Важнейшим источником для изучения общественного строя франков (преимущественно Северной Галлии) в меровингский период является "Салическая правда". Она принадлежит к числу законодательных по типу источников — варварских Правд — сборников, фиксирующих старинное обычное право варварских народов (вестготов, бургундов, саксов, баваров и других германских племен). "Салическая правда" представляет собой запись судебных обычаев салических, т. е. приморских, франков, расселившихся в IV—V вв. на территории Северной Галлии и создавших затем обширное Франкское государство. Поскольку текст памятника в его первоначальной записи не сохранился, время составления его вызвало споры. Однако, по мнению большинства современных ученых, древнейший текст "Салической правды", дошедший до нас в рукописях VIII—IX вв., был составлен и записан, по всей вероятности, между 507 и 511 гг., т. е. в последний период правления Хлодвига. Судебник написан на испорченной латыни и содержит в ранних редакциях большое число франкских терминов. Структура "Правды" хаотична, перечисление преступлений и проступков, полагающихся за них штрафов и вергельдов лишено последовательности. При работе необходимо выписать и сгруппировать относящиеся к интересующему вопросу титулы и параграфы, дополняющие друг друга. В ряде случаев полезно сопоставить титулы, в которых один и тот же термин имеет разное содержание: например, установить, где термин "вилла" означает деревню, а где — дом общинника.
Многие титулы "Салической правды" дают возможность охарактеризовать состояние земледелия и других отраслей хозяйства франков после того, как они поселились на территории бывшей римской провинции Галлии. Нужно проследить, в чем заключается прогресс в сфере агрикультуры по сравнению с уровнем, достигнутым древними германцами к эпохе Тацита, определить, появились ли какие-либо новые отрасли хозяйства, какими сельскохозяйственными орудиями пользовались франки при обработке земли и т. д.
Важно выяснить, с одной стороны, объем прав отдельных общинников на пользование пахотной землей, угодьями, с другой — объем прав общины, и выявить таким образом основные этапы эволюции форм собственности на пашню и землепользования. Важную стадию этой эволюции отражает эдикт Хиль-перика (вторая половина VI в.). Ее конечным моментом явилось оформление в конце VI — начале VII вв. позднего земельного аллода.
С вопросом о первом этапе формирования аллода тесно связан вопрос о стадии развития общины. Для этого исследования необходимо привлечь дополнительно главы "Правды", говорящие о возможности поселения в деревне пришлых людей, а также обратить внимание на главы, свидетельствующие о наличии большой семьи, и в то же время отметить, какие титулы указывают на начало ее распада и выделение малой семьи.
"Салическая правда" позволяет исследовать проблему имущественного и социального облика франкского общества. Для того чтобы обрисовать социальную физиономию франкского общества, следует рассмотреть положение отдельных его прослоек, а также статус различных слоев покоренного галло-римского населения. Шкала вергельдов довольно точно отражает положение представителей этих слоев в обществе.
Нарративные источники, прежде всего хроники и "истории", дают материал для осмысления политической истории Франкского государства. Ниже приведены выдержки из двух важнейших сочинений меровингского периода. Первое из них — "История франков в десяти книгах" знаменитого Григория Тур-ского (538/39—594). Он был выходцем из знатной галло-рим-ской семьи, близкой ко двору меровингских королей. С согласия одного из них получил сан епископа города Тура и 20 лет играл видную роль в религиозно-церковной и политической жизни франков.
Сочинение Григория Турского состоит из десяти книг, первые из них рассказывают о временах Хлодвига: его завоеваниях, принятии зфистианства, взаимоотношениях с церковью.
Второе сочинение — так называемая Хроника Фредегара (название это возникло много позже, в XVI в.) — было написано в Бургундии несколькими авторами и доведено до 642 г. В той части Хроники, где речь идет о событиях, современниками которых были авторы, она содержит обширный и ценный материал (существует продолжение хроники, повествование которой доходит до 768 г.).