* Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Центральными новообразованиями являются:
* появление проективных действий (новообразования функций обобщения (1 фаза) и систематизации (2 фаза);
* овладение понятийными действиями (новообразования функций абстрагирования (3 фаза) и схематизации (4 фаза).
Вступая в младший школьный возраст, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность для него становится ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление. В результате развития теоретического мышления совершенствуется и рефлексия – осознание детьми своих действий, точнее результатов и способов своего анализа условий задачи. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным личностным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.
|
|
Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника
Мотивационная сфера, как считает А. Н. Леонтьев, – ядро личности (1977). Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких
оценок.
Оценка – реально действующий мотив.
Формируются ценностные ориентации. Они берутся от взрослых, главным образом усваиваются в
семье. Ценностные ориентации успевающих школьников направлены на интерес к предмету. У
неуспевающих школьников – на внешние атрибуты учебы.
Чаще интересы имеют выраженный внешний характер.
Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования.
Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха.