Недавно я познакомился с историей одного мальчика, которого я буду называть Аланом. В возрасте девяти лет он относился к категории детей, которую некоторые психологи называют «омега» — таких робких, с плохой координацией, которых в играх выбирают последними. Он был, однако, исключительно ярким и одаренным художником. По словам учителя рисования, ему не приходилось видеть лучших рисунков, сделанных ребенком в начальной школе. На десятом году жизни Алана его родители разошлись, и он впал в депрессию. Отметки у него резко ухудшились, он стал неразговорчивым и утратил интерес к рисованию.
Школа____________________________________ 215_
Но учитель рисования не поставил на нем крест и попытался разговорить мальчика. И тут он узнал, что Алан считает себя глупым, неудачником и неженкой, и вообще каким-то образом возлагает на себя вину за развод родителей. Учитель стал терпеливо объяснять Алану, как он ошибается в своих самооценках, и подвел Алана к другому, более реалистичному суждению относительно себя. Постепенно Алан пришел к пониманию того, что он не только не глуп, а исключительно удачлив. Он узнал, что координация приходит к некоторым мальчикам с опозданием, а тот факт, что спорт дается ему с трудом, делает его попытки еще более достойными уважения. Учитель был знаком с родителями Алана и сумел доказать ему, что тот совсем не виноват в их разводе.
|
|
В сущности, он помог Алану изменить стиль объяснения. Не прошло и нескольких месяцев, как Алан стал получать высшие оценки в школе и добиваться первых успехов в спорте, возмещая упорством и энтузиазмом недостаток мастерства. Он уже больше не был ребенком категории «омега», а стал на путь к тому, чтобы стать подростком «альфа».
Если ваш ребенок плохо успевает в школе, это еще не причина для того, чтобы учителя и даже вы сделали ошибочный вывод, что он бездарен и даже глуп. Может оказаться, что ваш ребенок в депрессии, и его депрессия мешает ему настойчиво пытаться и рисковать во имя того, чтобы раскрыть свой потенциал. Будет гораздо хуже, если вы придете к выводу, что ваш ребенок Глупый и бездарный, а он об этом узнает и включит эту характеристику в свою самооценку. Его стиль объяснения может при этом стать еще хуже, а плохая успеваемость войдет в привычку.
216 Мар тия Э„ /7. Зелигмая