Банка России

Ведомственные нормативные акты Банка России, регулирующие отношения в сфере обеспечения безопасности банков, принимаются в соответствии с Законом о Банке России и издаются в форме:

указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России;

положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России;

инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России)[14].

Нормативные акты Банка России, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения безопасности кредитных организаций (коммерческих банков), разграничены на две основные группы.

В первую входят нормативные предписания, устанавливающие обязательные для банков правила и условия безопасности банковской деятельности, в том числе:

• нормативные предписания, призванные обеспечить требования безопасности банковской деятельности в процессе создания и регистрации банков;

• обязательные нормативы экономической безопасности (минимального размера собственных средств, максимальных размеров рисков различного вида и т.д.);

• нормативные предписания, устанавливающие меры защиты банковских операций и видов банковской деятельности от противоправных посягательств;

• нормативные предписания, устанавливающие систему внутреннего контроля банков в целях выявления и предупреждения рисков и угроз их деятельности.

Вторая группа нормативных актов устанавливает механизм реализации Банком России полномочий в области контроля и надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства (включая вышеуказанные правила). Акты второй группы регламентируют право Банка России:

• запрашивать и получать у банков необходимую информацию об их деятельности и требовать по ней разъяснений;

• применять меры надзорного и административного характера в случае нарушения кредитными организациями банковского законодательства и ведомственных нормативных актов[15];

• проверять кредитные организации и их филиалы.

Ведомственные нормативные предписания, имеющие целью обеспечить выполнение требований безопасности в процессе создания и регистрации банков.

2.13.1. Инструкция Банка России от 23 июля 1998 г. № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности», объявленная указанием Банка России от 24 ноября 1998 г. № 421-У с изменениями и дополнениями, объявленными указанием Банка России от 5 июля 2002 г. № 1177-У;

, устанавливает следующие обязательные показатели безопасности, которым должна соответствовать регистрируемая кредитная организация (банк):

• устойчивое финансовое положение учредителя;

• временной ценз деятельности учредителя не менее трех лет;

• отсутствие задолженности у учредителя перед федеральным, региональным и местным бюджетом за последние три года;

• способность банка сохранять финансовую стабильность и выполнять пруденциальные нормы деятельности[16];

• право собственности одного из учредителей на здание (помещение), в котором будет располагаться банк, или обязательство о предоставлении его в аренду (субаренду) лицом, не являющимся учредителем;

• наличие в банковском здании охранно-пожарной и тревожной сигнализации и технически укрепленного кассового узла для осуществления кассовых операций;

• наличие подразделения внутреннего контроля;

• достаточный уровень компетентности кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, отсутствие у них судимости и положительная деловая репутация.

Несоответствие этим условиям (требованиям безопасности) служит основанием для отказа в государственной регистрации кредитной организации (банка).

2.13.2. Инструкция от 1 октября 1997 г. № 1 «О порядке регулирования деятельности банков» устанавливает обязательные нормативы деятельности банковв целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы России, защиты интересов вкладчиков и кредиторов, в том числе:

• норматив достаточности капитала;

• нормативы ликвидности капитала банков;

• максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

• максимальный размер крупных кредитных рисков;

• максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

• максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам (участникам) и инсайдерам;

• максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

• максимальный размер вексельных обязательств банка;

• нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

Долговременные нормативные акты, устанавливающие правила обеспечения безопасности безналичных и наличных расчетов.

2.13.3. Положение от 12 апреля 2001 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» устанавливает технологию безопасного проведения операций по безналичным расчетам между юридическими лицами в валюте России и на ее территории с использованием предусмотренных российским законодательством расчетных документов (платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения), а также правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов.

Положение, разработанное с учетом криминалистических рекомендаций технического и методического характера, вводит строго определенные формы безналичных расчетов, условия их применения и обработки, предписывает порядок проверки подлинности расчетных документов и изложенных в них сведений при приеме банком.

2.13.4. Положение Банка России от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций на территории Российской Федерации» устанавливает порядок безопасного совершения кассовых операций с участием физических и юридических лиц, а также инкассации денежных средств и других ценностей для кредитных организаций и их филиалов, действующих на территории России.

Регламентированные Положением требования безопасности работы с наличными денежными средствами и ценными бумагами, предусматривают:

• применение кассовых технологий, исключающих внедрение поддельных денежных чеков в процессе их операционной обработки;

• реализацию мер правового и организационного характера, направленных на установление специальных обязательств работников касс (инкассации) и ответственности за их нарушения;

• оснащение работников кассы техническими средствами и методиками для выявления неплатежных и поддельных денежных знаков;

• оборудование кассового узла банка согласно требованиям к его устройству и технической укрепленности в целях обеспечения сохранности денег и других ценностей;

• соблюдение установленных требований к техническому состоянию инкассаторского спецавтотранспорта и его специальному оборудованию, к средствам защиты и вооружения, необходимых для обеспечения безопасности сотрудников инкассации и сохранности перевозимых ценностей.

2.13.5. Приказ Банка России от 31 января 1995 г. № 02-13 «О вводе в действие в системе Центрального банка Российской Федерации государственных стандартов Российской Федерации» посвящен защите информации, циркулирующей в системе Банка России и в коммерческих банках, находящихся с ним в информационном взаимодействии.

Приказ ввел в действие государственные стандарты ГОСТ Р 34.10-94 «Информационные технологии. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма» и ГОСТ Р 34.11-94 «Информационные технологии. Криптографическая защита информации. Функция хэширования». Ввод в действие этих стандартов повысил надежность применяемых банками мер защиты от противоправных посягательств на охраняемую банковскую информацию.

Инструкции оперативного характера, содержащие требования безопасности для осуществления отдельных видов банковской деятельности.

2.13.6. Инструкция «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации», утвержденная приказом Банка России от 2 июля 1997 г. № 02-287, содержит положения, направленные на предотвращение конфликтов интересов сторон (п. 5.3), на предотвращение незаконного использования служебной информации (п. 5.4), на анализ и предупреждение рисков криминального характера.

Банк — доверительный управляющий обязаны:

• установить запреты и ограничения на участие сотрудников в сделках, противоречащих интересам клиента;

• осуществить разработку правил обмена служебной и конфиденциальной информацией и обеспечить контроль за ее соблюдением служащими;

• вести анализ рисков (в том числе рисков преступных посягательств), возникающих в процессе доверительного управления, и принимать необходимые меры для предотвращения финансовых потерь вследствие ошибок, мошенничества сотрудников, а также превышения дилерами или другими работниками своих полномочий или исполнения своих обязанностей с нарушением принятых стандартов деятельности, этических норм либо разумных пределов риска (подп. «г» п.1 приложения 6).

2.13.7. Указания Банка России от 15 июля 1997 г. № 466-ДСП «О порядке проведения расчетов по платежам между кредитными организациями, расположенными на территории Чеченской Республики, и их клиентами» и от 3 сентября 1997 г. № 511-ДСП «О выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, включая кредитные организации и филиалы, местонахождением которых является Чеченская Республика» устанавливают дополнительные меры безопасности при проведении расчетов и выдаче кредитов с учетом повышенной криминогенности этого региона.

Методические рекомендации Банка России, посвященные вопросам разработки и осуществления мер защиты банков от противоправных посягательств.

2.13.8. Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, даны в приложении к указанию Банка России от 28 ноября 2001 г. №137-Т.

2.13.9. Методические рекомендации по проверке кассовой работы, утвержденные письмом Банка России от 4 июня 1996 г. № 25-1-601, информируют банки о методах проверки защищенности наличных денег и других ценностей от противоправных посягательств.

Нормативные акты, регламентирующие вопросы организации и функционирования системы внутреннего контроля банка.

2.13.10. Положение от 28 августа 1997 г. № 509 «Об организации внутреннего контроля в банках», утвержденное приказом Банка России от 28 августа 1997 г. № 02-372, предписывает банку обязанность создать систему внутреннего контроля, основными задачами которой является своевременное выявление действий и обстоятельств, угрожающих порядку функционирования и имуществу банка, принятие решений, направленных на их устранение.

2.13.11. Указание от 7 июля 1999 г. № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» регламентирует порядок организации и направления деятельности внутреннего контроля за деятельностью банка (кредитной организации) на финансовых рынках, целью которого является защита интересов банка от неправомерных действий его сотрудников и нарушений ими стандартов профессиональной деятельности.

Нормативные акты, устанавливающие право Банка России получать от банков необходимую информацию об их деятельности и требовать по ней разъяснений.

2.13.12. Указание Банка России от 24 октября 1997 г. № 7-У «О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации» устанавливает обязанность кредитных организаций систематически (с предписанной периодичностью по разработанной Банком России форме) представлять информацию, необходимую для целей банковского надзора и регулирования, в том числе для анализа состояния безопасности кредитной организации.

В соответствии с п. 3 наряду с отчетностью по установленным формам Банк России вправе запрашивать от кредитных организаций отдельные сведения и разъяснения в разовом порядке, а также проводить единовременные обследования деятельности кредитных организаций. Кроме сведений, представляемых в виде периодических отчетов, Банк России наделен правом получать информацию, представляемую в особом порядке. К этим сведениям относится информация, которая представляется для получения предварительного согласия Банка России по вопросам, возникающим в процессе создания и функционирования банка.

2.13.13. Инструкция Банка России от 23 июля 1998 г. № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» предоставляет Банку России право запрашивать у кредитной организации или ее учредителей любую информацию о финансовом состоянии и деятельности лица, способного прямо или косвенно определять решения, принимаемые кредитной организацией или ее учредителями (п. 2.6).

В свою очередь, кредитная организация обязана:

• сообщить Банку России о приобретении более 20 % долей (акций) кредитной организации одним либо несколькими связанными между собой приобретателями (п. 5.4);

• представить документы, подтверждающие фактическую оплату уставного капитала в срок, не превышающий одного месяца с даты его 100-процентной оплаты, а также правомерность оплаты (п. 7.2);

• уведомить территориальное учреждение Банка России о начале деятельности своего представительства (п. 10.1), филиала (п. 11.5);

• уведомить территориальное учреждение Банка России об открытии (закрытии) внутренних структурных подразделений: операционной кассы вне своего кассового узла (п. 11.1), филиала банка (п. 11.4); сообщить об изменениях и дополнениях, вносимых в устав банка, в персональный состав руководителей исполнительных органов банка (филиала), о замене главного бухгалтера (п. 22.1).

Специально выделенным видом информации, предоставляемой Банку России кредитной организацией, являются сведения о состоянии внутреннего контроля банка.

2.13.14. Согласно п. 8.1 Положения об организации внутреннего контроля в банках от 28 августа 1997 г. № 509, утвержденного приказом Банка России от 28августва 1997 г. № 02-372,банки представляют отчеты о состоянии внутреннего контроля в Банк России один раз в год в составе годового отчета по специально установленной форме, предусматривающей ответы на вопросы о наличии и особенностях организации службы внутреннего контроля, о количестве выявленных службой нарушений и других результатах ее деятельности.

При необходимости Банк России может запрашивать у банка отчет о состоянии внутреннего контроля за определенный период его деятельности, а также любую иную информацию по вопросам компетенции службы внутреннего контроля банка.

Обо всех существенных изменениях системы внутреннего контроля (в частности, о назначении и освобождении от должности руководителя службы внутреннего контроля) банк обязан уведомить в трехдневный срок территориальное учреждение Банка России (п. 8.1.1).

Нормативные акты, регламентирующие порядок проверок коммерческих банков и их филиалов.

2.13.15. Инструкция Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 «О порядке проведении проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» устанавливает порядокпроверки кредитных организаций и их филиалов с целью выявить ситуацию, угрожающую интересам кредиторов и вкладчиков, проверить соблюдение кредитными организациями и их филиалами банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России (п. 2).

В необходимых случаях проверки кредитных организаций и их филиалов осуществляются в координации с правоохранительными и финансовыми органами (п. 5).

Установленные Инструкцией способы проверки включают изучение документов банка, информации, содержащейся в базах данных, собеседование с сотрудниками, проведение контрольных расчетов, а также тестирование аппаратно-программных средств, используемых банком (филиалом) для выполнения банковских операций, их учета и составления документов (п. 7).

Периодичность проверок банков устанавливается Банком России, как правило, не реже одного раза в два года (п. 9). Кредитные организации (их филиалы) в период проверки должны содействовать ее проведению (п. 14).

Оценка работы банка по результатам материалов проверки может сопровождаться необходимыми рекомендациями, а в установленных случаях — предписаниями по устранению выявленных недостатков. Контроль за выполнением предписаний и рекомендаций, направленных кредитной организации (филиалу), осуществляется подразделениями банковского надзора.

Содержание и порядок применения мер надзорного и административного характера в случае нарушения кредитной организацией банковского законодательства и ведомственных нормативных актов регламентировано следующими документами.

2.13.16. Инструкция «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности», введенная в действие приказом Банка России от 1 марта 1997 г. № 02-139, устанавливает порядок применения к кредитным организациям предупредительных и принудительных мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности (п. 3).

Согласно п.1.9 меры предупредительного характера могут осуществляться в форме:

• доведения до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности;

• изложения рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

• предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);

• установления дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Основные принудительные меры воздействия (п.1.15):

• штраф;

• требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе требование о предоставлении и выполнении плана финансового оздоровления (плана санации);

• ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;

• запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;

• запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

• требование о замене руководителей кредитной организации;

• введение временной администрации по управлению кредитной организацией;

• отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

2.13.17. Указание Банка России от 27 августа 2001 г. № 1025-У «О порядке инициирования отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций в соответствии с частью 1 и частью 2 ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» объявляет процедуру отзыва банковской лицензии.

2.13.18. Основные внутренние (локальные) нормативные акты банка,имеющие целью обеспечить безопасность банка, устанавливаются уставом банка, а также документами (инструкциями, положениями, регламентами):

• определяющими процедуру принятия решений;

• распределяющими функции и полномочия между подразделениями и сотрудниками банка;

• регулирующими деятельность службы внутреннего контроля;

• регулирующими деятельность службы собственной безопасности;

• регламентирующими политику банка и технологию осуществления каждой банковской операции;

• распределяющими доступ пользователей к конфиденциальной информации, к осуществлению операций в программном обеспечении, а также к базам данных в компьютерных системах;

• должностными инструкциями для всех штатных должностей в банке.

Предписания внутренних (локальных) нормативных актов представляют собой совокупность правил, устанавливающих определенный порядок поведения сотрудников банка, а также порядок деятельности его специальных подразделений, направленный на устранение причин и предупреждение условий, способствующих совершению умышленных и неосторожных правонарушений против интересов банка.


Раздел 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: