Манипулирование общественным сознанием с помощью СМИ на примере Военных событий в Югославии и судебного преследования президента США по делу Моники Левински

В наше время даже возникновение таких понятий как «информационная война», «медиа-агрессия», «информационная безопасность» свидетельствует не только о тесной связи масс-медиа с конфликтными ситуациями, но и о том, что в вооруженных конфликтах современности борьба на информационном поле не менее важна, чем непосредственно военные действия. Информационное обеспечение последних военных кампаний США в Югославии и Ираке стало темой отдельных исследований. Началу военных действий всегда предшествовали мощные информационные кампании, целью которых, прежде всего, являлась дискредитация противника, создание образа врага. Основной этап информационной войны (как свидетельствует опыт операций в Ираке и Югославии) состоит в демонстрации преимуществ американского оружия, утаивании собственных потерь, преувеличении вреда, причиненной вражеской армии, военно-промышленным объектам и средствам коммуникации, в том числе теле- и радиостанциям противника. При этом такую информацию распространяют через контролируемые военными пресс-центры. Исследователи отмечают, что «в начале кампании всегда нужны большие ресурсы, чтобы успеть быстро сформировать в общественном сознании нужный стереотип. А сломать сформировавшийся стереотип практически невозможно». Мо́ника Сэ́милл Леви́нски — основная участница общественного и политического скандала, возникшего по поводу её сексуальной связи с президентом Соединённых Штатов Биллом Клинтоном, с которым она познакомилась во время её работы в Белом доме стажёркой. Показания, данные Клинтоном под присягой относительно характера его знакомства с Моникой, стали причиной для обвинения президента в лжесвидетельстве. В 1998—1999 в связи со своим делом Моника была едва ли не самой известной женщиной в мире, героиней различного рода публицистических и юмористических сочинений. Дело Левински стало поводом к импичменту президента США; это третья такая попытка в истории и первая, доведённая до последнего голосования (хотя всё же не увенчавшаяся положительным решением). По мнению ряда экспертов и журналистов, операция США и НАТО против Югославии (март 1999) могла быть попыткой правящих кругов США отвлечь внимание от скандала с Моникой Левински. Так или иначе, военная операция НАТО в Югославии началась именно 24 марта 1999 года — в разгар слушаний по импичменту президенту США Биллу Клинтону, автоматически вытеснив все новости по импичменту и «делу Левински» на второй план. На президентском рейтинге Клинтона, судя по исследованиям общественного мнения, история с Левински отрицательно не сказалась (скорее наоборот). Однако не исключено, что поражение Демократической партии США на выборах 2000 и приход к власти республиканца Джорджа Буша могли быть эхом кризиса администрации Клинтона в связи с этим скандалом. Нельзя исключать обратного: скандал с Моникой мог быть инспирирован, начиная с «подставки» стажерки, для оказания давления на Клинтона со стороны заинтересованных в этом лиц.

50)Важнейшие СМИ в Великобритании, их история и современные принципы деятельности. Средства массовой информации Великобритании включают прессу, радио, телевидение. Газеты. Прежде всего, в Британии нет подписки на газеты. Вы можете купить любую газету в продаже. Существует два различных вида газет: популярные газеты и качественные газеты. Газеты в Британии гордятся тем, что они отличаются друг от друга - каждая из них пытается иметь свое лицо. Популярные газеты небольшие по размеру. В них много фотографий, крупных заголовков и коротких статей. Они легко читаются. Это такие газеты, как Ежедневный экспресс, Ежедневная почта, Ежедневное отражение, Дневная звезда, Солнце и другие. Качественные газеты предназначены для более серьезного прочтения. Они большие по размеру, с более длинными статьями и дают более детальную информацию. Качественными газетами являются: Время, Ежедневный телеграф, Гардиан, Финансовое время, Независимая. Кроме упомянутых нами ежедневных газет имеются также воскресные газеты. Они имеют больший тираж, чем ежедневные газеты. Воскресные газеты в Великобритании, это такие качественные газеты, как Наблюдатель, Воскресное время, Воскресный телеграф, и такие популярные газеты как Новости мира, Воскресный экспресс, Воскресное отражение, Воскресная почта. Что касается радио- и телетрансляций, существует одна радио- и одна телевизионная станция. Первая - хорошо известная Би-би-си - Британская Трансляционная Корпорация, вторая - НТС - Независимая Трансляционная Служба. Financial Times — международная деловая газета, издаётся на английском языке в 24 городах мира. Штаб-квартира главной редакции находится в Лондоне. Принадлежит медиа-холдингу en:Pearson PLC и специализируется на публикации и анализе новостей из мира финансов и бизнеса. Основанная в 1888 году братьями Шериданами, Financial Times в течение многих лет соревновалась с четырьмя другими газетами, посвященными финансам. В 1945 г. она поглотила последнюю из них, Financial News (выпускалась с 1884). С 2000 года выходит также версия на немецком языке — Financial Times Deutschland. Financial Times относится к группе так называемых «качественных изданий» (qualities), к которым относят солидные газеты с почтенной историей, такие как The Times, The Guardian и т. д. Интересной особенностью газеты является то, что её традиционно печатают на рыжеватой бумаге. The Guardian — ежедневная газета в Великобритании, основана в Манчестере в 1821 году под названием The Manchester Guardian. В 1959 году сменила название на нынешнее, а в 1964 г. редакция переехала в Лондон. Воскресный выпуск оформлен в виде газеты The Observer (стала частью группы Guardian в 1993 г.). Сайт газеты — самый посещаемый из сайтов британских газет, причём его материалы могут отличаться от материалов бумажного издания.Принадлежит группе компаний Guardian Media Group

По политическим взглядам издание относят к леволиберальным, считается, что редакция при этом состоит в достаточно близких отношениях с Лейбористской партией. 12 сентября 2005 Британская газета «Гардиан» (The Guardian) перешла на уменьшенный формат — «берлинер». Газета стала на 6 сантиметров уже и на 12 — короче.

Иллюстрированные лондонские новости (англ. The Illustrated London News) — первая в мире иллюстрированная еженедельная газета (позднее журнал). Издавалась в Лондоне с 1842 по 2003 годы. Популярнейшая газета Викторианской Англии, в XX веке утратила своё значение. «Таймс» (англ. «The Times») — ежедневная газета в Великобритании, одна из самых известных мировых газет. Выходит в печать с 1785 года. В настоящее время «Таймс» издаётся в «Times Newspapers Limited» и целиком принадлежит корпорации «News Corporation», главой которой является Руперт Мердок. Воскресным вариантом газеты является «The Sunday Times». Традиционно считается, что газета придерживается умеренно-правых взглядов и поддерживается Консервативной партией, хотя на последних парламентских выборах газета открыто поддержала лейбористов, чем способствовала их успеху. Многие газеты позаимствовали название у «The Times», например, американская «The New York Times», индийская «The Times of India» и другие. «Таймс» была основана Джоном Уолтером (англ.) в 1785 году и называлась тогда «The Daily Universal Register» (англ. «Ежедневный перечень новостей»), редактором стал сам же Уолтер. 1 января 1788, после появления 940 выпусков, название сменилось на «The Times». BBC World News — международный круглосуточный новостной телеканал BBC. Является самым популярным среди всех телеканалов корпорации. В ноябре 2006 года Ассоциация международного телерадиовещания присвоила BBC World звание «лучшего международного новостного канала. До 21 апреля 2008 года канал носил название «BBC World». Изначально канал планировался, как обычный канал для зарубежного вещания, хотя в отличие от мирового радио BBC, которое финансируется правительством Англии, правительство Англии отказалось от выплаты субсидий для телеканала. Канал был запущен 11 марта 1991 года. После двух недельных пилотных программ, началось постоянное вещание канала. 1 января 1994 года канал был разделён на две части: один канал - развлекательный канал, который требовал специальной подписки, другой канал был новостным.

51) Эффект Си-эн-эн в политической и дипломатической политике современных стран. Первоначально телекомпания Cable News Network (CNN), созданная американским бизнесменом Тэдом Тернером в 1980 г., вела спутниковые передачи, предназначенные для транслирования по кабельным сетям США. Вплоть до 1985 г., ставшего переломным в истории телекомпании (когда CNN превратилась из убыточной в прибыльную службу новостей), передачи адресовались преимущественно американской аудитории. С началом вещания на Европу в сентябре этого года разворачивается инфраструктура CNN International как службы телевизионных новостей с глобальным масштабом деятельности. К 1985 г. CNN располагала девятью корпунктами на территории США и зарубежными бюро в Риме, Лондоне, Каире, Иерусалиме, Найроби, Франкфурте-на-Майне и Москве. На следующий год количество бюро увеличилось до 18, а в 1991 г. достигло 29. Благодаря использованию коммуникационных возможностей советского спутника связи CNN расширила зону приема своих передач, ее программы в конце 1980-х годов распространялись на 89 государств мира. Передачи CNN стали доступными в странах Африки, Ближнего Востока, Индостана и Юго-Восточной Азии. По сравнению с другими телекомпаниями, которые готовили один основной вечерний выпуск новостей, круглосуточная новостная служба CNN имела преимущества, которыми не располагали конкуренты. Особенно наглядно эти преимущества проявлялись в ходе освещения кризисных ситуаций мирового значения в форме прямого репортажа с места событий. В таких случаях происходящее отражается от начала и до конца в режиме реального времени (примером может служить освещение бомбардировок иракской столицы в 1991 г. или октябрьских событий 1993 г. в Москве). Манера освещения событий, применяемая репортерами CNN, создает у телезрителя эффект особой достоверности репортажа: происходящее почти не комментируется, отсутствуют обобщения, превалирует четкий подробный отчет о том, что происходит в зоне видимости телекамер. Не случайно, что после начала прямых репортажей из Ирака, организованных CNN во время войны в Персидском заливе (1991 г.), количество зрителей, постоянно смотрящих передачи этой телекомпании, возросло вдвое. В последние годы телекомпания часто подвергалась критике в американской и мировой прессе.

52) Международные журналистские организации: цели и задачи. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖУРНАЛИСТОВ Международная организация журналистов (МОЖ), было создано Всемирным конгрессом журналистов в марте 1945 года (I учредительный конгресс состоялся в июне 1946 года в Копенгагене).Основными целями МОЖ являются защита мира, укрепление дружбы и сотрудничества между народами с помощью свободного, правдивого и честного информирования общественности, защита свободы печати и прав журналистов. В организации представлены национальные организации, союзы, группы и комитеты, профсоюзы журналистов, а также индивидуальные члены. Журналисты, принятые в организацию, могут оставаться членами иных журналистских организаций. Некоторые журналистские организации пользуются статусом наблюдателей в Международной организации журналистов. В организацию входит более 300000 членов из более чем 100 стран мира. Высший орган - конгресс, созываемый один раз в пять лет. В период между конгрессами руководство осуществляет исполнительный комитет во главе с президиумом.Официальные языки - английский, арабский, испанский, русский, французский, немецкий. Деятельность организации активна и разнообразна и выражается в созыве конгрессов, проведении заседаний исполкома, президиума, комиссий, секций и других органов МОЖ, в компаниях профессионального, политического и социального характера, в поддержании контактов с ЮНЕСКО, участии в мероприятиях МНПО по вопросам борьбы за мир и т.д.

53) Соотношение достоверности, точности и субъективность отбора информации западного журналиста Используя ту же аналитическую схему для исследования, касающегося "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон пост", Леон В. Сигал пытался объяснить поведение этих могущественных национальных средств массовой печатной информации при освещении деятельности правительства. Его подход основывался на идее, что газета представляет собой бюрократию, члены которой самой логикой своего положения вынуждены торговаться. Ставкой в этой торговле является использование имеющегося в наличии штата сотрудников и количество строк, отведенных под объявления (величина и того и другого в основном определяется экономикой), а также сроки, которые всегда ограничены временем, когда материалы надо засылать в набор. Объектом журналистского труда сознательно и бессознательно является продукт, который нравится, а не оскорбляет – по крайней мере сильно и постоянно – большое число читателей и рекламодателей. "объективность", подразумевающая новости, не содержащие личного мнения или слишком субъективных суждений. Там, где строгое следование фактам может кого-то обидеть, следует для равновесия давать какой-то другой факт, или чье-то восприятие, или оценку факта. Короче говоря, объективность не должна достигаться за счет беспристрастности. Чем более авторитетен источник, что обычно означает, его или ее высокое официальное положение, тем лучше. Субъективность и оценочные суждения репортеров, возможно, могут быть сведены к минимуму, если новость "привязана" к отдельному недавнему событию, которое значимо для многих людей. Если кто-то может добыть новость раньше других – отлично. Эксклюзивные новости, сообщенные раньше всех, привлекают читателей и повышают престиж. А самое главное, после того как ты добыл новость, преподнеси ее читателю таким языком, который упрощает сложное и превращает трудное в расхожую монету, которую на рынке гражданских представлений возьмут у любого.

54) Ведущие мировые газеты США «The New York Times», «Washington Post», «The Wall Street Journal» (издается компанией «Dow Jones & company») Dow Jones & Company — одно из ведущих мировых агентств финансовой информации, издатель The Wall Street Journal. Входит в структуру News Corporation. The Wall Street Journal — влиятельная ежедневная американская деловая газета на английском языке. Издается в городе Нью-Йорке компанией Dow Jones & Company с 1889. Существуют европейское и азиатское издания газеты. Печатаются новости политики, экономики, финансов, аналитики, культуры. Название газеты происходит от Нью-Йоркской улицы «Уолл-стрит» — финансового центра США. Само издание посвящено в первую очередь американским и международным деловым и финансовым новостям. Газета выиграла Пулитцеровскую премию тридцать три раза. The New York Times — третья по популярности (после The Wall Street Journal и USA Today) газета США. Как и основная часть американских газет, The New York Times создана как региональное издание. Однако, концепция регионального СМИ не помешала ей стать одной из влиятельнейших газет мира. Основана 18 сентября 1851 года журналистом и политиком Генри Джарвисом Рэймондом, вторым председателем Республиканского Национального Комитета, и бывшим банкиром Джорджем Джонсо; тогда издание называлось «New-York Daily Times». Распространяется по всему миру. Владельцем The New York Times с 1896 года является семья Сульцбергеров. В 1960 году, после того как издатель газеты стал публичной компанией, семья продолжает контролировать газету, имея в собственности контрольный пакет акций класса Б. Владельцы акций класса А имеют ограниченное право голоса. Такая двойная система позволяет владельцам продолжать контролировать компанию после того, как она стала публичной. Семье Сульцбергеров принадлежит 88 % акций класса Б. The Washington Post — американская газета. Издаётся в городе Вашингтоне. Крупнейшая газета столицы Соединённых Штатов Америки, также входит в число старейших. Газета была основана в 1877 году Стилсоном Хатчинсом. В 1880 году она добавила воскресный выпуск, став первой городской газетой, выходящей 7 дней в неделю. В 1899 году, в разгар Испанско-Американской войны, газета опубликовала классическую иллюстрацию Клиффорда Берримена (Clifford K. Berryman) «Remember the Maine». Крупнейший конкурент в Вашингтоне — Вашингтон таймс. В 2006 году журналисты Post получили 22 Пулитцеровских премии, 18 стипендий Нимана и 368 призов Ассоциации фотографов Белого дома.

55) Коммерческое телевидение Великобритании – ITV – Independent TV, Channel – 4 и общественное – BBC1, BBC2: битва рейтингов. В Англии начала 1980-х годов имелись только две информационные вещательные организации, транслирующие новости и телепередачи одновременно на всю страну, - "British Broadcasting Corporation" и "Independent Television News", каждая из которых обеспечивала около двух часов информационного вещания в день. В типологической системе английских печатных СМИ возник совершенно новый сектор "freesheet" - "горячие новости". "BBC" имела монополию телевизионных новостей в Великобритании вплоть до 1954 года, когда была запущена коммерческая сеть, производившая собственные новости и телепередачи. "Independent TV" занялось созданием телепередач и документальных программ, в то время как производство новостей обеспечивалось "Independent Television News". "ITN" находился в коллективной собственности всех "ITV" компаний и управлялось по принципу - "не получают прибыль, производя". На данный момент работают 17 компаний, производящих программы для ITV. Эти компании создают телевизионные программы для 14 регионов Великобритании, на которые ее делит ITV для своих целей. Лицензии, выдаваемые компаниям ITV, обновляются каждые 6 лет, и компании должны конкурировать с любыми другими заинтересованными организациями. Эти компании не получают дохода от продажи лицензий на право владения телевизором: эти деньги идут только ВВС. Поэтому компании зависят от денежных средств, которые они получают от рекламодателей, продаж программ, видеокассет, книг, записей и др. ITV - старейший независимый канал, и раньше передавал только весьма легкомысленные развлекательные передачи. Но качество передач постепенно улучшилось, в основном благодаря конкуренции с ВВС, и теперь ITV держит марку в таких областях телевещания, как новости, документальные фильмы и художественные постановки. Channel – 4 Основной задачей канала является представление широкого ряда высококачественных и разнообразных программ, которые, в частности: демонстрируют новаторство, эксперимент и креативность в формате и содержании; затрагивают вкусы и интересы различных культурных слоев общества; вносят значительный вклад в удовлетворение потребности в лицензированных общественных каналах, включающих программы образовательного характера, а также программы, имеющие образовательную ценность; и отличаются самобытностью. BBC One — главный телеканал британской телерадиокомпании Би-би-си, начавший своё вещание 2 ноября 1936 года под названием BBC Television Service. Телеканал располагает годовым бюджетом в 1,2 миллиарда фунтов стерлингов. Как и у других теле- и радиоканалов BBC, финансирование проходит за счёт абонентской платы (англ.), поэтому круглосуточная трансляция не прерывается на рекламные блоки. BBC One является самым популярным телеканалом, который смотрят более 20 % всех телезрителей Великобритании. В 2007 году ему была вручена премия Broadcast Awards в категории «лучший телеканал года» BBC Two второй телеканал управляется Британской радиовещательной корпорации (BBC) в Соединенном Королевстве. Она охватывает широкий спектр тематики, но тенденция к программам более "высоколобых", чем более распространенными и популярными BBC One. Как и другие отечественные ВВС каналов ТВ и радио, она финансируется за счет телевизионной лицензии, и, следовательно, без рекламы. Это сравнительно хорошо финансируемой государственной службе сети, регулярно достижения более высокой доли аудитории, чем большинство нынешних сетях общего пользования услуг по всему миру.

56. Журналистика и государство: обеспечение политической свободы слова. Дело Джудит Миллер, США (вторая война в Ираке). Одно из направлений законодательного регулирования СМИ – это государственный контроль за их деятельностью. Здесь можно выделить три варианта: прямое государственное управление, косвенное управление и контроль через специальные государственные органы. Прямое государственное управление имеет место в случаях, когда СМИ представляют собой объект государственной собственности, не имеют прав юридического лица и финансируются из государственного бюджета. Например, согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Греции государство осуществляет непосредственный контроль над радиовещанием и телевидением. Часть 3 ст. 20 испанской Конституции предусматривает регулирование законом организации СМИ, принадлежащих государству или публичным корпорациям, и парламентского контроля в отношении их. Косвенное государственное управление осуществляется обычно через публичные корпорации, имеющие соответствующий контракт с государством или получившие от него лицензию. Имея определенные рычаги воздействия на эти корпорации, государство, однако, не ответственно за их политические ориентации. Корпорации автономны в финансовой сфере и являются юридическими лицами. Государство не вмешивается в их текущую деятельность, а держатели лицензий находятся под опекой специализированных органов. Французский Закон о свободе коммуникации устанавливает, что государству принадлежит весь капитал национальных обществ программ телерадиовещания, осуществляющих функции публичной службы на территории страны. Уставы их утверждаются декретом. Правительство может в любое время предложить национальным обществам включить в программу и распространить любое заявление или сообщение Контроль за печатью осуществляется, как правило, общими административными и судебными органами. Экономическим средством воздействия на СМИ со стороны государства служит регулирование публикации рекламы частных предприятий. Во Франции государственные телерадиостанции могут зачислять в свой бюджет не более 25 % доходов от рекламы. В Великобритании реклама не может занимать более 6 минут за час эфирного времени. В США правом регулировать публикацию рекламных передач наделены такие государственные органы, как Министерство энергетики, Федеральная торговая комиссия, Федеральное управление внутренних доходов. Корреспондентку газеты 'Нью-Йорк Таймс' Джудит Миллер теперь знает весь мир. Пулитцеровская премия (ею ранее была удостоена эта американская журналистка) бледнеет на фоне новой славы. Проще всего назвать эту славу скандальной и спорить о том, проявила ли героиня скандала профессиональную доблесть или просто нарушила закон и банально за то поплатилась. Мне же думается, поступок Джудит Миллер войдет в учебники не журналистики, а мирового обществознания. Потому что в нем все переплелось, стянулось в узел - и право, и свобода слова, и отношения бюрократии с обществом, и много еще чего. История известная: в сенсационной своей публикации Джудит Миллер обнародовала имя тайного агента ЦРУ. То же самое сделал репортер журнала 'Тайм' Мэттью Купер. Оба журналиста ссылались на анонимные источники в Госдепе. По американским законам рассекречивать сотрудников спецслужб возбраняется. 'Кто вам дал информацию?' - ответа на этот вопрос суд добивался и от Миллер, и от Купера. Миллер отказалась назвать своего конфидента и на четыре месяца была отправлена за решетку. Купер согласился сотрудничать со следствием и к нему больше вопросов нет. Главное в этой ситуации то, что сведения были предоставлены на условиях полной конфиденциальности. Под гарантию журналистской порядочности (чести, профессиональной этики - назовите, как угодно). В чем Миллер не подвела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: