выучивших их наизусть близких и сподвижников Пророка (С) должны были пройти своеобразный экзамен и прочитать Пророку (С) по памяти наизусть все то, что было ниспослано ему в то время.[461]

Испытав ряд своих авторитетных сподвижников и соратни­ков на знание наизусть Корана и убедившись в основательнос­ти и прочности их знаний, Пророк (С) отправлял их в Медину учить Корану жителей того края. Согласно преданию, рассказан­ному имамом аль-Бухари, первыми сподвижниками Пророка (С), прибывшими в Медину с этой целью, были Мус'аб ибн Умайр и Абдуллах ибн Умм Мактум, к которым позднее в Медине присо­единились Аммар и Билал.

После взятия Мекки Пророк (С) оставил там Ма'аза ибн аль-Джабаля для обучения жителей Корану. К тому же, всякого, кто намеревался переселиться в Медину, Пророк (С) прикреплял к одному из чтецов Корана, чтобы тот непременно обучил его.[462]

Таким образом, уже при жизни Пророка (С) образовался свое­образный центр, похожий на фонд по изучению и преподаванию чтения Корана, тестированию знаний Корана и практическим за­нятиям по Корану. Вся деятельность этого центра проходила под требовательным оком Пророка ислама (С), который вдохновлял людей на эту деятельность. Сподвижники, в свою очередь, тоже прилагали все усердие и прикладывали все силы к тому, чтобы эта деятельность была успешной и плодотворной, и потому большую часть своего времени они посвящали именно ей, обучая других и учась самим Корану, готовые в любую минуту помочь в этом кому бы то ни было и самим показать высокий уровень своих познаний айатов и сур Корана.

Некоторые из сподвижников Пророка (С) читали Коран в той же манере, что и он, ибо у него они и заимствовали её и благода­ря своей памяти они овладели ею. Как мы знаем, Абдуллах ибн Мас‘уд и Убай ибн Ка'аб одними из первых выучили весь Ко­ран наизусть и читали его перед Пророком Аллаха (С).[463] Как-то Пророк сказал даже, обращаясь к Абдуллаху ибн Мас‘уду: «Мне нравится слушать Коран из твоих уст». Однажды он попросил Абдуллаха ибн Мас' уда: «Почитай мне Коран». Абдуллах отве­тил, что я начну с суры «Ан-Ниса’» («Женщины»). И когда он до­шел до айата «Факайфа иза джи'на мин кулли умматин бишахидин ва джи'на бика ала хаулаи шахидан»[464] («Но что будет тогда, когда Мы призовем свидетеля от каждого народа и призовем тебя [о Мухаммад] свидетельствовать против них?»), на глаза Пророка навернулись слезы и он молвил: «Этого достаточно».[465]

В процессе нашей предстоящей беседы под заглавием «Со­ставление Корана во времена Усмана» мы увидим, что сам Абдуллах ибн Мас‘уд был сильно возмущен, когда узнал, что руководс­тво центром и, если можно так выразиться, Ассоциацией писцов Корана, было возложено на Зайда ибн Сабита. Раздосадованный этим, он заявил: «Разве имеете вы право и как можете отстранять меня от этого дела? Ведь Зайд ибн Сабит был малым и неразум­ным дитя, бегавшим играя по улицам и рынкам, когда я уже знал наизусть и выучил из уст самого Пророка (С) более семидесяти сур».[466]

Покойный шейх ат-Туси тоже упоминает об этом инциденте и вслед за ас-Суйути пишет, что Абдуллах ибн Мас‘уд выучил семьдесят сур Корана из уст самого Пророка (С), а остальные суры - из уст Али (Мир ему!).[467] Так и другие сподвижники знали весь Коран наизусть.

Из числа сподвижников и соратников Пророка ислама (С) семь человек наиболее известны как чтецы и учителя по чтению Кора­на. Это – Али ибн Абуталиб (Мир ему!), Усман ибн Аффан, Убай ибн Ка'аб, Зайд ибн Сабит, Абдуллах ибн Мас‘уд, Абуддарда и Абумуса аль-Аш‘ари.

Необходимо отметить и то, что некоторые сподвижники и со­ратники Пророка (С), например, Абу Хурайра, Ибн Аббас и Абдуллах ибн Саиб, учились Корану у Убай ибн Ка’аба, а Ибн Аббас к тому же учился Корану также и у Зайда ибн Сабита. А уж другие последователи Пророка ислама (С) заучивали Коран наизусть у вышеназванных его сподвижников и соратников.

Некий поэт в двух своих поэтических бейтах называет имена наиболее прославившихся чтецов и декламаторов Корана, кото­рых мы уже упоминали, но число их, правда, несколько отлича­ется от нашего:

Знали Коран во времена досточтимого Пророка

Али, Усман, Зайд ибн Сабит, Убай, Абузайд, Му'аз и Халид, а также Тамим, Абуддарда и Ибн Самит.

В соответствии с этим перечнем в поэтических строках, чис­ло хафизов-чтецов Корана во времена Пророка (С) не превышает десяти названных здесь человек, тогда как мы знаем, что их было гораздо и даже во много крат больше. Но либо поэт не помнил их и даже не знал об их существовании или же метрика и рифма не позволили ему перечислить в стихах и остальных.

В одном из разделов своей книги, озаглавленном «Аль-Фаида», рассказывая о чтецах, декламаторах и учителях Корана, ас-Суйути пишет, что среди женщин-сподвижниц ему встретилось имя женщины, которая еще в эпоху Пророка (С) выучила наизусть Коран, но, к сожалению, в трудах ученых в области коранических наук имя этой женщины не упоминается вовсе. Далее он пи­шет, что Ибн Са'ад в своем сочинении «Табакат» рассказывает следующее: «Фадл Дакин поведал мне, что как-то Абдуллах ибн Джами' говорил ему: «Моя бабушка рассказывала мне о некоей девушке по имени Умм Варка – дочери Абдуллаха ибн Хариса – и о том, что Пророк (С) ходил навещать ее и даже дал ей прозви­ще «Шахида». Она знала весь Коран наизусть. Когда Пророк (С) отправлялся на битву при Бадре, эта девушка просила довести до него её просьбу, заключавшуюся в том, что она просила доз­воления пойти с ними и принять участие в сражении, а в случае необходимости выносить с поля боя раненых, ухаживать за ними, лечить их, дабы если она погибнет, чтобы Всевышний даровал ей статус мученицы, отдавшей жизнь за веру. Пророк Аллаха (С) в ответ на эту просьбу велел передать ей «Господь за твои усилия и без того осчастливит тебя ореолом мученицы». Он поручил ей быть предстоятельницей на молебнах в своем городе».[468]

У этой женщины в услужении были раб и рабыня, которые по­могали ей, облегчая её заботы по дому, и она завещала, чтобы после её смерти их отпустили на волю. Но во времена правления Умара эти двое убили ту женщину. Умар, прознав об этом, сказал: «Прав был Пророк Аллаха когда говорил: «Отведите меня к Шахиде, чтобы я смог навестить её и встретиться с ней».[469]

Эта короткая история еще раз показывает, что число чтецов и декламаторов Корана в эпоху Пророка не ограничивалось де­сятью, а было намного больше. Кроме того, мы видим, что имя дочери Пророка (С) Фатимат уз-Захра (Да благословит её Аллах!) выпало в суннитских источниках из числа чтецов Корана, хотя в некоторых авторитетных источниках её принадлежность к их числу явно подверждается.

Особое внимание, проявляемое сподвижниками и соратника­ми Пророка (С) к заучиванию наизусть и прочному сохранению Корана в памяти, подчеркивается и Абумусой ил-Аш‘ари, сооб­щение которого через цепочку передатчиков излагают имам аль-Бухари и Муслим. В этом сообщении со слов Абумусы аль-Аш‘ари рассказывается: «Я узнавал своих друзей по их голосам, особенно когда они находились в своих домах по вечерам, и мог определить их жилища, тогда как днем я затруднялся их найти, а ночами они вслух громко читали Коран, и, поскольку я различал их по голосам, то, услышав громкое чтение Корана, даже темной ночью я мог найти дом того или иного из них».[470]

В заключение нашей беседы о хафизах-чтецах и хранителях Корана в памяти хотелось бы отметить, что знание наизусть и закрепление в памяти Корана было важнейшим и наиболее верным способом его сохранения и защиты от искажений и извра­щений, ибо нельзя было целиком и полностью доверяться его первоначальным письменным вариантам. Их надо было подкреп­лять извлеченными из глубин сознания и памяти кораническим жемчужинами. Ибн аль-Джазари[471] даже подчеркивает, что опора на изустный сказ и чтение Корана наизусть и его сохранение в памяти было одним из высочайших преимуществ и величайших привилегий, дарованных Всевышним Аллахом исламской нации. Поэтому при сказывании Корана не довольствуются только его письменным текстом. Ибн аль-Джазари приводит по этому пово­ду предание, согласно которому Пророк (С) сказал: «Господь мой повелел мне: «Поднимись и пойди увещевать племя Курайш!» Я ответил: «Иза йаслагу ра'си хата йда'уху хубратан факала: «Инни мубталика ва мубталин бика ва муназзилун алайка китабан ла йа-гсулуху-л-ма', такрауху наиман ва йакзана».[472] («Тогда они размозжат мне голову и разобьют её на куски!» «Всевышний молвил: «Я испытаю тебя и благодаря тебе и с помощью твоей я испытаю других и ниспошлю тебе Книгу, слов которой даже вода не смоет и ничто иное не уничтожит. Ты будешь читать её и во сне, и на­яву»).

Быть может, причиной того, что в эпоху Пророка (С) Коран не был низведен ему в мгновение ока в виде готовой книги, подобно иным Писаниям, являлось то, что он предназначался Пророку для слуха и памяти хафизов и кариев, то есть людей, которые долж­ны были заучивать наизусть и сохранять его в памяти. Поэтому прежде чем Абубакр, Усман и Али приступили к сбору воедино разрозненных записей Корана, основной упор в процессе его ус­воения, чтения и обучения делался на человеческую память, сыг­равшую в этом неоценимую роль. Кроме того, при жизни Пророка (С) еще не завершилось низведение Откровения. И только после окончательного завершения нисхождения Откровения, а другими словами, только после ухода из жизни Пророка Всевышнего Ал­лаха (С) можно было приступить к собиранию Корана воедино и составлению его в форме отдельной Книги.

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

Сбор и составление корана после кончины Пророка Ислама (с)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: