1. Понятие мусульманского права.
В широком смысле – комплекс норм, относящихся к различным видам социальных регуляторов(шариат).
В узком смысле – система юридических норм, обеспеченных государством.
2Б. Источники мусульманского права:
1. Коран, состоит из 114 Сур, которые разделены на Аяты.
- Является словом бога ниспосланным пророку.
- Содержит мало правового материала
2. Сунна.
- Представляет собой собрание рассказов(хадисы), которые относятся к жизнедеятельности пророка.
- Содержит истории о том, как пророка просили рассудить споры.
3. Право ранних средневековых юристов
- Представляло собой массу индивидуальных ответов на характерные вопросы.
- Использовало независимые суждения юристов (иджтихад).
3В. Структура мусульманского права.
1. Юридические предписания Корана и Сунны
А. Общие положения
Б. Предписания казуального положения
В. Новые нормы и правила сформулированные ученными и правоведами
2. Нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной.
А. Иджма(нормативные решения сподвижников пророка)
|
|
Б. Кийас(умозаключения по аналогии)
4Г. Основные этапы развития мусульманского права.
1. Становление мусульманского права(7-17 века)
2. Эпоха колониальных завоеваний мусуальманских государств(середина 19 – середина 20 века)
- Прекращается творческое развитие мусульманского права.
- Начинается эпоха таклида(подражание консверватизму)
3. Эпоха создания независимых мусульманских государства (середина 20- начало 21)
- Мусульманское право закрепляется в качестве главного источника
- Функционирует светская по мировому образцу правовая система
- Продолжается кодификация права
5Д. Особенности мусульманского права
1. Принимает в качестве основного источника доктрину(ФИКХ)
2. Отличается казуистичностью
3. Обладает большой гибкостью
4. Затрудняет систематизацию норм.
6Е. Этико-философский подход к государству и праву(10-12 века)
1. АльфаРаби. р
А. В основу классификации верховной власти положил категорию счастья.
Б. Выделял 2 категории государств:
- Добродетельные
- Невежественные
в. Основными признаками добродетельных государств являются:
- Стремление к счастью
- Забота правителя о счастье его обитателей
- Наличие порядка.
Г. Основными признаками невежественного государства является то, что власть стремиться только в личной выгоде.
2. Братья чистоты.
А. Структурировали политическую деятельность. Они выделяли 5 различным политиков
- Пророческая политика
- Политика правителей (политика халифов по претворению норм права)
- Политика управления отдельными регионами
- Частная политика
- Персональная политика
|
|
б. Создали религиозную концепцию государства
- Не интересовались природой государства, его механизмами
- Сформулировали набор нравоучительных идей об идеальном государств, идеальном правителе.
7Ж. Нормативно- юридические концепции государства и права:
1. Суннитская концепция государства
Объясняет возникновение халифата(государства).
- Необходимостью контроля со стороны халифа за исполнением норм мусульманского права.
- Необходимостью избежать анархии
2. Решает вопрос о верховной власти
- Верховным носителем суверенитета является Аллах.
- От имени аллаха на земле верховную власть осуществляет община.
- Община выбирает своего правителя, то есть поручает ему вопросы управления.
3. Определяет порядок замещения поста правителя
- Халиф избирается общиной в силу договора(между общиной и халифом). Выбирает не вся община.
- Договор не ограничен сроками.
- При нарушении условий договора халиф может быть смещен.
4. Очерчивает пределы власти халифа
- Связан нормами мусульманского права
- Должен соблюдать общие интересы
- Должен советоваться при принятии решений
- Может быть наказан за любой проступок
5. Понимает процесс возникновения государства как переход от естественного состояния к гражданскому состоянию
А. Государство является союзом свободных людей, заключенным ради общей пользы.(договорная теория)
Б. Государство есть результат действия естественного права.
В. Государство является чисто человеческим установлением(богом было одобрено в последствии).
6. Разрабатывает вопрос о суверенитете государства
- Верховной властью может быть только власть не подчиненная никакой другой
- Общим носителем верховной власти является государство в целом
7. Не придает существенного значения форме правления
8. Рассматривает вопрос о праве подданных сопротивляться верховной власти, не дает однозначного ответа
- С одной стороны не следует подчиняться приказам противоречащим естественному праву
- С другой стороны ради общественного мира государство может запретить право на сопротивление.
9. Создает учение о праве войны и мира.
А. Война не противоречит естественному праву
Б. Войны могут быть справедливые и несправедливые
В. Причиной справедливой войны является правонарушение(нарушение территорий и т.д.)
Г. Несправедливые войны – это противоправные войны(захватнические и т.д.)
Д. Зачинщики несправедливых войн должны нести ответственность.
Е. Правила ведения войны должны включать в себя
- Не допускать напрасных захватов
- Щадить женщин, детей, стариков, военнопленных
- Не воевать против мирных граждан.