Концепция динамической функциональной структуры личности. (К. К. Платонов)

Критерии понимания динамической структуры личности

«Динамическая система – это система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связей между ними при сохранении функции»

Концепция динамической функциональной структуры личности за целое берет личность, т. е. человека как носителя сознания и как одну из двух подструктур человека, взятого за еще более широкое

Если рассматривать личность как целое, то элементами этого целого будут стойкие психические свойства, обычно называемые «чертами личности».

Вычленение именно этих основных подструктур личности определяется рядом следующих критериев.

Ø Первым таким критерием является отношение биологического и социального, врожденного (но не обязательно наследственного) и приобретенного, процессуального и содержательного.

-Вторым критерием выделения этих четырех подструктур личности является внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, и уже достаточно общепринятое и научно доказанное выделение в каждой из этих подструктур, принятой за целое, своих подструктур более низкого уровня.

-Третьим критерием выделенных четырех основных подструктур является то, что каждая из них имеет свой особый, основной для нее вид формирования.

-Четвертым по рассматриваемому порядку, а по существу наиболее значимым критерием выделения именно этих подструктур является объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.

-Пятым критерием, определяющим выделение именно этих четырех подструктур личности, является уже не логический, а исторический, возвращающий читателя к четырем этапам изучения советскими психологами личности

Ни отдельные черты личности, входящие как элементы в ее функциональную структуру, ни личность в целом не остаются неизменными в течение жизни человека

Взаимодействие иерархий подструктур личности и их свойств

1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание.

2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.

3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента, или, как теперь говорят вслед за Б. М. Тепловым, типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые «органические» изменения.

Вопрос

Принцип системности в составе методологической модели теории личности позволяет представить

ее в качестве целостности, в которой выявляются такие разнокачественные и разноуровневые связи, как

синтез структурно функциональных и фило- онтогенетических представлений. Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и

практики. Методы системного анализа широко используются для решения многих теоретических и

прикладных задач. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением

изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний. Системный подход – современный методологический принцип науки, один из аспектов

диалектического учения о связях. Отличительная черта системного подхода в отечественной психологии

состоит в том, что объектом системного анализа, прежде всего, являются развивающиеся системы.

Выделяют следующие общие характеристики системы:

• целостность;

• структурность;

• взаимосвязь системы со средой;

• иерархичность;

• множественность описания.

В области психологии личности возможности системного подхода позволяют поставить ряд новых

методологических и исследовательских проблем, среди них:

1) проблема становления личности как необходимого, относительно самостоятельного и активного

компонента более широких систем, в составе которых личность выполняет важные для жизнедеятельности

этих систем функции;

2) изучение характера связей и отношений между компонентами личностной системы

(системообразующие, управления, регуляции, содействия, компенсации, нейтрализации, дополнения,

соподчинения, коррекции и др.);

3) исследование внутренней упорядоченности, интегративности личностной системы, ее иерархически-

уровневого строения, вертикальной и горизонтальной структуры, закономерностей целостного

функционирования и реорганизации;

4) анализ связи между генетическими и функциональными уровнями личностной системы;

5) рассмотрение личностного развития как системного диахронического образования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: