Девочки отвечали что-нибудь вроде: «Я плохо играю в слова» или «Думаю, что я не очень хорошо соображаю».
Мальчики же, которым давали такое же задание, говорили: «Я был невнимателен», или «Я не очень старался», или вообще «Кому они нужны, ваши паршивые головоломки?»
В атом тесте девочки давали постоянные и широкие объяснения своим неудачам; объяснения же мальчиков оставляли еще место для надежды, поскольку были временными, конкретными и такими, что допускали возможность перемен. И здесь мы встречаемся со вторым источником влияния на стиль объяснения ребенка: критикой, которую взрослые адресуют ребенку при его неудачах. Снова и снова ребенок слушает внимательно, и снова и снова он слышит: «Ты глупая», «Ты нехорошая», и это накладывает отпечаток на то, что он сам о себе думает. Если же он слышит объяснения временные и конкретные типа «Ты недостаточно старался» или «Вообще-то эти головоломки — для шестого класса», то он видит, что проблемы разрешимы и носят локальный характер.