Формирование и развитие мусульманской правовой мысли

1. Понятие мусульманского права.

В широком смысле – комплекс норм, относящихся к различным видам социальных регуляторов(шариат).

В узком смысле – система юридических норм, обеспеченных государством.

2Б. Источники мусульманского права:

1. Коран, состоит из 114 Сур, которые разделены на Аяты.

- Является словом бога ниспосланным пророку.

- Содержит мало правового материала

2. Сунна.

- Представляет собой собрание рассказов(хадисы), которые относятся к жизнедеятельности пророка.

- Содержит истории о том, как пророка просили рассудить споры.

3. Право ранних средневековых юристов

- Представляло собой массу индивидуальных ответов на характерные вопросы.

- Использовало независимые суждения юристов (иджтихад).

3В. Структура мусульманского права.

1. Юридические предписания Корана и Сунны

А. Общие положения

Б. Предписания казуального положения

В. Новые нормы и правила сформулированные ученными и правоведами

2. Нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной.

А. Иджма(нормативные решения сподвижников пророка)

Б. Кийас(умозаключения по аналогии)

4Г. Основные этапы развития мусульманского права.

1. Становление мусульманского права(7-17 века)

2. Эпоха колониальных завоеваний мусуальманских государств(середина 19 – середина 20 века)

- Прекращается творческое развитие мусульманского права.

- Начинается эпоха таклида(подражание консверватизму)

3. Эпоха создания независимых мусульманских государства (середина 20- начало 21)

- Мусульманское право закрепляется в качестве главного источника

- Функционирует светская по мировому образцу правовая система

- Продолжается кодификация права

5Д. Особенности мусульманского права

1. Принимает в качестве основного источника доктрину(ФИКХ)

2. Отличается казуистичностью

3. Обладает большой гибкостью

4. Затрудняет систематизацию норм.

6Е. Этико-философский подход к государству и праву(10-12 века)

1. АльфаРаби. р

А. В основу классификации верховной власти положил категорию счастья.

Б. Выделял 2 категории государств:

- Добродетельные

- Невежественные

в. Основными признаками добродетельных государств являются:

- Стремление к счастью

- Забота правителя о счастье его обитателей

- Наличие порядка.

Г. Основными признаками невежественного государства является то, что власть стремиться только в личной выгоде.

2. Братья чистоты.

А. Структурировали политическую деятельность. Они выделяли 5 различным политиков

- Пророческая политика

- Политика правителей (политика халифов по претворению норм права)

- Политика управления отдельными регионами

- Частная политика

- Персональная политика

б. Создали религиозную концепцию государства

- Не интересовались природой государства, его механизмами

- Сформулировали набор нравоучительных идей об идеальном государств, идеальном правителе.

7Ж. Нормативно- юридические концепции государства и права:

1. Суннитская концепция государства

Объясняет возникновение халифата(государства).

- Необходимостью контроля со стороны халифа за исполнением норм мусульманского права.

- Необходимостью избежать анархии

2. Решает вопрос о верховной власти

- Верховным носителем суверенитета является Аллах.

- От имени аллаха на земле верховную власть осуществляет община.

- Община выбирает своего правителя, то есть поручает ему вопросы управления.

3. Определяет порядок замещения поста правителя

- Халиф избирается общиной в силу договора(между общиной и халифом). Выбирает не вся община.

- Договор не ограничен сроками.

- При нарушении условий договора халиф может быть смещен.

4. Очерчивает пределы власти халифа

- Связан нормами мусульманского права

- Должен соблюдать общие интересы

- Должен советоваться при принятии решений

- Может быть наказан за любой проступок

5. Понимает процесс возникновения государства как переход от естественного состояния к гражданскому состоянию

А. Государство является союзом свободных людей, заключенным ради общей пользы.(договорная теория)

Б. Государство есть результат действия естественного права.

В. Государство является чисто человеческим установлением(богом было одобрено в последствии).

6. Разрабатывает вопрос о суверенитете государства

- Верховной властью может быть только власть не подчиненная никакой другой

- Общим носителем верховной власти является государство в целом

7. Не придает существенного значения форме правления

8. Рассматривает вопрос о праве подданных сопротивляться верховной власти, не дает однозначного ответа

- С одной стороны не следует подчиняться приказам противоречащим естественному праву

- С другой стороны ради общественного мира государство может запретить право на сопротивление.

9. Создает учение о праве войны и мира.

А. Война не противоречит естественному праву

Б. Войны могут быть справедливые и несправедливые

В. Причиной справедливой войны является правонарушение(нарушение территорий и т.д.)

Г. Несправедливые войны – это противоправные войны(захватнические и т.д.)

Д. Зачинщики несправедливых войн должны нести ответственность.

Е. Правила ведения войны должны включать в себя

- Не допускать напрасных захватов

- Щадить женщин, детей, стариков, военнопленных

- Не воевать против мирных граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: