Культура и невроз. (Карен Хорни)

Неврозы являются той ценой, которую приходится платить человечеству за культурное развитие.

Современная культура экономически основывается на принципе индивидуального соперничества. Отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы, приходится брать верх над ними и нередко “отталкивать” в сторону.

Потенциальное враждебное напряжение между людьми приводит в результате к постоянному порождению страха — страха потенциальной враждебности со стороны других, усиленного страхом мести за собственную враждебность. Другим важным источником страха у нормального человека является перспектива неудачи.

Еще одной причиной того, почему успех становится такой манящей мечтой, является его воздействие на наше чувство самоуважения.

Все эти факторы вместе — соперничество и сопутствующие ему потенциальные враждебные отношения между людьми, страхи, сниженное самоуважение — в психологическом плане приводят к тому, что человек чувствует себя изолированным.

Именно такая ситуация вызывает у нормального современного человека ярко выраженную потребность в любви и привязанности как своего рода лекарстве. Получение любви и расположения способствует тому, что у него ослабевает чувство изолированности, угрозы враждебного отношения и растет уверенность в себе.

Такая ситуация дает обильную почву для развития неврозов.

Первое противоречие, о котором следует упомянуть,— это противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью — с другой.

Вторым является противоречие между стимуляцией наших потребностей и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения.

Существует еще одно противоречие между утверждаемой свободной человека и всеми его фактическими ограничениями. Человек колеблется между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности.

Эти противоречия, заложенные в нашей культуре, представляют собой в точности те конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать; чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности.

70.

Рефлексия обычно рассматривается в трёх направлениях:

Ø При изучении теоретического мышления;

Ø При изучении процессов коммуникации и кооперации;

Ø При изучении процессов самосознания и самосознания личности.

Личность не присваивает автоматически какие-либо знания, необходимые для её развития и превращения в полноправного члена общества. Она рефлексируется «поднимается» над самим процессом познания, определённым образом относится к нему.

С помощью рефлексии знания оборачиваются внутренней стороной и служат средствами самопознания личности.

Развивающаяся личность познаёт себя не только в процессе познания, но и в процессе общения.

В. И. Слободчиков выявил, что развитие индивидуального сознания в сюжетно-ролевой игре связано с зарождением сравнивающей рефлексии и определяющей рефлексии, формула которой «Я знаю, что я знаю/не знаю это.»

С. А. Рубинштейн утверждал, что «личностью является лишь человек способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому сугубо избирательно связаться с ним.

Для всестороннего гармоничного развития личности необходимо органическое единство процессов самовоспитания, саморазвития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: