Описательная психология. О новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911)

О новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911), основатель «философии жизни». Описательная психология, согласно Дильтею, есть подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее целостности. Дильтей высказывался против перенесения методов естественных наук в психологию.

Каждое состояние сознания одновременно включает в себя интеллектуальную часть (его содержание), побуждение и чувство (нравится – не нравится), волевой компонент как намерение, которым направляется всякий мыслительный процесс.
Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности.

В детстве игра является необходимым проявлением жизни. В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы которых еще не испытаны. В зрелости происходит сознание действительных ценностей. В старости человеку открываются особо значительные ценности. Произведения, созданные в старости, отличаются особой возвышенностью.
В отличие от Фрейда, и даже в противоположность ему, Дильтей исходит из того, что психологические глубины личности раскрываются не в самых низших ее влечениях, а в самых высших ее проявлениях.

Идеи Дильтея были развиты его учеником Эдуардом Шпрангером (1882-1963). Он называл описательную психологию «понимающей».
В труде «Формы жизни» он доказывал, что основной задачей психологии является исследование основных типов направленности человека, которые и названы им формой жизни.
Шесть типов объективных ценностей:
- теоретические (область науки, проблема истинности),
- экономические (материальные блага, полезность),
- эстетические (стремление к оформлению, самовыражению),
- социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни)
- политические (власть как ценность)
- религиозные (смысл жизни)
В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы, но в разной пропорции, но какая-то будет доминировать. Доминирование и определяет преимущественную форму жизни данного человека, сферу его деятельности и переживаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: