Ключевые вопросы гуманизации воспитания

Итак, обновление воспитания, опирающееся на принцип гуманизации, означает:

— возвращение воспитания к человеку как основному его предмету и цели, насыщение содержания воспитания про­блемами человека, его духовности, гражданственности, нрав­ственности, организацию воспитания как гуманитарной прак­тики, направленной на оказание помощи детям в их духовно-нравственном, гражданском обновлении и разрешении кон­кретных жизненных проблем;

— поддержку индивидуальности и самобытности ребен­ка, что предполагает решительный отказ от «валового» подхо­да в воспитании и признание каждого отдельного ребенка высшей ценностью воспитания. Развитие субъектных свойств, творческого потенциала, поддержка самобытных черт ха­рактера становятся при этом главной заботой воспитателя;

— осуществление воспитания в контексте национальной культуры как среды, питающей духовное и нравственное раз­витие ребенка;

— возвращение воспитания в семью, 'к родителям, при­знание в них главных воспитателей, ответственных за эколо­гию детства, поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями, взаимообучение пе­дагогов и родителей;

— существенное повышение педагогической культуры воспитателей: обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями гуманистического воспита­ния и др.

Отказ от устаревших педагогических догм и постулатов авторитарного воспитания, которые, по существу, были вра­ждебны живому воспитательному процессу 'и препятствовали утверждению в нем ценностного отношения к ребенку, и по­ворот к идеям гуманистического воспитания имеет место во всех школах, озабоченных проблемой обновления, но наибо­лее полную практическую реализацию эта система находит в тех школах нового типа, где воспитанию придается опре­деляющее значение и результаты образовательной деятель­ности связываются с ее вкладом в формирование определен­ного типа личности. В г.Ростове-на-Дону эта «школа жизнетворчества» (СШ № 57), «школа природы» (СШ № 97), Донская гимназия (СШ № 62), школа русской культуры, ли­цей для одаренных детей, которые находятся в настоящее время в процессе становления, и др.

Таковы основные идеи разрабатываемой нами концеп­ции воспитания, которая в отдельных своих положениях уже проверена в практической работе ряда школ, но в целом — создает основу для дальнейших исследований и проектных разработок.

— слабая координация деятельности учебных заведений,

внешкольных учреждений, средств массовой информации в воспитании подрастающих поколений. Десятки тысяч школ, ПТУ, техникумов, вузов, станций юных техников, музыкаль­ных, художественных, 'спортивных школ' и т. д. работали и продолжают работать разрознено, теряя таким образом свой воспитательный потенциал. Средства массовой инфор­мации, особенно популярное у молодежи телевидение, не заботятся о воспитательных результатах своих публикаций и передач, пропагандируя нередко низкопробное искусства и низменные идеалы;

— слабая материально-техническая база воспитательной деятельности, являющаяся следствием остаточного принципа финансирования сферы образования.

2.9. Важной причиной несостоятельности существующей системы воспитания является слабость ее научного обосно­вания. Педагогическая наука изучала не реальные пробле­мы воспитания и развития личности растущего человека, а главным образом «онаучивала» решения высоких инстанций и.вырабатывала декларативно-нормативные установки, при­годные лишь,ля масссво-стандартизованного процесса вос­питания.

3. Основные идеи построения гуманистической системы воспитания

3.1. Для спасения молодежи от нравственного и духов­ного оскудения в кризисном обществе необходим переход к истинно гуманистической системе воспитания. Ее построе­ние не означает отказа от опыта воспитания, накопленного лучшими отечественными учебными заведениями в течение десятилетий. Многие элементы этого опыта (использование детского коллектива для развития личности; интеграции школы и среды; включения молодежи в трудовые отношения взрослых и др.) высоко оценены и вошли в «копилку» миро­вой педагогики.

Вместе с тем перестройка сложившейся системы воспи­тания не может быть ограничена ее «косметическим ремон­том». Подлинная перестройка требует радикального пере­смотра целей, принципов, ориентиров, идей, лежащих в ос­нове воспитания, отказа от тех из них, которые являются плодами тоталитаризма, пренебрежения личностью подрас­тающего человека, идеологического униформизма и догматизма. Необходима смена воспитательной парадигмы, предполагающей выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров, пронизанных уважением к личности каждого учащегося, заботой о развитии всех его сущностных сил.

3.2. В основе гуманистической системы воспитания ле­жат следующие идеи:

— личностный подход в воспитании: признание личнос­ти развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, подростка, молодого человека, признаниеих социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого какнацель, объект, субъект, результат и показатель эффективно­сти воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитании на всю совокуп­ность знаний о человеке, на естественный процесс самораз­вития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

— воспитание — целенаправленное управление Формированием сознания, чувств и поведения ребенка как целостным процессом.

Крен в сторону сознания и поведения неизбежно порождает разрыв слова и дела, обедняет эмоцио­нально-чувственную сферу молодежи. Между тем эмоции облегчают процесс освоения социального опыта. Жизненные ценности, нравственные нормы и правила только через чув­ства могут стать собственными ценностями и нормами раз­вивающейся личности. Эмоциональная скудость существующей системы воспитания и гипертрофия рационального де­лают воспитание неэффективным; преодоление «левополушарного» стиля воспитания поможет вывести его на более высокий качественный уровень;

— единство воспитания, обучения и развития, что тре­бует существенного изменения содержания общего образова­ния, форм и методов обучения. Важное место должны занять гуманитарный аспект в общем образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, активные методы, стимулиру­ющие познавательный интерес учащихся;

национальное своеобразие воспитания, опора в вос­питании на национальные традиции народа, его культуру, на­ционально-этническую обрядность, привычки. Однако нацио­нальная «окрашенность» воспитания не должна препятство­вать выходу учащихся в широкий многонациональный и по­ликультурный мир, в котором предстоит жить молодым по­колениям;

— организация жизнедеятельности учащихся как основы воспитательного процесса. Ребенок, подросток, юноша и девушка, находясь в учебном заведении, не только готовятся к будущей взрослой жизни, но и живут реальной жизнью. В школе, профессионально-техническом училище, техникуме нужны не искусственно придуманные мероприятия, а инте­ресная, полноценная, отвечающая потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь, напол­ненная разнообразными делами — трудовыми, благотвори­тельными, общественно полезными, творческими, досуговыми и т. п. Они организуются так, чтобы каждый учащийся нашел себе дело по душе, ощущая чувство успеха, уверенно­сти в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека. Яркая событийность вкрапливается в здоровый, размеренный, эмоционально урав­новешенный, упорядоченный, с мажорным акцентом образ жизни. Жизнедеятельность учащихся, ее содержание, обще­ние и отношения школьников составляют ту естественную среду, в которой формируется нравственный облик растуще­го человека;

— гуманизация межличностных отношений. Авторитар­ность, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность. Уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доб­рота и внимание по отношению к ним создают психологиче­ски комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего не­возможно развитие и саморазвитие ученика.

Требуется последовательная опора на идеи социальной психологии и психологии индивидуальных различий в созда­нии благоприятного психологического климата, в совершен­ствовании межличностных отношений в учебном заведении через создание специальных ситуаций успеха, доверия, соревновательности с целью корректировки сложившихсяотно­шений;

— средовой подход в воспитании включает различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой, ко­торая весьма противоречива. Учебное заведение не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в жизнь учащихся заботы и проблемы ближайшего окружения, превращая школу в культурно-духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в микросоциуме;

— эстетизация среды приходит на смену так называемой «наглядной агитации». Перефразируя А. П. Чехова, можно сказать, что в учебном заведении все должно быть прекрас­но: стены, люди (взрослые и дети), отношения между ними. Красивая обстановка и чистота в школе, ПТУ, вузе создают стабильно действующий фактор воспитания благородных чувств, отношений и поведения.

4. Воспитание, его цели и задачи в современных условиях

;4.1. формирование личности человека — непрерывный и исключительно сложный процесс, в котором действует мно­жество факторов, как стихийных, так и целенаправленных. Главные из них — социализация, воспитание, саморазвитие. Человека воспитывает все, что его окружает: семья, родите­ли, друзья, группы сверстников, средства массовой инфор­мации, искусство, литература, природа и т. д.

Постоянно и мощно работает биологический механизм саморазвития с его составляющими в виде задатков челове­ка, на основе которых формируются потребности, интересы, склонности и способности,

В учебных заведениях осуществляется целенаправленное воспитание, которое представляет собой педагогически ра­циональное управление процессом развития растущего чело­века как индивида и субъекта, как личности и индивидуаль­ности.

Такое понятие воспитания далеко от упрощения много­факторного, многослойного, зачастую таинственного процес­са становления человеческой личности. Оно не имеет в виду управление личностью, ибо личность не винтик, она имеет сознание, волю, способна к самостоятельным действиям. Но можно и нужно управлять процессом развития ребенка, соз­давая условия для оптимального взаимодействия биологиче­ской и социальной составляющих человека, обеспечения един­ства социализации, воспитания и самовоспитания, нейтрализуя отрицательное воздействие среды и усиливая' факторы, стимулирующие саморазвитие личности.

Воспитание затрагивает сложнейшие явления, связанные с глубинными и еще далеко не познанными пластами чело­веческой психики, сознания и самосознания.

Целостность человеческой личности не допускает искус­ственного расчленения процесса воспитания на отдельные со­ставляющие. В реальной практике воспитывает весь жизнен­ный уклад учебного заведения (его содержательная наполненность, реальные условий жизнедеятельности, система от­ношений), поскольку через него преломляются все воздейст­вия, которым подвергается личность.

4.2. Ведущей целью воспитания остается идущий из глу­бин веков идеал всесторонне развитой личности. Он ориенти­рует на широкий подход к личности, остерегает от односто­ронности воспитания, сведения его к однобокой адаптации молодых к конкретным условиям и требованиям общества.

Всесторонне развитая личность — это не совокупность ее отдельных сторон или качеств — интеллектуальных, физи­ческих, нравственных, эстетических. Всестороннее развитие предполагает органический синтез творческого сознания и самосознания, эмоциональной сферы и поведения человека.

4.3. Общая цель, связанная с формированием сознания и самосознания, чувств и поведения молодежи, требуетееконкретизации с учетом тех трудностей, которые переживает страна и ее молодые поколения. Для сохранения учащейся молодежи как дееспособной части общества, готовой к ее возрождению, особое значение имеют следующие задачи, на реализации которых следует сосредоточить усилия всех соци­альных институтов общества, причастных к воспитанию мо­лодежи:

— философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни, формирование са­мосознания и ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации;

— приобщение учащихся к системе культурных ценно­стей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры своего отечества, народа, формирование потребности и высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении;

— выявление и развитие природных задатков и творчес­кого потенциала каждого ребенка, подростка, юноши, девуш­ки; реализация их в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении; развитие креативности как черты лич­ности;

— формирование общечеловеческих норм гуманистичес­кой морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпи­мости по отношению к людям), культуры общения, культи­вирование интеллигентности как меры воспитанности;

— развитие внутренней свободы, способности к объек­тивной самооценке и саморегуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и спо­собности к рефлексии;

— воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, сохранении человеческой циви­лизации;

— воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде; воспитание социально значимой целеустремленности, предприимчивости и деловитости, честности и ответственно­сти в деловых отношениях;

— воспитание и развитие 'потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином и. жить счастливой жизнью.

5. Воспитательная система как условие целостного развития личности

5.1. Человек — целостный организм, в котором все со­ставляющие элементы неразрывно взаимосвязаны. В связи с этим хаотичность, разнонаправленность, несогласованность воспитательных усилий не приносят успеха в воспитании. Воспитательные мероприятия, кампании, «направления», пе­дагогические «чудо-средства», которых так много в теорети­ческих работах и практике, не могут быть эффективными да­же при условии улучшения материальных ресурсов воспита­ния.

Целостности как сущностной характеристике человека должна соответствовать целостность воспитательного про­цесса, которая может быть обеспечена лишь путем создания и развития воспитательных систем.

5.2. Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе интеграции основных компонентов воспитания (цели, субъекты воспитания,их дея­тельность, общение, отношения, материальная база) и обла­дающий такими интегральными характеристиками как образ жизни учебного заведения или, по выражению К. Д. Ушинского, «дух школы», в которых заключено мощное и постоян­но действующее воспитательное воздействие на учащихся.

5.3. Воспитательная система не создается и не задается извне; она является результатом сложного процесса самораз­вития, в котором важную роль играет исходный замысел ав­торов системы. В то же время многое в ней возникает поми­мо волн педагогов, является творчеством самих детей/Вос­питательная система ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности реальных детей и взрос­лых, поэтому она не может выглядеть одинаково не только в разных регионах, но даже в двух соседних школах. И, тем не менее, существуют общие для всех воспитательных систем черты, закономерности функционирования и развития. Ста­новление и развитие системы происходит не стихийно, а пу­тем педагогического управления этим процессом, включаю­щего самоуправление и саморегуляцию.

5.4. Гуманистическая воспитательная система всегда от­крыта, не завершена, ей противопоказаны жесткое програм­мирование, тотальная упорядоченность, 'подчиняющая личность ребенка административным требованиям или мораль­ному престижу коллектива. В ткани жизнедеятельности учеб­ного заведения сохраняются своеобразные «зоны неупорядо­ченности», не ограниченные организационным или ценностным влиянием системы.

5.5. В стране существуют школы, ПТУ, техникумы, ву­зы, в которых сложилась и эффективно действуют воспита­тельные системы. Они созданы усилиями творчески работа­ющих коллективов, возглавляемых педагогами-мастерами Их опыт стал объектом пристального изучения.практиков, исследователей, органов народного образования. Вопросы, близкие к проблеме создания воспитательных систем, актив­но обсуждаются и в зарубежной педагогике.

5.6. Для учебных заведений с гуманистическими воспи­тательными системами характерны следующие признаки:

— наличие собственной своеобразной идеологии школы, которая разделяется и принимается как взрослыми, так и детьми. Это целостный образ собственной школы, представ­ление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в ок­ружающем мире, ее специфических особенностях;

— формирование определенного образа жизни учебного заведения, в котором преобладают 'позитивные ценности, мажорный тон, динамизм, чередование 'различных жизнен­ных баз (событийность и повседневность, праздники и буд­ни);

— педагогически целесообразная организация среды учебного заведения как внутренне (предметно-эстетической, пространственной, духовной), так и внешней (социальной, природной). Важно не только то, что и как делает ребенок, но и в каких условиях происходит его деятельность;

— гуманистический характер межличностных отноше­ний, реализация защитной функции школы по отношению к личности, превращение школы в своеобразную Общину, ос­нованную на господстве гуманистических ценностей.

Проявления воспитательных систем различны, но суть их одна: движение от разрозненных воспитательных влияний — к целостному, саморегулирующемуся воспитывающему социальному организму. Это путь к преодолению отчуж­дения молодежи от учебных заведений, выработке таких форм жизнедеятельности, которые были бы наиболее прием­лемы как для молодежи, так и взрослых, работающих с нею.

5.7. Тенденция к интеграции воспитательных влияний может и должна выходить за рамки одного учебного заве­дения. Об этом говорит опыт социально-педагогических ком­плексов, в которых создается единая база воспитания детей разных возрастов и они включаются в разностороннюю тру­довую, познавательную, клубную деятельность. В качестве субъектов воспитания выступают не только педагоги вне­школьных учреждений, но и коллективы промышленных предприятий, учреждений науки и культуры. С помощью СПК, по существу, складывается воспитательная система целого региона и педагогизируется социальная среда в це­лом. Возможны и другие пути, когда школа выступает цент­ром превращения микрорайона в воспитательную систему Представляется достижимой перспектива превращения все­го общества в воспитывающее при условии интеграции всех воспитательных институтов и педагогизации протекающих в нем процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: