Сегодня нас нисколько не удивляет на лотках и в киосках множество всероссийских газет, областных, городских, районных. Мало того, пришло время, когда многие из тех, кто только учится в школе, вознамерился иметь свою собственную газету!
Как вы думаете, в школах вашего города сколько издается газет и журналов?
Например, в Санкт-Петербурге, примерно сорок газет, и всего лишь пять журналов. Это, например, журнал «Пегас», «Гимназический вестник», альманах «НЛО», «ОК», «3-з-звонок», «Открытое небо», «Из жизни пчел», «Подоконник», «Аквариум», «Адмиралтейский вестник», «Монолит», «Школьная пора», «Гоголь-моголь» и другие. Журналов меньше, потому, что делать их труднее. Именно такое количество изданий было представлено на городском конкурсе юных журналистов «Голос поколения», который производился Дворцом Творчества Юных совместно с факультетом журналистики СПбГУ. Если имеются в недрах школ другие издания, то они, вероятно, так слабы, что говорить о них не приходится.
Такое количество газет и журналов на школы огромного города, много это или мало?
На данный момент, полагаем, - нормально. В послевоенные годы ни о каких школьных газетах и слышать не приходилось. Надеемся, что в будущем каждая школа станет иметь свой журнал или газету. Когда же наступит такое будущее, предположить не беремся. Это зависит не от журналистов, не от работников РОНО, и даже не от директоров школ, а полагаем, - от самих школьных учителей. Найдут они в себе дополнительные силы - повернуться лицом к школьной прессе, тогда и появятся новые издания у ребятишек.
Расскажем о современных школьных газетах на примере газет, издающихся в г. Санкт-Петербурге.
Газета «Импульс». Она издается в г. Санкт-Петербурге, Невском районе, на улице Дыбенко, дом 17, в школе № 13. Школа с углубленным изучением английского языка, занимаются в ней около тысячи человек.
Школьная газета «Импульс» совсем молодая, первый, пилотный номер ее выпущен 30 октября 2004 года. Но она уже успела отличиться - теперь ходитс гордо поднятой головой и дипломом первой степени. Редакция «Импульса» была признана одним из лучших коллективов города - таковы итоги городского конкурса юных журналистов «Голос поколения», который проводил Дворец творчества юных совместно с факультетом журналистики Санкт-Петербургского Государственного Университета.
Надо отметить, что конкуренцию «Импульсу» составили серьезные издания, история некоторых из них исчисляется десятилетиями.
В марте 2005 года газета выиграла еще один конкурс («Чтоб услышали!») и сразу в двух номинациях: «Удачное начало» (вся редакция) и «Лучшая статья» (награждена Димитрова Дарьяна). Ее статья рассказывала о съемках обучающего фильма для сдающих английский язык.
В газете три отдела, три блока.
Первый: «Школьная жизнь»:
— Новости.
— Твой голос.
— Диалог с учителем, разворот - учитель и ученик.
— Коллектив.
Второй отдел: «Интеллект»:
— Любознательные.
— Что происходит в мире? (С миру по нитке...)
— Наше творчество (стихи, рассказы, сказки...)
— Проблемы образования.
Третий отдел: «Досуг»:
— Конкурсы.
— Кроссворды.
— Комикс.
— Интересные истории.
Всего три блока, каждый по 5-6 страниц. Школьный блок открывает номер, за ним «Интеллект». И - «Досуг». Каждым блоком руководит один человек и отвечает за его подготовку.
В редакции газеты постоянно идет обновление, меняются некоторые люди.
1.3 Контрольные вопросы для закрепления материала
1. Дайте определение самодеятельного журнала.
2. Расскажите о самодеятельном журнале как важном средстве воспитания подрастающего поколения.
3. Расскажите об исследователях, рассматривающих различные аспекты функционирования детской и юношеской самодеятельной журналистики.
4. Расскажите об особенностях становления детской и юношеской самодеятельной журналистики в XVIII веке.
5. В чем заключались особенности развития самодеятельных журналов в XIX века?
6. Каковы особенности детской и юношеской самодеятельной журналистики начала XX века?
7. Расскажите о противоречивом отношении педагогов к журналистской ученической самодеятельности. Поразмышляйте, почему?
8. Расскажите о развитии детской и юношеской журналистики в 20-40-е годы ХХ века.
9. В чем заключались особенности самодеятельных журналов Урала первой половины ХХ века?
10. Назовите характерные признаки самодеятельного журнала второй половины ХХ века.
11. Расскажите о детских и юношеских газетах второй половины ХХ века.