При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студенту необходимо знать, что в ходе Февральской революции возникли новые органы власти, перед которыми встали следующие задачи:
- создать новую государственность;
- определить отношение к Первой мировой войне;
- разрешить аграрный вопрос и обострившиеся национальные противоречия;
- стабилизировать социально-экономическое положение.
Дальнейшее развитие Российского государства определялось тем – каким способом и насколько эффективно удалось бы решить перечисленные проблемы.
Стоит заметить, что после февральских событий с политической арены исчезли правые (традиционалистско-монархические) и правоцентристские партии (октябристы, прогрессисты). В связи с этим вся система политических партий резко сдвинулась влево (самой консервативной из крупных политических сил оказалась партия кадетов). Студенту необходимо проанализировать программы выхода из кризиса, предлагавшиеся политическими партиями: кадетами, меньшевиками, эсерами, большевиками.
|
|
Студент должен понимать, что с конца февраля 1917 г. в стране стали формироваться два взаимоисключающих типа государственности: на основе Временного правительства (буржуазная республика) и Петросовета (республика Советов). Студент должен знать, что такое двоевластие, чьи интересы выражали органы двоевластия, какие слои составляли их социальную опору и их основные мероприятия по достижению доминирования в обществе.
Студент должен знать причины, сущность и последствия трех правительственных кризисов (апрельский, июньский, июльский). Студент должен уметь оценивать значение и последствия завершения двоевластия; уметь давать характеристику корниловскому мятежу, а также знать, какую позицию по отношению к этому событию заняли большевики и как их действия повлияли на их восприятие обществом.
Студенту необходимо уметь характеризовать тактику Временного правительства и большевиков по расширению своей социальной опоры: Временное правительство пошло по пути создания Директории, а большевики – по пути достижения ведущей роли в Советах. Студенту следует выяснить обстоятельства захвата большевиками власти (Октябрьская революция 1917 г.) и проанализировать их первые политические мероприятия (Декрет о мире, Декрет о земле, Декрет о власти и создание большевистского правительства – Совет Народных Комиссаров).
Студент должен выявить причины прихода к власти большевиков и уметь приводить примеры, подтверждающие следующие положения:
- незавершенность модернизации России, острый социально-политический и идеологический кризис, нараставший после Февральской революции;
|
|
- слабость либеральных политических сил;
- отсутствие широкого слоя частных собственников в деревне, пережитки общинно-уравнительного сознания и глубокое недоверие народных масс к высшим, образованным слоям общества, что способствовало быстрому распространению социалистических идей;
- продолжавшаяся мировая война;
- острейший кризис власти, вызванный падением самодержавия и двоевластием;
- применение большевиками гибкой тактики, принципов демагогии, умелое использование заряда социальной ненависти в своих интересах.
Студент должен прийти к выводу, что октябрьские события, инициированные носителями западной (марксистской) идеологии, закрепили выбор российским обществом «особого» (не западного и не восточного) пути развития государственности.
Тема 7. СССР и мир в довоенный период. (4 часа)
1. Эволюция экономической системы Советского государства в межвоенный период: военный коммунизм, НЭП, индустриализация, коллективизация.
Сообщение:
А) Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия»
Б) Новый курс Рузвельта
2. Укрепление большевистского режима. Утверждение однопартийной политической системы (конец 1917 г. – 1930-е гг.)
Сообщение: А)Приход фашизма к власти в Германии
3. Советское государство и международные отношения (1917 – 1939 гг.).