Итак, обновление воспитания, опирающееся на принцип гуманизации, означает:
— возвращение воспитания к человеку как основному его предмету и цели, насыщение содержания воспитания проблемами человека, его духовности, гражданственности, нравственности, организацию воспитания как гуманитарной практики, направленной на оказание помощи детям в их духовно-нравственном, гражданском обновлении и разрешении конкретных жизненных проблем;
— поддержку индивидуальности и самобытности ребенка, что предполагает решительный отказ от «валового» подхода в воспитании и признание каждого отдельного ребенка высшей ценностью воспитания. Развитие субъектных свойств, творческого потенциала, поддержка самобытных черт характера становятся при этом главной заботой воспитателя;
— осуществление воспитания в контексте национальной культуры как среды, питающей духовное и нравственное развитие ребенка;
— возвращение воспитания в семью, 'к родителям, признание в них главных воспитателей, ответственных за экологию детства, поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями, взаимообучение педагогов и родителей;
|
|
— существенное повышение педагогической культуры воспитателей: обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями гуманистического воспитания и др.
Отказ от устаревших педагогических догм и постулатов авторитарного воспитания, которые, по существу, были враждебны живому воспитательному процессу 'и препятствовали утверждению в нем ценностного отношения к ребенку, и поворот к идеям гуманистического воспитания имеет место во всех школах, озабоченных проблемой обновления, но наиболее полную практическую реализацию эта система находит в тех школах нового типа, где воспитанию придается определяющее значение и результаты образовательной деятельности связываются с ее вкладом в формирование определенного типа личности. В г.Ростове-на-Дону эта «школа жизнетворчества» (СШ № 57), «школа природы» (СШ № 97), Донская гимназия (СШ № 62), школа русской культуры, лицей для одаренных детей, которые находятся в настоящее время в процессе становления, и др.
Таковы основные идеи разрабатываемой нами концепции воспитания, которая в отдельных своих положениях уже проверена в практической работе ряда школ, но в целом — создает основу для дальнейших исследований и проектных разработок.
— слабая координация деятельности учебных заведений,
внешкольных учреждений, средств массовой информации в воспитании подрастающих поколений. Десятки тысяч школ, ПТУ, техникумов, вузов, станций юных техников, музыкальных, художественных, 'спортивных школ' и т. д. работали и продолжают работать разрознено, теряя таким образом свой воспитательный потенциал. Средства массовой информации, особенно популярное у молодежи телевидение, не заботятся о воспитательных результатах своих публикаций и передач, пропагандируя нередко низкопробное искусства и низменные идеалы;
|
|
— слабая материально-техническая база воспитательной деятельности, являющаяся следствием остаточного принципа финансирования сферы образования.
2.9. Важной причиной несостоятельности существующей системы воспитания является слабость ее научного обоснования. Педагогическая наука изучала не реальные проблемы воспитания и развития личности растущего человека, а главным образом «онаучивала» решения высоких инстанций и.вырабатывала декларативно-нормативные установки, пригодные лишь,ля масссво-стандартизованного процесса воспитания.
3. Основные идеи построения гуманистической системы воспитания
3.1. Для спасения молодежи от нравственного и духовного оскудения в кризисном обществе необходим переход к истинно гуманистической системе воспитания. Ее построение не означает отказа от опыта воспитания, накопленного лучшими отечественными учебными заведениями в течение десятилетий. Многие элементы этого опыта (использование детского коллектива для развития личности; интеграции школы и среды; включения молодежи в трудовые отношения взрослых и др.) высоко оценены и вошли в «копилку» мировой педагогики.
Вместе с тем перестройка сложившейся системы воспитания не может быть ограничена ее «косметическим ремонтом». Подлинная перестройка требует радикального пересмотра целей, принципов, ориентиров, идей, лежащих в основе воспитания, отказа от тех из них, которые являются плодами тоталитаризма, пренебрежения личностью подрастающего человека, идеологического униформизма и догматизма. Необходима смена воспитательной парадигмы, предполагающей выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров, пронизанных уважением к личности каждого учащегося, заботой о развитии всех его сущностных сил.
3.2. В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:
— личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, подростка, молодого человека, признаниеих социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого какнацель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитании на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;
— воспитание — целенаправленное управление Формированием сознания, чувств и поведения ребенка как целостным процессом.
Крен в сторону сознания и поведения неизбежно порождает разрыв слова и дела, обедняет эмоционально-чувственную сферу молодежи. Между тем эмоции облегчают процесс освоения социального опыта. Жизненные ценности, нравственные нормы и правила только через чувства могут стать собственными ценностями и нормами развивающейся личности. Эмоциональная скудость существующей системы воспитания и гипертрофия рационального делают воспитание неэффективным; преодоление «левополушарного» стиля воспитания поможет вывести его на более высокий качественный уровень;
— единство воспитания, обучения и развития, что требует существенного изменения содержания общего образования, форм и методов обучения. Важное место должны занять гуманитарный аспект в общем образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, активные методы, стимулирующие познавательный интерес учащихся;
|
|
— национальное своеобразие воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки. Однако национальная «окрашенность» воспитания не должна препятствовать выходу учащихся в широкий многонациональный и поликультурный мир, в котором предстоит жить молодым поколениям;
— организация жизнедеятельности учащихся как основы воспитательного процесса. Ребенок, подросток, юноша и девушка, находясь в учебном заведении, не только готовятся к будущей взрослой жизни, но и живут реальной жизнью. В школе, профессионально-техническом училище, техникуме нужны не искусственно придуманные мероприятия, а интересная, полноценная, отвечающая потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь, наполненная разнообразными делами — трудовыми, благотворительными, общественно полезными, творческими, досуговыми и т. п. Они организуются так, чтобы каждый учащийся нашел себе дело по душе, ощущая чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека. Яркая событийность вкрапливается в здоровый, размеренный, эмоционально уравновешенный, упорядоченный, с мажорным акцентом образ жизни. Жизнедеятельность учащихся, ее содержание, общение и отношения школьников составляют ту естественную среду, в которой формируется нравственный облик растущего человека;
— гуманизация межличностных отношений. Авторитарность, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность. Уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброта и внимание по отношению к ним создают психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие ученика.
|
|
Требуется последовательная опора на идеи социальной психологии и психологии индивидуальных различий в создании благоприятного психологического климата, в совершенствовании межличностных отношений в учебном заведении через создание специальных ситуаций успеха, доверия, соревновательности с целью корректировки сложившихсяотношений;
— средовой подход в воспитании включает различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой, которая весьма противоречива. Учебное заведение не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в жизнь учащихся заботы и проблемы ближайшего окружения, превращая школу в культурно-духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в микросоциуме;
— эстетизация среды приходит на смену так называемой «наглядной агитации». Перефразируя А. П. Чехова, можно сказать, что в учебном заведении все должно быть прекрасно: стены, люди (взрослые и дети), отношения между ними. Красивая обстановка и чистота в школе, ПТУ, вузе создают стабильно действующий фактор воспитания благородных чувств, отношений и поведения.
4. Воспитание, его цели и задачи в современных условиях
;4.1. формирование личности человека — непрерывный и исключительно сложный процесс, в котором действует множество факторов, как стихийных, так и целенаправленных. Главные из них — социализация, воспитание, саморазвитие. Человека воспитывает все, что его окружает: семья, родители, друзья, группы сверстников, средства массовой информации, искусство, литература, природа и т. д.
Постоянно и мощно работает биологический механизм саморазвития с его составляющими в виде задатков человека, на основе которых формируются потребности, интересы, склонности и способности,
В учебных заведениях осуществляется целенаправленное воспитание, которое представляет собой педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.
Такое понятие воспитания далеко от упрощения многофакторного, многослойного, зачастую таинственного процесса становления человеческой личности. Оно не имеет в виду управление личностью, ибо личность не винтик, она имеет сознание, волю, способна к самостоятельным действиям. Но можно и нужно управлять процессом развития ребенка, создавая условия для оптимального взаимодействия биологической и социальной составляющих человека, обеспечения единства социализации, воспитания и самовоспитания, нейтрализуя отрицательное воздействие среды и усиливая' факторы, стимулирующие саморазвитие личности.
Воспитание затрагивает сложнейшие явления, связанные с глубинными и еще далеко не познанными пластами человеческой психики, сознания и самосознания.
Целостность человеческой личности не допускает искусственного расчленения процесса воспитания на отдельные составляющие. В реальной практике воспитывает весь жизненный уклад учебного заведения (его содержательная наполненность, реальные условий жизнедеятельности, система отношений), поскольку через него преломляются все воздействия, которым подвергается личность.
4.2. Ведущей целью воспитания остается идущий из глубин веков идеал всесторонне развитой личности. Он ориентирует на широкий подход к личности, остерегает от односторонности воспитания, сведения его к однобокой адаптации молодых к конкретным условиям и требованиям общества.
Всесторонне развитая личность — это не совокупность ее отдельных сторон или качеств — интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических. Всестороннее развитие предполагает органический синтез творческого сознания и самосознания, эмоциональной сферы и поведения человека.
4.3. Общая цель, связанная с формированием сознания и самосознания, чувств и поведения молодежи, требуетееконкретизации с учетом тех трудностей, которые переживает страна и ее молодые поколения. Для сохранения учащейся молодежи как дееспособной части общества, готовой к ее возрождению, особое значение имеют следующие задачи, на реализации которых следует сосредоточить усилия всех социальных институтов общества, причастных к воспитанию молодежи:
— философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни, формирование самосознания и ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации;
— приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры своего отечества, народа, формирование потребности и высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении;
— выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, подростка, юноши, девушки; реализация их в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении; развитие креативности как черты личности;
— формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям), культуры общения, культивирование интеллигентности как меры воспитанности;
— развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к рефлексии;
— воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, сохранении человеческой цивилизации;
— воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде; воспитание социально значимой целеустремленности, предприимчивости и деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях;
— воспитание и развитие 'потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином и. жить счастливой жизнью.
5. Воспитательная система как условие целостного развития личности
5.1. Человек — целостный организм, в котором все составляющие элементы неразрывно взаимосвязаны. В связи с этим хаотичность, разнонаправленность, несогласованность воспитательных усилий не приносят успеха в воспитании. Воспитательные мероприятия, кампании, «направления», педагогические «чудо-средства», которых так много в теоретических работах и практике, не могут быть эффективными даже при условии улучшения материальных ресурсов воспитания.
Целостности как сущностной характеристике человека должна соответствовать целостность воспитательного процесса, которая может быть обеспечена лишь путем создания и развития воспитательных систем.
5.2. Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе интеграции основных компонентов воспитания (цели, субъекты воспитания,их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегральными характеристиками как образ жизни учебного заведения или, по выражению К. Д. Ушинского, «дух школы», в которых заключено мощное и постоянно действующее воспитательное воздействие на учащихся.
5.3. Воспитательная система не создается и не задается извне; она является результатом сложного процесса саморазвития, в котором важную роль играет исходный замысел авторов системы. В то же время многое в ней возникает помимо волн педагогов, является творчеством самих детей/Воспитательная система ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности реальных детей и взрослых, поэтому она не может выглядеть одинаково не только в разных регионах, но даже в двух соседних школах. И, тем не менее, существуют общие для всех воспитательных систем черты, закономерности функционирования и развития. Становление и развитие системы происходит не стихийно, а путем педагогического управления этим процессом, включающего самоуправление и саморегуляцию.
5.4. Гуманистическая воспитательная система всегда открыта, не завершена, ей противопоказаны жесткое программирование, тотальная упорядоченность, 'подчиняющая личность ребенка административным требованиям или моральному престижу коллектива. В ткани жизнедеятельности учебного заведения сохраняются своеобразные «зоны неупорядоченности», не ограниченные организационным или ценностным влиянием системы.
5.5. В стране существуют школы, ПТУ, техникумы, вузы, в которых сложилась и эффективно действуют воспитательные системы. Они созданы усилиями творчески работающих коллективов, возглавляемых педагогами-мастерами Их опыт стал объектом пристального изучения.практиков, исследователей, органов народного образования. Вопросы, близкие к проблеме создания воспитательных систем, активно обсуждаются и в зарубежной педагогике.
5.6. Для учебных заведений с гуманистическими воспитательными системами характерны следующие признаки:
— наличие собственной своеобразной идеологии школы, которая разделяется и принимается как взрослыми, так и детьми. Это целостный образ собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;
— формирование определенного образа жизни учебного заведения, в котором преобладают 'позитивные ценности, мажорный тон, динамизм, чередование 'различных жизненных баз (событийность и повседневность, праздники и будни);
— педагогически целесообразная организация среды учебного заведения как внутренне (предметно-эстетической, пространственной, духовной), так и внешней (социальной, природной). Важно не только то, что и как делает ребенок, но и в каких условиях происходит его деятельность;
— гуманистический характер межличностных отношений, реализация защитной функции школы по отношению к личности, превращение школы в своеобразную Общину, основанную на господстве гуманистических ценностей.
Проявления воспитательных систем различны, но суть их одна: движение от разрозненных воспитательных влияний — к целостному, саморегулирующемуся воспитывающему социальному организму. Это путь к преодолению отчуждения молодежи от учебных заведений, выработке таких форм жизнедеятельности, которые были бы наиболее приемлемы как для молодежи, так и взрослых, работающих с нею.
5.7. Тенденция к интеграции воспитательных влияний может и должна выходить за рамки одного учебного заведения. Об этом говорит опыт социально-педагогических комплексов, в которых создается единая база воспитания детей разных возрастов и они включаются в разностороннюю трудовую, познавательную, клубную деятельность. В качестве субъектов воспитания выступают не только педагоги внешкольных учреждений, но и коллективы промышленных предприятий, учреждений науки и культуры. С помощью СПК, по существу, складывается воспитательная система целого региона и педагогизируется социальная среда в целом. Возможны и другие пути, когда школа выступает центром превращения микрорайона в воспитательную систему Представляется достижимой перспектива превращения всего общества в воспитывающее при условии интеграции всех воспитательных институтов и педагогизации протекающих в нем процессов.