Вопросы и задания для самопроверки. 1. И. П. Павлов писал о методе так: «Метод – самая первая, основная вещь

1. И. П. Павлов писал о методе так: «Методсамая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных». Согласны ли Вы с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

2. Почему при изучении различных проблем и решении вопросов исследователи личности предпочитают применять экспериментальный метод? Какие факторы, кроме независимой переменной, должен учитывать исследователь при интерпретации результатов эксперимента?

3. Дайте оценку некоторым этическим принципам, которые учитываются при проведении экспериментального исследования. Кто ответственен за то, чтобы эти принципы гарантированно соблюдались?

4. Как результаты разных методов зависят от ситуации? Оцените достоинства и недостатки различных методов.

5. Каковы преимущества эмпирического подхода к изучению личности по сравнению с подходом здравого смысла или интуиции?

Темы для рефератов

1. Тенденции исследований личности в современной психологии.

2. Проблема классификации методов изучения личности в психологии.

Литература для аннотирования

1. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. – 176 с.

2. Berryman J.C., Hargreaves D.J., Howells K.R., Hollin C. Psychology and you. – London, 1996.

3. Stepulac M. Podej s ce systemowe we wspo l cesnej Psychologii Polskiej. – Lublin.: Redakcija Wydawnictw Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 1995. – 209 s.

РЕЗЮМЕ

В обыденной речи мы часто употребляем понятие личность, говоря «личность профессионала», «личность ученика», «творческая личность» и т. п. Говоря о личности человека вообще, мы часто подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т. п.

В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. При этом личность рассматривается как: 1) некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение; 2) множество черт, представляющих собой относительно устойчивые особенности, проявляющиеся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, в его поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей; 3) определенный психотип (или сочетание типов) с характерными особенностями поведения; 4) система конструктов, в которых соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация; 5) система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний; 6) деятельность «Я» субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих его поведение; 7) субъект персонализации, имеющий потребность и способность вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении; 8) «осуществление процесса жизни в свободном, социально интегрированном индивидууме, наделенном духовным началом» (Р. Мей, 1994).

Многообразие подходов и определений указывает на разнообразие и сложность описания личности. Хотя в настоящее время нет общепринятого единственного определения личности, тем не менее, в большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития и социализации на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности.

Теории личности представляют собой организованные попытки продвинуться в нашем понимании поведения человека с точки зрения психологии. Теория выступает в роли катализатора для эмпирического исследования важных личностных феноменов и обеспечивает смысловую основу интерпретации установленных фактов и закономерностей.

При изучении личности те или иные заключения, касающиеся человеческого поведения, не считаются обоснованными до тех пор, пока не будут предоставлены объективные и воспроизводимые данные. Ориентация на научные исследования определяет методологию и выбор методов для описания, объяснения и прогноза личностного развития.

Развитие личности понимается в современной психологии как системно-целостный процесс. В отечественной психологии объектом системного анализа являются развивающиеся системы. В области психологии личности использование системного подхода позволяет расширить постановку таких методологических и исследовательских проблем, как изучение проблемы становления личности как компонента более широких систем, в составе которых личность выполняет важные для жизнедеятельности этих систем функции; изучение характера связей и отношений между компонентами личностной системы; исследование внутренней упорядоченности, интегративности личностной системы, ее строения, вертикальной и горизонтальной структуры, закономерностей целостного функционирования и реорганизации; анализ связи между генетическими и функциональными уровнями личностной системы; рассмотрение личностного развития как системного диахронического образования (Л. И. Анцыферова, 1982).

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Каждый тип теорий, рассмотренных в данном разделе учебного пособия, предполагает свое особенное представление о развитии структурных компонентов личности. Психоаналитическая теория понимает развитие личности как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и, согласованных с «Супер-эго», способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии личности на том, что все личностные черты формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, не биологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития личности, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий.

Ведь только в детстве человеку доступно высшее счастье, высшее искусство – быть самим собой. Всю последующую жизнь мы стремимся к этому утраченному счастью, которое было когда-то так близко, так возможно. Д. В. Ольшанский

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: