Ат-Табарани в “Аль-Аусате”

В достоверных хадисах можно найти много прекрасных картин, изображающих положение тех, кто окажется в раю. Одной из них является та картина, где представлен человек, испытывающий в раю всевозможные виды блаженства в награду за то, что он убрал с дороги, по которой ходили мусульмане, мешавшее им дерево.

Об этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит так:

«Я видел человека, наслаждавшегося в раю в награду за дерево, которое он убрал с дороги, так как оно причиняло неудобства мусульманам». Муслим.

Итак, устранение того, что вредит мусульманам, является другим видом блага, которое можно им принести, совершив то, что пойдёт людям на пользу. Таким образом, человек, устраняющий то, что мешает и вредит мусульманам, подобен тому, кто приносит им благо и пользу, так как оба они делают нечто полезное для них, и за это оба они будут удостоены награды Аллаха, Его милости и благоволения. Этим и объясняется то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал мусульман не только к совершению полезного, но и к устранению приносящего вред, ведь только благодаря сочетанию того и другого община может преуспеть, общество – достичь процветания, а узы любви между сердцами – укрепиться.

Об одном из подобных высоких наставлений пророка, да благословит его Аллах и приветствует, побуждающих человека устранять то, что вредит мусульманам, сообщает Абу Барза, да будет доволен им Аллах, который сказал:

“Однажды я сказал: ”О пророк Аллаха, научи меня тому, что принесёт мне пользу”. Он сказал:

«Убирай с дороги (, по которой ходят) мусульмане, то, что мешает (им) »”. Муслим.

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: ”О посланник Аллаха, укажи мне, что я должен делать, чтобы войти в рай”. В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Убирай с дороги то, что мешает (людям), и это зачтётся тебе как садака». Ахмад.

Он старается примирять мусульман
между собой

Одним из признаков проявления внимания к делам мусульман, желания принести им пользу и уберечь их от вреда является стремление примирять их между собой в тех случаях, когда они начинают враждовать друг с другом. Указаний на обязательность стремления примирять мусульман между собой существует больше, чем могут вместить их страницы нашей книги, и к числу их относятся слова Всевышнего, который сказал:

{И если две группы верующих станут сражаться, то примирите их. Если же одна из них чинит произвол по отношению к другой, то сражайтесь с той, что притесняет (другую), пока она не вернётся к велению Аллаха60. Когда же она вернётся, примирите их беспристрастно и справедливо и будьте справедливыми: поистине Аллах любит справедливых!} “Комнаты”, 9.

Таким образом, в силу этого категорического веления Господа следует примирять между собой две враждующие группы, даже если с той из них, которая проявляет упорство и притесняет другую, придётся сразиться, чтобы справедливость в обществе верующих восторжествовала и между ними снова установились братские отношения.

Аллах Всевышний сказал:

{Поистине, верующие – братья, а поэтому примиряйте между собой двух (враждующих) братьев ваших и бойтесь Аллаха, чтобы вас помиловали.} “Комнаты”, 10.

Несмотря на всю свою занятость делами исламского призыва, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда старался примирять тех, кто ссорился между собой, и это лишний раз указывало мусульманам на обязательность стремления к примирению враждующих. Так, например, передают со слов Абу-ль-Аббаса Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, что когда до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дошла весть о том, что бану амр бин ауф 61 не ладят между собой, он отправился к ним в сопровождении других людей, чтобы примирить их между собой, и отсутствовал, пока не настало время молитвы, о чём сообщается в длинном хадисе, который приводят аль-Бухари и Муслим.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прилагал все свои усилия для того, чтобы в обществе верующих царило братство, а жизнь их наполняли собой согласие, искренность и взаимопонимание, и никогда не прекращал побуждать их к проявлению великодушия и доброты словом и делом. И он уделял этой стороне своей воспитательной деятельности очень много внимания, стремясь к тому, чтобы на смену вспышкам гнева, вражды и упрямства приходили улыбки согласия, спокойствия и снисходительности. Примером этого может служить то, о чём рассказала мать правоверных госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: “Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, услышал громкие голоса двух споривших между собой людей, раздававшиеся у дверей его дома. Один из них просил простить часть его долга и проявить доброту, другой же говорил: ”Клянусь Аллахом, я не сделаю этого!” И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к ним и сказал:

«Где тот, кто клянётся Аллахом, что не сделает добра?»—, после чего этого человека, услышавшего голос посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который укорял его, охватил стыд и он отказался от того, что ему причиталось со словами: ”Это я, о посланник Аллаха, и пусть будет так, как он хочет””. Аль-Бухари и Муслим.

И ради достижения примирения между людьми пророк, да благословит его Аллах и приветствует, позволял говорить многое из того, в чём люди допускают преувеличения, стремясь склонить на свою сторону охваченные ненавистью души и смягчить окаменевшие сердца. Он не считал это запретной ложью и не относил людей, говоривших такие слова к числу грешных лжецов, о чём свидетельствует содержание хадиса, передаваемого со слов Умм Кульсум бинт Укба бин Абу Му‘айт, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: “Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не является лжецом тот, кто (старается) примирить людей между собой, сообщая им нечто благое (или: …говоря благое) » ”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: