Вопрос 2. При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студенту необходимо выяснить, что такое революция

При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студенту необходимо выяснить, что такое революция, знать, каковы ее предпосылки, причины и повод; уметь выделять главные вопросы революции (аграрный, национальный, рабочий), ее основные этапы и характер.

Студенту необходимо знать события, послужившие поводом к началу революции («кровавое воскресение»); уметь оценивать степень ответственности Николая II за расстрел демонстрантов. Студент должен владеть навыком анализа исторического источника – «Петиция жителей и рабочих Петербурга к Николаю II» и уметь отвечать на следующие вопросы:

- к кому обращались жители и рабочие Петербурга с просьбой о помощи в разрешении их насущных проблем;

- кого обвиняли жители и рабочие Петербурга в социально-экономических проблемах, существовавших в России в начале ХХ века;

- каковы основные вопросы, разрешения которых требовали жители и рабочие Петербурга в «Петиции…»;

- каков характер требований жителей и рабочих Петербурга;

- могли ли жители и рабочие Петербурга сами сформулировать требования об изменении политического устройства Российского государства.

Студенту необходимо уметь давать характеристику основных этапов революции и выделять в них ключевые проблемы; знать, какие социальные слои (рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенчество, армия) участвовали в революционных событиях на каждом из этапов и какие вопросы революции выдвигались на первый план в отдельные периоды (аграрный, рабочий, о реорганизации политической системы и введении демократических свобод).

Студент должен знать – какова была реакция правительства на революционные события, и каковы попытки разрешения сложившейся ситуации предпринимались (проект создания «булыгинской думы», Манифест 17 октября 1905 г., создание «Основных государственных законов Российской империи» 1906 г.). Студент должен владеть навыком анализа исторического документа – Манифеста Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и отвечать на следующие вопросы:

- какие из требований, выдвинутых жителями и рабочими Петербурга, были удовлетворены и насколько полно;

- какими полномочиями наделял Николай II Государственную Думу;

- изменял ли Манифест от 17 октября 1905 г. форму правления в стране;

- в чем положительное значение Манифеста, какие возможности для развития русской государственности он открывал.

Студент должен знать обстоятельства созыва и периоды деятельности первых четырех Государственных Дум в России, уметь характеризовать их партийный состав, предложенные пути решения ключевых вопросов революции, изменение позиции Государственных Дум по ключевым вопросам в зависимости от их состава.

Студенту необходимо уметь давать оценку событию, которое считается временем окончания революции – издание Высочайшего манифеста от 3 июня 1907 г. и уметь анализировать содержание данного документа, руководствуясь следующими вопросами:

- как Николай II обосновывал необходимость роспуска второй Государственной думы;

- в чем Николай II видел причины неэффективности работы первых двух Государственных Дум;

- какие категории населения Российской империи Николай II лишил возможности участвовать в работе Государственной Думы, либо ограничил их представительство;

- каковы идеальные представления Николая II о Государственной Думе;

- почему издание Манифеста от 3 июня 1907 г. часто оценивается историками как государственный переворот.

Изучив материал по вопросу, студент должен уметь выделять итоги, причины поражения и значение первой русской революции в России.

Студент должен прийти к следующим выводам:

- революция 1905 – 1907 гг. не разрешила до конца ни один из поставленных ею вопросов;

- ее спецификой, в отличие от европейских буржуазных революций середины XIX века, было активное участие в ней рабочих, крестьянства, заметная роль в революционных событиях принадлежала социалистическим партиям.

- реформы, начатые в ходе революции (создание Государственной Думы, введение демократических прав и свобод, отмена выкупных платежей, столыпинские преобразования и т.д.), означали продолжение процесса модернизации страны по западной модели.

Занятие 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: