Новость - только что, недавно полученное сообщение, известие. Приятная новость.
«Новостью дня в этот день в Петербурге была болезнь графини Безуховой» (Л.Толстой «Война и мир»).
Новость может быть краткой (30-40 слов) - жесткий способ подачи новости. Или мягкий способ подачи новости - когда даются подробности и детали.
Новость может быть дана в «перевернутой пирамиде». Вначале сообщение о самом факте, а остальную информацию дают по мере убывания значимости или интереса. А чтобы вызвать у читателя интерес начинать лучше с самого важного.
В американских учебниках журналистики при подаче новостей рекомендуют использовать различные виды лидов.
Лид «одного элемента» - в новости имеется сильный элемент: имя, итог, время происшествия, его следует выделить, подчеркнуть.
Лид-обобщение - в новости несколько одинаково важных элементов: сама персона, ее действие...
Лид-«вешалка» - автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы. Порой это звучит сумбурно, хаотично.
Лид-немедленная идентификация - в центре новости известная личность и дается ответ на вопрос «Кто?»
|
|
Лид-затянутая идентификация - человек сам по себе не известный, совершил нечто неординарное, и часть сведений о нем переходит во второй абзац.
Лид-«одиночный выстрел» - короткое сообщение.
Например: «Встреча президентов состоится».
Лид-комментарий - новости по возможности даются объективно, но имеется комментарий журналиста, который что-то усиливает, подчеркивает, или наоборот подвергает сомнению, ослабляет.
Лид-каламбур, или игривый лид, чаще используется популярной развлекательной прессой и местными изданиями. В них звучат названия фильмов, телепередач, имена звезд, часто используются просторечные обороты.
Лид-рассказ - необычное приключение передано через хронологическую последовательность, через перечень фактов.
Например:
«НЛО вчера рано утром опустилось на приволжскую степь, из комбайна по лучу был поднят в него молодой механик Сидоров, пробыл там не менее получаса и спущен на землю. Теперь у деревенского парня появилась тяга к внеземным путешествиям».
Повествовательный лид или «лид-рассказ» - подача занимательных неоперативных новостей.
Контрастный лид («лид-контраст») - в первом же абзаце сталкиваются «вчера» и «сегодня», передовое и устаревшее.
Лид-стаккато» - отрывистые, телеграфные фразы, интригующие читателя.
Направленно адресованный лид - разговор с читателем (Вы, ваше мнение...)
Лид-вопрос - в конце фразы может стоять вопросительный знак или вопрос может оказаться приглушенным.
Лид-цитата - открытые кавычки украшают первый абзац.
|
|
Лид-«каприз» - автор обыгрывает материал, подает иронически или трагически.
Если посмотреть повнимательнее – никакого принципиального отличия от российской классической системы жанров в этой зарубежной классификации нет. Можно информационный ряд как угодно называть, как угодно переворачивать и выкручивать. Сущность его, смысл журналистской работы остается постоянным. Журналист находит информацию, выделяет из нее главное, наиболее ценное и старается, согласно своему таланту и квалификации, найденное как можно выигрышнее подать, разыграть поинтереснее, как говорят журналисты - продать подороже. Так было и во времена Горького, и Цицерона, и еще ранее. Так было, когда вырубали письмена на камне, писали на китайском шелке, на русской бересте, на египетском папирусе, на глиняных и деревянных дощечках, на пергаменте, на стенах пирамид и руинах рейхстага. Меткое слово, свежая мысль и ценная информация ценились во все века, у всех народов. Смысл газетной строки останется прежним: ценная информация, острая мысль и меткое слово – будут господствовать в журналистике.
Новости для школьной газеты или журнала могут быть самые разные.
Например:
Команда лыжников школы заняла первое место в районе.
Девятиклассник К. стал победителем Всероссийской олимпиады по физике.
Десятиклассник Г. стал чемпионом мира по гонкам на катере.
Рекомендации: Практическая сложность будет заключаться в том, что обычному школьнику эти новости трудно добывать. Редакции придется выделить какого-то коммуникабельного своего корреспондента, (а может, и не одного и не двух) чтобы он мог вести эту рубрику, аккуратно, не назойливо узнавать их у руководства школы, поставить дело так, чтобы в каждом классе имелся свой нештатный корреспондент - «поставщик новостей», завязать контакты с РОНО, с предприятиями и организациями района, с соседними театрами и кинотеатрами, с детской комнатой в райотделе милиции и т.д.
Причем немалый интерес наверняка вызовут у читателей новости о местах, где школьник может подработать во время каникул, после занятий, в выходные дни, кому требуется домашний учитель для дополнительных занятий, где требуется курьер с небольшой нагрузкой... А еще - кто из ребят сотворил какую-то поделку и нашел место, куда ее можно продать. Срочно требуются помощники с определенными навыками в работе... Газета с подобной информацией уйдет нарасхват.