Аль-Бухари и Муслим. Кроме того, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал

Кроме того, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Подаяние неимущему это только подаяние, а ( оказание помощи ) родственнику это две вещи - подаяние и поддержание ( родственных связей 11. Ат-Тирмизи

И посланник Аллаха, при каждом удобном случае снова и снова указывал на предпочтительность проявления доброты по отношению к родственникам. Так, когда был ниспослан аят, в котором говорится: {Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите...} “Семейство Имрана”, 92

Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, подошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал:

“О посланник Аллаха, поистине, Аллах Всеблагой и Всевышний говорит: {Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите...} —, что же касается меня, то, поистине, больше всего я люблю Байраху 12, так пусть она станет моим подаянием ради Аллаха, благодаря которому я надеюсь обрести благочестие и которое хочу сделать своим запасом у Аллаха. Используй же её, о посланник Аллаха, так, как укажет тебе Аллах!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отлично! Этот капитал принесёт прибыль, этот капитал принесёт прибыль! Я слышал, что ты сказал, и считаю, что ты должен отдать её родственникам». Абу Тальха сказал: “Я так и сделаю, о посланник Аллаха!”—, после чего он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди”. Аль-Бухари и Муслим.

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заглянул в будущее, повелев хорошо относиться к родственникам, которые будут жить через много веков, так как он повелел хорошо относиться к египтянам, о чём говорится в хадисе, который передал Муслим. В этом хадисе сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вы завоюете Египет и когда вы завоюете его, то хорошо обходитесь с людьми, живущими в этой стране, ибо у них есть свои права, которые необходимо соблюдать и они являются кровными родственниками (или :...родственниками по женской линии) ».

Улемы, комментировавшие этот хадис, указывали, что кровными родственниками они были названы по той причине, что египтянкой была Хаджар, мать Исмаила. Что же касается родства по женской линии, то здесь имеется в виду то, что Мария, мать Ибрахима, сына посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была египтянкой.

Какая преданность и какое благочестие, какое человеческое великодушие, влияние которого распространялось в течение целых веков и эпох и на потомков этих двух благородных родственниц!

С учётом этого неудивительно, что благочестивый и сознательный мусульманин уделяет своим родственникам так много внимания и так щедро оказывает им свои благодеяния в течение всей своей жизни.

Он поддерживает связи
со своими родственниками,
даже если они и не являются мусульманами

Ислам отличается своим великодушием и гуманностью, поскольку эта религия велит поддерживать связи с родственниками, даже если они и не являются мусульманами. Так, например, в хадисе, передаваемом со слов Абдуллаха бин Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал:

“Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, открыто, а не тайно, говорил:

«Поистине, члены семейства такого-то не являются для меня близкими, ибо мои близкие — это Аллах и праведные верующие, однако (меня связывают) с ними родственные связи и я буду поддерживать их должным образом». Аль-Бухари и Муслим.

А когда были ниспосланы слова Всевышнего:

{И увещевай своих ближайших родственников} “Поэты”, 214. —, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, созвал курайшитов и когда все они собрались, он обратился ко всем собравшимся вместе и к некоторым из них в отдельности, сказав:

«О бану абд шамс 13, о бану ка‘б бин луайй, спасайтесь от огня! О бану мурра бин ка‘б, спасайтесь от огня! О бану абд манаф, спасайтесь от огня! О бану хашим, спасайтесь от огня! О бану абд аль-мутталиб, спасайтесь от огня! О Фатима, спасайся от огня! Поистине, никак не смогу я защитить вас от Аллаха, однако меня связывают с вами узы родства, и я буду поддерживать их должным образом!» Муслим

Поистине, живительная влага человеческого расположения никогда не исчезает из сердца мусульманина, но распространяется из него, что проявляется в виде оказания благодеяний родственникам и благожелательного отношения к ним, даже если они и не исповедуют ислам. Вот почему выражение благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «...однако меня связывают с вами узы родства, и я буду поддерживать их должным образом!» 14 —, стало одним из перлов арабского красноречия. Он уподобил родственные связи земле, которая увлажняется благодаря поддержанию, порождая любовь и искренность, и высыхает вследствие разрыва, порождая ненависть и чёрствость. И поэтому истинный мусульманин проявляет дружеское расположение к другим и вызывает такое же расположение к себе и в других, и все люди любят его, так как они видят, что он является живым воплощением достойных нравов.

Вот почему Умар, да будет доволен им Аллах, не посчитал зазорным подарить одежду, которую прислал ему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своему брату по матери, являвшемуся многобожником. Аль-Бухари.

Ранее мы уже отмечали, что ислам побуждает людей делать добро своим родителям, даже если они и являются многобожниками, здесь же мы видим, что эта религия побуждает делать добро и родственникам, даже если они и не являются мусульманами, что указывает на великодушие и гуманизм ислама и не является новшеством в религии, ведь известно, что Аллах обратился к Своему посланнику с такими словами:

{И Мы направили тебя только как милость для миров} ”Пророки”, 107. —, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал:

«Поистине, я был направлен (к людям) только для того, чтобы довести благонравие до совершенства». Имам Малик в “Аль-Муватта”.

Он понимает поддержание родственных
связей в широком смысле этого слова

Истинный и сознательный мусульманин рассматривает поддержание родственных связей как указание своей религии, не считая, что это подразумевает собой только оказание им материальной помощи. Нет, это — нечто большее, более общее и широкое, что может находить своё выражение и в оказании помощи неимущим родственникам деньгами, и в посещениях, укрепляющих узы родства и любви и усиливающих взаимное расположение и сочувствие, и в дружеских советах, помощи и проявлении справедливости, и в произнесении добрых слов, и в сохранении приветливого выражения лица, и в оказании хорошего приёма, и в улыбках и в прочих благих делах, порождающих в сердцах любовь и способствующих возникновению взаимного расположения, сочувствия и солидарности между родственниками. Вот почему высокие наставления пророка, да благословит его Аллах и приветствует, побуждают поддерживать родственные связи даже с помощью простейших и не требующих никаких усилий вещей. Так, например, он сказал:

«Орошайте 15 узы родства хотя бы с помощью приветствий».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: