Дж. Уоллакотт
СООБЩЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЯ
<...> Отличительной особенностью производства в сфере массовой информации является то, что оно предполагает создание и артикуляцию сообщений в пределах специфических знаковых систем. Причем, правила и смысл этих систем обычно воспринимаются как сами собой разумеющиеся. Сообщения массовой коммуникации формируются и интерпретируются в соответствии с определенными правилами или кодами. Когда мы получаем информацию о событии по телевидению или смотрим фильм, то перед нами не «живое» событие, а сообщение об этом событии. Мы читаем и интерпретируем событие, принимая правила и коды, в соответствии с которыми происходит чтение и интерпретация. <...> То есть анализ сообщений и их значений, очевидно, является ключевым для понимания массовой коммуникации. По мнению С. Холла, «нам следует учитывать, что символические формы сообщения занимают привилегированную позицию в коммуникационном обмене. Моменты кодирования и декодирования, несмотря на их относительную автономию в процессах коммуникации в целом, являются решающими моментами» {Hall S. Encoding and decoding in the television discourse. CCS occasional paper, 1973. P. 2.). <...>
Традиционным методом, ориентированным на выявление смысла сообщений массовой коммуникации, является контент-анализ. Контент-анализ предполагает формирование определенных категорий, с помощью которых исследуется содержание сообщений. Это происходит посредством количественной оценки наличия или отсутствия категорий в материалах сообщений. Причем, степень сложности категорий является изменяющейся. Контент-анализ применяется с различным успехом исследователями различных школ. Акцент делается на изучении явного, очевидного содержания как наиболее важной области научного социального исследования. <...> Контент-анализ, несомненно, имеет преимущества при систематическом исследовании больших массивов информации.
Источник. Woollacott J. Messages and Meaninigs. In: Gurevitch M., Bemett Т., Woollacott J. Culture Society and the Media. L.: Methuen, 1982.
________________________________________________________________
Несмотря на существенные исторические метаморфозы журналистской деятельности, в ней на любом этапе выделяются следующие компоненты:
Новость — коммуникация — аудитория.
Запишем эту триаду несколько по-другому.