1. П р е д л о с ы л ки з а к р е п о щ е н ия к р е с т ь ян
Природная среда являлась важнейшей предпосылкой крепостничества в России. Изъятие прибавочного
продукта, необходимого для развития общества в климатических условиях обширной России, требовало
создания наиболее жесткого механизма внеэкономического принуждения.
Утверждение крепостничества происходило в процессе противостояния общины и развивавшегося поместного
землевладения. Крестьяне воспринимали пахотную землю как Божью и царскую собственность, считая в то
же время, что она принадлежит тому, кто на ней работает. Распространение поместного землевладения, а
особенно стремление служилых людей взять под свой непосредственный контроль часть общинной земли (т.е.
создать ^барскую запашку", которая гарантировала бы удовлетворение их потребностей, особенно в военном
снаряжении, а главное - давала возможность эту землю непосредственно передать в качестве наследства
своему сыну и тем самым закрепить за своим родом практически на вотчинном праве) встречало
|
|
сопротивление общины, которое возможно было преодолеть, только полностью подчинив себе крестьян.
К тому же государство остро нуждалось в гарантированном поступлении налогов. При слабости центрального
аппарата управления сбор налогов оно передавало в руки помещиков. Но для этого необходимо было
переписать крестьян и прикрепить их к личности феодала.
Действие указанных предпосылок стало особенно активно проявляться под влиянием бедствий и разрушений,
вызванных опричниной и Ливонской войной. В результате бегства населения из разоренного центра на
окраины резко обострилась проблема обеспечения служилого сословия рабочей силой, а государства -
налогоплательщиками.
Помимо названных причин, закрепощение облегчалось деморализованностью населения, вызванной ужасами
опричнины, а также крестьянскими представлениями о помещике, как царском человеке, присланном свыше
для защиты от внешних враждебных сил.
2. О с н о в н ые э т а пы з а к р е п о щ е н ия (XV-XVI вв.)
Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным и прошел несколько этапов. Первый
этап - конец XV - конец XVI в. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и
превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на
которой жили, и переходить к другому землевладельцу. Судебник 1497 г. упорядочил это право, подтвердив
право крестьян после выплаты "пожилого" на возможность "выхода" в Юрьев день осенний (неделя до 26
ноября и неделя после). В другое время крестьяне и не переходили на другие земли - мешала занятость
|
|
сельскохозяйственными работами, осенняя и весенняя распутица, морозы. Но фиксация законом
определенного краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и
государства ограничить право крестьян, а с другой - об их слабости и неспособности закрепить крестьян за
личностью определенного феодала. Кроме того, данное право заставляло землевладельцев считаться с
интересами крестьян, что благотворно сказывалось на социально-экономическом развитии страны.
Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г. Однако в 1581 г., в условиях крайнего разорения страны
и бегства населения, Иван IV ввел "заповедные годы", запрещающие крестьянский выход на территориях,
наиболее гюстрадавших от бедствий. Этъ мера была чрезвычайной и временной.
П о с л е д с т в ия з а к р е п о щ е н ия
Крепостничество привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений,
консервирующей отсталость русского общества. Крепостническая эксплуатация лишала непосредственных
производителей заинтересованности в результатах своего труда, подрывала как крестьянское, так, в итоге, и помещичье хозяйство.
Усугубив социальный раскол общества, крепостное право вызвало массовые народные выступления,
потрясшие Россию в XVII и XVIII вв.
Крепостничество легло в основу деспотической формы власти, предопределило бесправие не только низов,
но и верхов общества. Помещики верно служили царю и потому, что стали "заложниками" крепостнической
системы, т.к. их безопасность и владение "крещеной собственностью'' могла гарантировать только сильная
центральная власть.
Обрекая народ на патриархальность и невежество, крепостничество препятствовало проникновению
культурных ценностей в народную среду. Оно отразилось и на моральном облике народа, породило в нем
некоторые рабские привычки, а также резкие переходы от крайнего смирения до всеразрушающего бунта.
И все же, в природных, общественных и культурных условиях России иной формы организации производства
и общества, вероятно, не существовало.