Методические рекомендации. Важнейшим источником для изучения общественного строя франков (преимущественно Северной Галлии) в меровингский период является "Салическая правда"

Важнейшим источником для изучения общественного строя франков (преимущественно Северной Галлии) в меровингский период является "Салическая правда". Она принадлежит к чис­лу законодательных по типу источников — варварских Правд — сборников, фиксирующих старинное обычное право вар­варских народов (вестготов, бургундов, саксов, баваров и других германских племен). "Салическая правда" представляет собой запись судебных обычаев салических, т. е. приморских, франков, расселившихся в IV—V вв. на территории Северной Галлии и создавших затем обширное Франкское государство. Посколь­ку текст памятника в его первоначальной записи не сохра­нился, время составления его вызвало споры. Однако, по мне­нию большинства современных ученых, древнейший текст "Са­лической правды", дошедший до нас в рукописях VIII—IX вв., был составлен и записан, по всей вероятности, между 507 и 511 гг., т. е. в последний период правления Хлодвига. Су­дебник написан на испорченной латыни и содержит в ранних редакциях большое число франкских терминов. Структура "Правды" хаотична, перечисление преступлений и проступков, полагающихся за них штрафов и вергельдов лишено после­довательности. При работе необходимо выписать и сгруппи­ровать относящиеся к интересующему вопросу титулы и па­раграфы, дополняющие друг друга. В ряде случаев полезно сопоставить титулы, в которых один и тот же термин имеет разное содержание: например, установить, где термин "вилла" означает деревню, а где — дом общинника.

Многие титулы "Салической правды" дают возможность оха­рактеризовать состояние земледелия и других отраслей хо­зяйства франков после того, как они поселились на территории бывшей римской провинции Галлии. Нужно проследить, в чем заключается прогресс в сфере агрикультуры по сравнению с уровнем, достигнутым древними германцами к эпохе Тацита, определить, появились ли какие-либо новые отрасли хозяйства, какими сельскохозяйственными орудиями пользовались франки при обработке земли и т. д.

Важно выяснить, с одной стороны, объем прав отдельных общинников на пользование пахотной землей, угодьями, с дру­гой — объем прав общины, и выявить таким образом основные этапы эволюции форм собственности на пашню и землеполь­зования. Важную стадию этой эволюции отражает эдикт Хиль-перика (вторая половина VI в.). Ее конечным моментом явилось оформление в конце VI — начале VII вв. позднего земельного аллода.

С вопросом о первом этапе формирования аллода тесно связан вопрос о стадии развития общины. Для этого иссле­дования необходимо привлечь дополнительно главы "Правды", говорящие о возможности поселения в деревне пришлых лю­дей, а также обратить внимание на главы, свидетельствующие о наличии большой семьи, и в то же время отметить, какие титулы указывают на начало ее распада и выделение малой семьи.

"Салическая правда" позволяет исследовать проблему иму­щественного и социального облика франкского общества. Для того чтобы обрисовать социальную физиономию франкского общества, следует рассмотреть положение отдельных его про­слоек, а также статус различных слоев покоренного галло-римского населения. Шкала вергельдов довольно точно от­ражает положение представителей этих слоев в обществе.

Нарративные источники, прежде всего хроники и "истории", дают материал для осмысления политической истории Франк­ского государства. Ниже приведены выдержки из двух важ­нейших сочинений меровингского периода. Первое из них — "История франков в десяти книгах" знаменитого Григория Тур-ского (538/39—594). Он был выходцем из знатной галло-рим-ской семьи, близкой ко двору меровингских королей. С со­гласия одного из них получил сан епископа города Тура и 20 лет играл видную роль в религиозно-церковной и поли­тической жизни франков.

Сочинение Григория Турского состоит из десяти книг, пер­вые из них рассказывают о временах Хлодвига: его завоеваниях, принятии зфистианства, взаимоотношениях с церковью.

Второе сочинение — так называемая Хроника Фредегара (название это возникло много позже, в XVI в.) — было на­писано в Бургундии несколькими авторами и доведено до 642 г. В той части Хроники, где речь идет о событиях, современ­никами которых были авторы, она содержит обширный и цен­ный материал (существует продолжение хроники, повество­вание которой доходит до 768 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: