Тема 5. Характер

В отечественной психологии существует традиция противопоставлять темперамент и характер. Действительно, они во многом отличаются друг от друга, но в тоже время они не являются антагонистами и тесно связаны между собой. Рассмотрим отличия между ними.

Таблица 1.

Отличия темперамента от характера

Темперамент Характер
  Обусловлен генотипически, является врожденным Обусловлен фенотипически, формируется прижизненно
  Основой свойств темперамента являются свойства нервной системы Основой черт характера являются отношения личности
  Стабилен на протяжении всей жизни человека Может изменяться, на чем основано воспитание личности
  Свойств темперамента немного, но каждое проявляется в любом поведенческом акте, обуславливая динамические характеристики поведения Черт характера много, и они специфичны, каждая черта проявляется только в ситуациях, связанных с данным отношением
  Связан преимущественно с эмоциональной сферой Связан преимущественно с волевой сферой
  Не может быть оценен с точки зрения социальной желательности Может быть оценен с точки зрения социальной желательности
  Проявляется автоматически Проявляется под контролем волевой сферы человека

Начало изучению характера в отечественной психологии было положено работами А.Ф.Лазурского. Он выделял в личности человека два компонента: эндопсихику и экзопсихику. Под эндопсихикой он понимал «внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности». В нее входит вся совокупность таких основных психических (психофизиологических) функций или способностей, как восприимчивость, память, внимание, мышление, воображение, аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений. Эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.
Содержание экзопсихики определяется отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятие «среды» берется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности, и к чему личность может так или иначе относиться. Сюда входят и природа, и материальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага — наука, искусство, религия,— и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последняя также может быть объектом известного отношения со стороны личности.

Вопрос о делении личности на эндо- и экзопсихику не следует смешивать с вопросом о различном происхождении отдельных элементов личности. Было бы, например, совершенно неправильно думать, что все эндочерты являются прирожденными (унаследованными), тогда как экзопроявления всецело сводятся к отпечатку, накладываемому на человека воспитанием и внешней средой. Хотя, в общем, такое соотношение можно считать безусловно преобладающим.

По мнению А.Ф.Лазурского, всякий человек в своем физическом и духовном развитии проходит последовательно ряд определенных ступеней, причем каждая последующая ступень характеризуется большим богатством и интенсивностью душевной жизни по сравнению с предыдущей. Этот процесс «психического роста» или «психического развития» отличается наибольшей стремительностью в первые годы жизни ребенка, а также в отроческом и отчасти в юношеском возрасте, по мере же приближения к 25—30 годам он постепенно замедляется и, наконец, совершенно останавливается. К этому моменту основное ядро личности окончательно определилось, психический уровень человека более или менее выяснился. В дальнейшем ему предстоит, быть может, еще развить крайне интенсивную и разнообразную деятельность, но это будут лишь обнаружения уже сформировавшейся личности, сводящиеся преимущественно к ее экзопроявлениям.
При нормальных внешних условиях и соответствующем воспитании и образовании уровень этот определяется, как уже сказано, прирожденной одаренностью человека, сводящейся, в конце концов, к общему потенциальному запасу его нервно-психической энергии или, употребляя другой термин, к присущему ему большему или меньшему количеству психической активности.

Он описал признаки, определяющие принадлежность человека к высшему уровню его развития:

а) большое богатство внутреннего мира личности (объем интересов, уровень развития или дифференцированности интересов и т.д.);

б) интенсивность отдельных психических проявлений;

в) большая сознательность и идейность его психических проявлений (чем выше духовная организация человека, чем более богатой и интенсивной душевной жизнью живет он, тем сознательнее определяет свое отношение как к отдельным явлениям, так и ко всей вообще окружающей жизни);
г) возрастающая координация психических элементов.

Отношение между личностью и окружающей ее средой, а вследствие этого и отношение между эндо- и экзопсихическими элементами личности бывает на разных уровнях далеко не одинаковым. На низшем уровне влияние внешней среды и внешних обстоятельств является безусловно преобладающим. В противоположность этому люди, принадлежащие к среднему психическому уровню, обладают гораздо большей способностью приноровиться к окружающей среде, найти в ней свое место и использовать ее для своих целей. Их можно назвать приспособившимися.
На высшем психическом уровне люди талантливые, высокоодаренные обладают данными, необходимыми для того, чтобы приспособиться к окружающей среде. Но интенсивность их душевной жизни заставляет не ограничиваться одним только приспособлением к среде, но стремиться и саму эту среду переделать. Таким образом, низший психический уровень дает нам по преимуществу индивидуумов, недостаточно приспособленных, средний уровень — приспособившихся, представителей высшего уровня можно назвать приспособляющимися.

А.Ф.Лазурский первым высказал мысль о том, что в основе черт характера лежат отношения личности. Под отношениями личности он понимал интерес, склонность личности к той или иной стороне жизни, к другим людям, к самой себе. Они связаны с экзопсихикой. Он описал семь параметров для характеристики разных отношений:

1. модальность или знак отношения (отношения могут быть положительными, отрицательными и нейтральными);

2. степень интенсивности отношений (например, отношение к другому человеку может варьировать от легкой симпатии до страстной любви);

3. качество отношений (отношения дружбы, любви, сотрудничества);

4. уровень дифференцированности отношений одного типа (например, насколько различны дружеские отношения личности с разными людьми);

5. степень сознательности отношения (от неосознанных до полностью осознанных);

6. степень культурности выражения отношения (В.Н.Мясищев это потом назвал форма обращения с объектом отношения);

7. широта или объем отношения (определяется на основе того, на какое количество объектов этот вид отношения распространяется).

Развитие представлений об отношениях как основе характера были продолжены учеником А.Ф.Лазурского В.Н.Мясищевым, который создал концепцию отношений. Он определяет отношения как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности». В этой системе можно выделить три основных группы отношений: к людям, к предметам внешнего мира и к самому себе. Как и А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев считал, что отношения повторяясь, приобретают устойчивость и превращаются в черты характера. Он говорил о единстве системы и способов выражения отношения у каждой личности.

В.Н.Мясищев рассмотрел связь отношений с характером отражения окружающей действительности. Она состоит в том, что отражение объекта, порождает определенное отношение к нему, которое побуждает человека к определенному выражению своего отношения в адрес этого объекта.

Отражение – отношение – обращение.

Б.Г.Ананьев также рассматривал отношения как основу черт характера.

По его мнению, каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям ее развития. Но далеко не всякое отношение является или становится чертой характера. Чертой характера является или становится лишь существенное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действиям. Принципиальность, жизнерадостность, честность, требовательность, строгость, чуткость, решительность, общительность, сдержанность, настойчивость и многие другие черты характера представляют собой определенные укоренившиеся в личности отношения к окружающей действительности, обществу, труду, к другим людям и к самому себе. Но для понимания этих отношений личности нужно знание самой действительности, общества и жизненного положения в ней личности. Отнесенность черт характера к их жизненному содержанию, т.е. к действительной жизни человека, целям и задачам его деятельности,— таково первое условие научного изучения характера.

Он подчеркивал, что особенно важно выделить из всей совокупности отношений личности к окружающему те формы отношений, которые являются характерообразующими, с которыми непосредственно связано само формирование характера. Общий признак таких отношений, образующих характер, заключен в решающем, первостепенном и общем жизненном значении тех объектов, к которым относится человек. В числе их: 1) природа, общество и общественные идеи (идеология), 2) труд как способ существования человека, 3) другие люди, общественная связь с которыми характерна для данного индивида, и 4) собственная деятельность и личность человека.

В.С.Мерлин также рассматривал отношения, как основу черт характера. Он считал, что отношения определяют содержательную сторону черты характера, а темперамент влияет на выражение этой черты. Например, общительность экстраверта проявляется в большом количестве поверхностных социальных контактов, а у интроверта в стремлении к углублению тех немногих дружеских связей, которыми он располагает.

Таким образом, можно сказать, что темперамент и характер находятся в неразрывном единстве и взаимодополняют друг друга в поведении человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: